Методика чтения текста
Памятка № 1
Как читать научный текст (ознакомительное чтение)
1. Приступая к чтению, помните, что ваша задача – понять основное содержание текста.
2. Попытайтесь по названию текста определить его тематику. Вспомните, что вы знаете по данной теме.
3. При чтении текста не пользуйтесь словарем. Попытайтесь понять значения новых слов по контексту, а также с помощью словообразовательного анализа.
4. В процессе чтения найдите основную информацию, отметьте ключевые слова, несущие эту информацию.
5. Составьте краткий план, ориентированный на основную информацию текста.
6. Опираясь на текст, план и пометы, восстановите основное содержание текста.
Памятка № 2
Как читать научный текст (изучающее чтение)
1. Приступая к чтению, помните, что ваша задача – точно и полно понять содержание текста с целью дальнейшего воспроизведения его в устной и письменной форме.
2. При чтении постарайтесь понять значения новых слов по контексту и с помощью словообразовательного анализа. В случае необходимости обращайтесь к словарю.
3. В процессе первичного (ознакомительного) чтения найдите основную информацию, ориентируясь на ключевые предложения (слова).
4. Прочитайте текст еще раз, разделите его на смысловые части.
5. Составьте подробный план в соответствии с выделенными смысловыми частями.
6. В каждой смысловой части отметьте особыми знаками основную, дублирующую, а также иллюстративную информацию.
7. Опираясь на текст, план и пометы, мысленно восстановите основное содержание текста, а затем воспроизведите кратко основное содержание.
Сформулируйте выводы о ценности прочитанного текста.
Методические рекомендации: тексты должны быть небольшими (≥0,5 страницы), возможно, чтобы это были определения каких-либо терминов по своей специальности. Тексты должны быть вклеены в тетрадь для СРС, озаглавлены, также нужно определить тему и основную мысль текста.
Форма контроля:письменный ответ
Срок предоставления работы:3 неделя
Тема № 4: Коммуникативные задачи текста. Микротема текста.
Цели:дать определение понятиям «коммуникативная задача текста», «смысло-речевые ситуации», определить позицию предложения, содержащего коммуникативную задачу.
Основные вопросы
1. Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст.
2. Тема и микротема текста.
3. Прогрессия текста.
СРС № 4
Задание:
1. Подготовить пересказ текста упр. № 33, с. 25, «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.
2. Выполнение упражнения № 16, с. 16 «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.
Упражнение № 16. Прочитайте текст. Объясните его заголовок. Выделите слова, отражающие тему текста. Используя их, перескажите текст. Что нового вы узнали о языке? Какими словами называется знаковая функция языка?
Как зарождался язык
Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют “изъясняться” на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?
Давайте заглянем в глубь истории…
Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть.
Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов. Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы.
Люди, которые это придумали открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова-подражания природным шумам и голосам зверей (типа “мяу”, “ку-ка-ре-ку”, “гав-гав” и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились.
Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много.
(В.В. Волина.)
Методические рекомендации:Пересказ должен быть близким к тексту, допускается подбор синонимичных слов и выражений, которые не меняют смысл текста.
Перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Перед выполнением задания текст рекомендуется вклеить в тетрадь для СРС. На вопросы, которые даны в задании, следует отвечать письменно.
Форма отчетности: устная и письменная.
Сроки предоставления: 4 неделя.
Тема № 5: Функционально – смысловые типы речи. Языковые особенности функциональных типов речи. Описание как тип речи.
Цель занятия:сформировать у будущих специалистов понятие об основных типах речи, научить определять тип текста и создавать текст любого типа.
Основные вопросы
1. Понятие о функционально-смысловых типах речи.
2. Описание как тип речи. Языковые особенности описания.
3. Повествование в различных сферах общения.
4. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения.
СРС № 5
Задание:
1.Выполнение упражнения № 109, стр. 68, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005.
2. выполнение заданий № 21, 22, 23 стр. 440, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005.
Упражнение № 109.Закончите текст в виде описания, раскрывая признаки и дополняя общие представления об объектах, заданных в следующих предложениях. Для этого выберите одно из них. Употребите в тексте слова, данные в рамке.
1. Удивительная профессия – делать людей здоровыми, возвращать их к жизни. 2. В нашем музее искусств в течение нескольких дней будет экспонироваться уникальная выставка. 3. Профессия учителя – это необыкновенная профессия.
Методические рекомендации:написанию сочинения должна предшествовать предварительная словарная работа: подбор синонимов (существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Задание № 21. Сравните приведенные ниже тексты-описания. Какие типы описания в них представлены? Мотивируйте свой ответ.
а) … Знатная дама, чье лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни, чья тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишенное женского притяжения, - эта Лилиан Грей, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном те самые сердечные пустяки, которые не передашь на бумаге – их сила в чувстве, не в самих них. Она решительно не могла в чем бы то ни было отказать сыну. Она прощала ему все: пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды…
б) Маркетинг – предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством разработки, продвижения и реализации. Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды и рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), сбыта, обеспечение социальной ответственности (корпораций или организаций) и управление маркетингом.
Задание № 22. Охарактеризуйте особенности каждого из типов описаний.
Задание № 23. Составьте текст-описание: портрет друга (подруги) и описание одной из профилирующих дисциплин вашей специальности.
Методические рекомендации: написанию сочинения должна предшествовать предварительная словарная работа: подбор синонимов (существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Форма отчетности:устная.
Срок предоставления: 6 неделя.
Тема № 6: Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Нормы произношения и ударения. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Чистота речи. Определение практической стилистики.
Цели: проверить знания учащихся по теме “Функциональные стили речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах, выработать и закрепить нормы произношения и ударения, ввести понятие «стилистические ошибки».
Основные вопросы
1.Понятие о функциональных стилях речи.
2. Разговорный стиль речи.
3. Нормы произношения и ударения.
4. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.
СРС № 6
Задание:Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) разговорного стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор.
Методические рекомендации:образцы стилей речи в набранном виде вклеить в рабочие тетради, стилистический анализ производить в соответствии с предложенной таблицей.
Форма контроля: письменный ответ.
Срок предоставления: 7 неделя.
Тема № 7: Официально – деловой стиль и его особенности. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Виды делового общения.
Цель занятия:сформировать у будущих специалистов языковые понятия об официально-деловом стиле, научить распознавать текст этого стиля и создавать его,дать понятие о официально-деловом стиле, научить оформлять деловые бумаги.
Основные вопросы.
1. Понятие об официально-деловом стиле речи.
2. Основные жанры документации.
3.Лексические особенности языка ОДС.
4. Грамматические особенности языка ОДС
СРС № 7
Задание:
1.Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) официально – делового стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор.
2. Составить резюме.
Методические рекомендации:образцы стилей речи в набранном виде вклеить в рабочие тетради, стилистический анализ производить в соответствии с предложенной таблицей.
Форма отчетности:устный ответ.
Срок предоставления: 8 неделя.
Тема № 8: Публицистический стиль и его особенности.Лексические особенности языка публицистического стиля. Грамматические особенности языка публицистического стиля. Анализ публицистического текста.
Цели: выявить функциональные особенности публицистического стиля; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в жанре публицистического стиля.
Основные вопросы
1. Лексические особенности публицистического стиля.
2. Грамматические особенности публицистического стиля.
СРС № 8
Задание:Подобрать, пользуясь научной и художественной литературой, рекламно – информационными изданиями (газетами и журналами), образцы (примеры) публицистического стиля речи – 2 образца + стилистический анализ одного из образцов на выбор.
Методические рекомендации: перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе, стилистический анализ текста производить в соответствии с предложенной таблицей.
Форма контроля: письменный ответ.
Срок предоставления работы: 9 неделя.