Тема 1. Социальные коммуникации как межличностные взаимодействия

CoolReferat.com

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне.

Массовые коммуникации - это процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств массмедиа.

Социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника – ни физического лица, ни технического устройства. Социальные коммуникации осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Межличностные коммуникации – это процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами.

Социальные коммуникации – это взаимодействие небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении межличностных коммуникаций важны 2 момента:

1) процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей;

2) сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного субъекта к другому.

Социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение жизни. К ним мы относим прежде всего общение (включая интимно-личностное), межличностные отношения и взаимодействия – как внутригрупповые (в том числе профессионально-производственные), так и межгрупповые (включая межнациональные и межкультурные связи и отношения между людьми).

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения.На этом основании условно можно выделить 3 уровня межличностных взаимодействий: социально - ролевой, деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах.

Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности.

На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Организация межличностного взаимодействия представляет собой 6 форм социального поведения и структурирования времени (по Э.Берну):

1) замкнутость и уход от общения;

2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь;

3) времяпровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств;

4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение;

5) близость как свободная от игр общения, исключающая извлечение выгоды;

6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие.

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Отечественный ученый М.С.Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, то есть потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникации более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, то есть обмен информацией, знанием в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория происходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории И.Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент И.Гоффман называл фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного фрейма к другому является по И.Гоффману сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей.

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, то есть межличностных взаимодействий. В 30-х гг. в рамках школы П.Ф.Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. П.Ф.Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации и их влияние распространяется скорее в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники имеют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры мнения, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

Наши рекомендации