Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.
Аксиома управления
Право, принадлежащее субъекту ОРД, отражает его возможное поведение. В отличие от обязанностей реализация такого поведения зависит от усмотрения управомоченного органа (лица). Однако рамки его субъективных правомочий, как правило, очерчены нормами объективного права.
Совершенно справедливо такое субъективное право связывается со свободой, точнее, мера возможного поведения – с мерой свободы. Думаю, это важно всегда иметь в виду при анализе соответствующих правовых норм, особенно такой творческой деятельности, как ОРД.
В соответствии со статьей 15 Закона об ОРД оперативно-розыскные органы при решении задач, возложенных на них, имеют право:
– проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в статье 6 Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровья лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. При этом законодатель внес существенное пояснение: «В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных (курсив мой. – А.М.) оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществляющее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД);
– устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;
– использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
– использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
– создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.
Право гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия непосредственно корреспондируется с обязанностью принимать все необходимые меры при решении определенных законом задач ОРД. Это с неизбежностью вытекает и из того, что вся оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1 Закона об ОРД).
Именно из этого очевидно, что в такой ситуации право проявляет себя как должное, обязательное поведение. Ведь совершенно невозможно представить обязанность принять все необходимые меры по решению задач, определенных законом, без осуществления ОРМ. Можно согласиться с теоретиками права о допустимости предписаний возможности (право) и необходимости (обязанность), тем более, что они подкрепляют свои суждения формулировками норм Конституции (ч. 4 ст. 43)[110].
Вместе с тем, совершенно прав В.М. Шафиров в том, что «такие возможности не могут и не способны изменить сути обязанности как меры должного, необходимого поведения»[111]. Законодательная норма о правах имеет открытый характер, т. е. включены не все права субъекта, осуществляющего ОРД. Некоторые из них находятся в других нормах. Например, в соответствии со статьей 4 Закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, правомочны издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ. Это важное нормативно-правовое дозволение, показывающее юридический статус органов, самодостаточность в правовой регламентации. В соответствии со статьей 10 Закона об ОРД для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, заводить дела оперативного учета, а в соответствии со статьей 13 указанного Закона вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы ОРМ в СИЗО. Можно обнаружить права и в ряде других норм.
По данному поводу некоторые ученые сетуют на то, что это лишает субъектов ОРД возможности системно воспринимать волю законодателя (А.Ю. Шумилов). Напротив, законодатель поступил мудро, определив основные типичные права всей системы. Другие, более конкретные, он увязал с отдельными институтами ОРД (подсистемами). Такой системный подход основан на общепринятом понимании того, что каждая система обладает своим качеством, не присущим отдельным ее частям, но вытекающим из их свойств, и того, что любая система и ее части не могут рассматриваться изолированно одна от другой[112]. В противном случае нетрудно представить правовой хаос, если бы действительно дать одним перечнем (каталогом) все права органов и их должностных лиц при осуществлении всех направлений ОРД.
Право проводить ОРМ гласно и негласно – это не только благое пожелание, а принцип деятельности при сочетании гласных и негласных методов и средств, придерживаясь которого можно достичь определенных успехов в решении задач ОРД. Если для процессуального расследования недопустимость разглашения сведений – это временный тактический ход (ст. 16 УПК РФ), то для ОРД негласность – это главный признак, отличающий ее от уголовно-процессуальной деятельности. Отдельные ОРМ, такие как: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, привлечение лиц к негласному сотрудничеству, оперативное внедрение и некоторые иные, по сути своей являются негласными. При этом важно иметь в виду, что негласными эти ОРМ являются для лиц, в отношении которых они проводятся, как исключительные, крайне необходимые меры. Для использования же полученных сведений, как правило, возникает необходимость их легализации, перевода на открытое положение для получения юридической силы. Хотя подчеркнем, что негласные ОРМ проведенные с соблюдением правовых оснований и условий, – это законные оперативно-розыскные меры. В большинстве своем ОРМ проводятся гласно либо с зашифровкой истинной цели оперативного интереса, или некоторых средств и методов получения информации. Такие сведения при соблюдении требований УПК РФ могут быть использованы в доказывании как в качестве доказательств, так и при организации и тактике проведения отдельных следственных действий.
В законе оговорено право при проведении ОРМ проводить изъятие предметов, материалов, сообщений. Разумеется, речь идет прежде всего о тех материальных объектах, которые запрещены или ограничены в свободном гражданском обороте (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства), орудия или средства совершения преступлений, материальные носители информации при обязательной фиксации факта изъятия, процедуры и лиц, принимавших участие в этом и присутствующих в соответствующем оперативно-служебном документе, составленном по результатам проведения ОРМ.
Вопросы изъятия материальных объектов регламентируются и иными нормативно-правовыми документами, например, федеральными законами, постановлениями Правительства и ведомственными инструкциями о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров[113].
Относительно возможностей приостановления связи, то механизм правореализации достаточно четко указан в Федеральном законе «О связи» от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ[114] и соответствующих правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ (от 26 сентября 2000 года № 725)[115]. В соответствии с указанными документами сотрудники сферы связи (операторы) обязаны оказывать содействие правоохранительным органам при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в этом направлении.
В ситуациях, когда возникает угроза жизни и здоровью лица, а также угроза безопасности (государственной, военной, экономической или экологической) оперативно-розыскные органы имеют право прерывать предоставление всех видов услуг связи, используя специальные технические средства ее приостановления. Имеется и соответствующий правительственный документ, предусматривающий такое право уполномоченным на то органам в случае использования систем ГППСС в преступных целях[116].
Право оперативно-розыскных органов устанавливать сотрудничество с лицами на конфиденциальной основе закреплено в Законе об ОРД и в подзаконных ведомственных нормативно-правовых актах. Заметим, что правом установления негласного сотрудничества наделены сотрудники оперативно-розыскных органов всех цивилизованных в правовом отношении стран.
Негласное сотрудничество может быть установлено фактически с любым лицом при условии его согласия на это. Отношения сотрудничества могут быть установлены на безвозмездной или возмездной основе. Думаю, что лучше всего пояснить это с гражданско-правовых позиций. В безвозмездном отношении (сделке) обязанность органа, осуществляющего ОРД, предоставить встречное удовлетворение отсутствует. Иначе говоря, негласный сотрудник оказывает помощь и содействие органу в борьбе с преступностью исходя из чувства гражданского долга, на патриотических началах либо иных желаниях, не связанных с удовлетворением своих благ. Возмездность сотрудничества предполагает обязанность органа, его сотрудников предоставить за оказанные услуги негласного характера в сфере, представляющей для органа оперативный интерес, материальное (как правило, денежное) или иное благо. Надо заметить, что на сей счет имеется и финансовое обеспечение ОРД (ст. 10 Закона об ОРД).
В целях выполнения задач ОРД органы имеют право использовать служебные, жилые и нежилые помещения предприятий, организаций, учреждений и граждан, транспортные средства и иное имущество. При этом могут быть заключены специальные договоры (в форме определенного документа) или интерес органа может быть достигнут при устном соглашении. В ходе оперативно-розыскных мероприятий возникают самые различные ситуации – долговременные или одномоментные, когда возникает необходимость в помощи организаций и граждан (засады, преследование преступников, необходимость конспиративных встреч в соответствующих условиях и т. д.), услуги которых могут оплачиваться.
Разведывательно-поисковая сущность ОРД нередко требует специальных мер по зашифровке личности самих сотрудников, разработки достоверных легенд сокрытия их принадлежности к органам с соответствующим поведением.
В целях конспирации они могут использовать специально изготовленные документы прикрытия (паспорт, различные удостоверения, военный билет и иные документы), зашифровывающие личность, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, помещений и транспортных средств.
Творческая оперативно-розыскная деятельность требует в этой ситуации искусства перевоплощения сотрудника с учетом избранной линии поведения в конкретной среде, специфики вымышленной профессиональной деятельности, необходимых умений и навыков. Все это необходимо для успешного проведения ОРМ, и допущенные ошибки документального или поведенческого характера могут привести не только к провалу мероприятия, но и к реальной угрозе безопасности личности.
Законодательством предоставлено право не только использовать документы прикрытия личности и создающие зашифровку организации, учреждения и транспортных средств, но и специально создавать в установленном законом порядке для решения оперативно-розыскных задач предприятия и учреждения, организации и подразделения. Сотрудники оперативных органов, действуя под документами прикрытия в легендированных организациях и учреждениях, могут успешно проводить ОРМ по выявлению глубоко замаскированных преступных формирований в сфере наркобизнеса, различных отраслях экономики, торговли оружием и т. д. Их информация служит своевременному предупреждению, пресечению, раскрытию особо тяжких преступлений и розыску опасных преступников.
Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, реализуя свои права, управомочены предъявлять соответствующие требования физическим и юридическим лицам для исполнения. Неисполнение законных требований сотрудников в ходе осуществления ОРД либо воспрепятствование законному осуществлению ОРМ влекут ответственность, предусмотренную законом.