История создания социальных сетей
Сам термин "социальная сеть" появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для знакомств. Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Первоначально задачей всех этих коммуникационных инструментов было не столько общение, сколько решение деловых вопросов и рабочих задач. Можно говорить о том, что социальные сети в Интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века. Несмотря на то, что первые социальные сети были несколько далеки от сегодняшнего понимания, главные принципы были те же. Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это FidoNet, благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты не зависимо от их местоположения.
Первая социальная сеть, более-менее похожая на сегодняшние сети, возникла в США в 1995 году – это был проект Classmates.com, в котором поиск участников осуществлялся по школам. Но максимальный размах социальные сети достигли после открытия сети Friendster. В 2002 году Джонатан Абрамс решил создать принципиально новый сайт знакомств. Если до этого все соответствующие сервисы могли сводить друг с другом только двоих незнакомых людей, то Friendster оказывал помощь в поиске друзей по различным критериям и показывал связи между людьми. Всего через три месяца работы на Friendster было зарегистрировано более 3 миллионов пользователей. К 2012 году на Friendster присутствовало уже 115 миллионов человек со всего мира, несмотря на множество других социальных сетей. Практически сразу после Friendster были запущены MySpace, LinkedIn и, наконец, Facebook, который и положил начало массовому увлечению социальными сетями. Созданный в 2004 году исключительно для гарвардских студентов, в 2008 году Facebook стал самой популярной в мире социальной сетью.
В русскоязычном сегменте Интернета социальные сети начали завоевывать популярность с 2006 года, когда появились Одноклассники.руи Вконтакте. После того, как Facebook и Twitter обзавелись русскоязычными интерфейсами, увлечение социальными сетями в рунете стало носить массовый характер (5).
1.3. История создания сети Facebook
Изначально социальная сеть имела название Thefacebook. Писать код для своего нового сайта Марк начал в январе 2004 года, 11-го числа зарегистрировав домен thefacebook.com. Сам Thefacebook был запущен 4 февраля 2004 года. Тогда это была социальная сеть исключительно для студентов Гарварда. За первые же 24 часа существования сайта на thefacebook.com зарегистрировалось больше тысячи человек. А спустя месяц уже больше половины студентов университета имели свою страничку на сайте. Разумеется, такой быстрый рост сайта требовал и увеличения количества людей, которые над ним работали. Марк взял в команду своих друзей.
Первое расширение сети произошло в марте 2004 года: Facebook стал доступен в Стэнфорде, Колумбийском и Йельском университетах. Дальнейшая история развивалась стремительно. Летом 2004 года была основана компания Facebook, президентом ее стал Шон Паркер, предприниматель, довольно долгое время дававший Марку советы. Тогда же компания переехала в Пало-Альто, штат Калифорния. "The" из названия сайта исчезло в 2005 году после приобретения компанией домена Facebook.com за большую цену – 200 тысяч долларов. В сентябре того же года возможность регистрации появилась у учеников старших школ США, правда, тогда для этого нужно было получить приглашение от кого-то из уже зарегистрированных участников. 26 сентября 2006 года стало одной из важнейших вех в истории проекта: сайт открыл регистрацию для всех, у кого есть рабочий e-mail адрес. Осталось только возрастное ограничение – 13 лет. С тех пор и сайт, и компания активно развивались. В октябре 2008 года международная штаб-квартира Facebook из Кремниевой долины переехала в ирландский Дублин. Марк Цукерберг благодаря своему таланту стал самым молодым миллиардером в истории США. Он держит 35% акций компании. В 23 года он занимал 29-е место в рейтинге журнала Forbes (6). С начала 2008 года Facebook был переведен с английского на 20 других языков. 20 июня того же года заработала русская версия сайта (7).
В 2012 году Facebook впервые перешагнул отметку в миллиард активных пользователей. Каждый день социальная сеть перерабатывает не менее 500 терабайт информации. Ежедневно пользователи сайта загружают в общей сложности около 350 миллионов фотографий и отправляют друг другу более 10 миллиардов сообщений (8). С каждым днем численность новых зарегистрированных аккаунтов в Facebook растет, в среднем за день социальную сеть посещает около 757 миллионов пользователей. Ежеминутно 100 тысяч человек становятся друзьями в Facebook (9). 4 апреля 2013 года Facebook объявила о создании мобильной версии сайта. По прогнозам, к концу 2014 года пользователи мобильных устройств составят не менее 80 процентов всей аудитории социальной сети. Ежедневно с мобильной версии посещают сайт 728 млн. пользователей (10).
Сейчас компания Facebook старается занимать серьезные позиции за пределами США. Разработчики делают все возможное, чтобы пользователи чувствовали себя комфортно и сайт работал стабильно, выпуская различные обновления и нововведения для сайта. Компания часто сталкивается с такой проблемой, как плагиат. В некоторых случаях со стороны руководства Facebook в адрес проектов-клонов были начаты судебные разбирательства.Секрет успеха сайта заключается в том, что Facebook является цельным проектом, прочно вошедшим в жизни множества людей по всему миру (11).
1.4. История создания сети Вконтакте
Павел Дуров известен в петербургском сегменте Рунета как создатель самого крупного студенческого форума и других студенческих проектов. Один из его первых проектов назывался Durov.com. Этот сайт был хранилищем ответов к экзаменам по гуманитарным специальностям, сайт пользовался большой популярностью в период сессии. Позже, основатели сети, Павел и Николай Дуровы, вначале разрабатывали сайт как ресурс, ориентирующийся на молодежь, в частности, на студентов, назывался он Student.ru. Но позже создатели сайта пришли к мысли, что целевая группа проекта должна включать более широкую аудиторию, и подобрали нейтральное слово для нового названия – "контакт". Бренд "Вконтакте" полностью отражал целенаправленность проекта – давать людям возможность всегда оставаться на связи друг с другом. До выпуска масштабной социальной сети Вконтакте, Павел Дуров афишировал свой проект как закрытое приложение к собственному студенческому форуму, и войти туда можно было лишь по приглашению и с указанием реального имени и фамилии. 1 октября 2006 года был официально зарегистрирован домен vkontakte.ru и уже 10 октября проект был запущен. Изначально сайт существовал на деньги создателей, постепенно привлекая частные инвестиции. Буквально с самого первого года Вконтакте начал свое победное шествие по Рунету. Пользователем нравился сайт за то что, в Вконтакте можно было легко и с удовольствием общаться с другими пользователями сети, заявляя о себе открытыми записями на "стене" или же в приватном порядке посредством личных сообщений. Также пользователи могли создавать группы и проводить групповые встречи, следить за новостями и активностью своих друзей. В 2007 году количество зарегистрированных пользователей возросло до 3 миллионов человек, обойдя по популярности Одноклассники. К первому февраля 2007 года Вконтакте уже стал одним из самых посещаемых сайтов рунета, оставив позади крупные форумы и сайты знакомств. На первое февраля 2007 годасайт посещало более 25 тысяч человек в день, которые просматривали 2 миллиона страниц ежедневно. К концу этого года социальная сеть Дурова заняла второе место по популярности в Рунете и побила рекорды по объему генерируемого трафика. В 2009 году социальная сеть Вконтакте оставила далеко позади Одноклассники по количеству посещений, которое перевалило за 13 миллионов за январь месяц. В 2009 году Вконтакте был переименован на новый домен vk.com. Уже 100 миллионов счастливых обладателей профилей Вконтакте было зарегистрировано в 2010 году (12). Ежедневно ресурс посещает от 4000000 человек и более.Интерфейс сайта доступен более чем на 70 языках. 24 января 2014 года, Павел Дуров продал сайт генеральному директору "Мегафон". 16 сентября 2014 года Mail.ru Group выкупила у "Мегафон" сайт за 1,47 миллиардов долларов и на данный момент являются владельцами.По количеству пользователей и трафику,сайт по прежнему обгоняет Одноклассники, Мой Мир и русскоязычный сегмент Facebook. Из заявлений менеджеров можно сделать вывод, что в скором времени компания попытается выйти на мировые рынки. Обойти Facebook они планируют с помощью удовлетворения национальных потребностей жителей конкретной страны (13).