Тема 2.3. Экономические методы управления
Управление производством осуществляется на основе и с учетом требований объективных экономических законов — это основное условие управления производством.
Развитие экономики (производства) регулируется интересами рынка и происходит по объективным законам. Каждый раз, когда обнаруживаются недостатки в хозяйственной деятельности, прибегают к стандартным объяснениям: не были-де учтены требования экономических законов. В реальной жизни необходимо не только доказать их объективность, но и показать конкретные формы их проявления, весь механизм их действия. К сожалению, сложилась негативная практика, когда экономические законы изучаются сами по себе, а конкретные процессы развития хозяйственной жизни не изучаются под углом зрения проявления и использования этих законов. Разрыв между теорией и практикой пытаются преодолеть, выдвинув тезис о первоочередности учета экономических методов управления.
Экономические законы проявляются через производственную деятельность людей. Они не действуют с фатальной предопределенностью. Требования экономических законов не могут быть сформулированы раз и навсегда в виде соответствующей директивы или инструктивного указания. Поэтому предприниматель далеко не всегда может знать, какое действие противоречит требованиям экономических законов.
Закон выражает сущность процесса, которая на поверхности экономической действительности выступает через ряд опосредствующих звеньев. Существуют две ступени использования экономических законов.
Первая ступень носит эмпирический характер. Это тот случай, когда на уровне предприятия нужно практически решить те или иные, хозяйственные вопросы. Здесь лишь необходимо эмпирически правильно реагировать на происходящее. Поэтому в решении оперативно-хозяйственных задач неоценимое значение имеет опыт и талант менеджера, его способность вникать в различные стороны хозяйственной жизни, предвидеть их развитие и своевременно принимать адекватные меры.
Знание социально-экономической структуры общества имеет решающее значение на второй ступени, когда использование экономических законов приобретает сознательный характер. Экономические методы — это методы хозяйствования, основанные на удовлетворении экономических интересов.
Базой развития экономических методов управления являются экономические законы, но экономические законы не прямо выражаются в экономических методах, они должны трансформироваться в экономическую политику. Экономическая политика опирается на экономические законы, но она еще не дает ответа, как управлять производством. Она нуждается в разработке стратегии и тактики развития.
Экономические методы управления, диктуемые целью и содержаним управления, — это формы использования его функций и структуры на основе приведения в действие экономических механизмов, рычагов или средств воздействия на параметры производства. Без использования экономических методов аппарат управления не сможет достичь эффективности производства. Экономические методы позволяют осуществить выбор форм и приемов воздействия, они создают условия, при которых предприятию невыгодно работать плохо.
Экономические методы не являются всеобъемлющими, не обладают автоматизмом действия. Система экономических методов в управлении производством требует распорядительной, организаторской деятельности, координации отдельных функций, быстрого решения вопросов для создания благоприятных условий их применения. Управляющая система должна применять разные методы и приемы, в различном их сочетании для повышения эффективности управления. При этом сочетание методов будет зависеть от условий, в которых происходит решение определенных задач.
Управляющая система при использовании экономических методов применяет: нормирование — все показатели должны быть рассчитаны на основе научно обоснованных норм, контроль — деятельность должна соответствовать всем нормам и требованиям к качеству, стимулирование — управление должно побуждать к эффективному и производительному труду.
Материальная заинтересованность используется через совокупность конкретных форм распределения по труду — заработную плату, премирование, выплату вознаграждений, систему хозрасчетных отношений, взаимоотношения предприятия с финансовой и кредитной системами.
Контроль — это прогнозирование отклонений в ходе процессов производства и управления и разработка мероприятий по их устранению.
Нормирование — это определение научно обоснованных затрат на выполнение конкретной работы.
Среди экономических методов большое значение имеют методы планирования. Система планирования требует повышения научного уровня планирования, обеспечения более точного учета в планировании требований объективных экономических законов, улучшения пропорциональности в развитии производства, быстрейшего внедрения и освоения достижений науки и техники, новейших технологий, интенсификации производства, повышения его экономической эффективности.
Экономические методы управления постоянно совершенствуются. Их изменение связано прежде всего с научно-техническим прогрессом.
Годы экономических реформ почти полностью изменили представления об эффективном предприятии. Теперь мало только предлагать на рынке необходимые продукты и услуги. В условиях рынка значительно вырастает роль эффективного управления.
Гибкость управления производством — это возможность отслеживать выполнение заказов в режиме непрерывного контроля (контроллинга), чтобы можно было легко и оперативно вмешаться в процесс выполнения заказа для более полного учета требований клиента. Уровень дальнейшей детализации в управлении ресурсами, выполняющими заказ, зависит от быстрого и точного учета затрат и от общей организации бизнеса в компании. В современных условиях, когда в короткие сроки возможны резкие колебания доходности бизнеса, учет затрат должен быть весьма детален и оперативен, иначе невозможно быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.
Важнейшей задачей управления в бизнесе является определение издержек каждого участника коммерческого процесса и анализ их целесообразности. Однако анализ издержек — это не самоцель, а элемент (хотя и очень существенный) процесса определения показателей деятельности подразделений компаний и последующей оценки результатов их выполнения.
В случае простой структуры компании такого рода работы не представляют особой сложности, но при усложнении логических цепочек становятся все более и более трудоемкими и начинают оказывать все возрастающее влияние на результаты компании в целом.
Для повышения эффективности широко используются методы управления через центры ответственности, что связано с вполне естественными предположениями о взаимосвязи как издержек, так и результатов деятельности подразделений компании с работой конкретных руководителей. Сущностью управления через центры ответственности является представление, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места, возникновения которых могут быть четко определены и, что очень важно, закреплены за руководителем соответствующего ранга. Такой подход позволяет эффективно выявлять долю затрат и доходов каждого подразделения и таким образом определять себестоимость продукции (в любом смысле этого слова) и результаты деятельности подразделений.
Кроме того, при сложной структуре производства (сложной логической цепочке) удается избавиться от «котлового» метода определения затрат и получить их детализованную структуру, в том числе по вспомогательным цехам и подразделениям, что достаточно трудно достигается другими методами.
Принципы формирования структуры управления центров ответственности зависят от характера деятельности подразделения, в связи с чем можно выделить следующие виды ответственности:
— ответственность за затраты (расходы);
— ответственность за доход (в данном случае имеется в виду валовый доход);
— ответственность за прибыль.
Практически используется еще несколько вариантов создания центров ответственности, таких как центр инвестиций, центр стоимости и др.
В соответствии с тем, на что возлагается основная ответственность, выделяются:
— центры прибыли;
— центры затрат;
— центры дохода.
Центры прибыли и затрат являются практически обязательным элементом финансового управления компаний, так как позволяют выделить структуру для анализа затрат в производственном процессе.
При этом ответственность означает, что руководитель подразделения не только контролирует, но и имеет возможность влиять на параметр, за который он отвечает. То есть, если он отвечает за валовую прибыль, он, например, имеет возможность регулировать цену товара в конкретной продаже с целью получения наилучшего результата. Если руководитель отвечает за затраты, то он имеет возможность влиять на их уровень, как правило, по всей цепочке подразделений или хотя бы «в зоне основных затрат». Руководитель отдела продаж может отвечать за затраты только в том случае, если он имеет возможность оперативно влиять на формирование производственной себестоимости (участвовать в принятии решений, связанных с производственной себестоимостью), что, как правило, не имеет места. Для снятия этой проблемы в мировой практике часто используются отделы маркетинга, которые позволяют соединить в едином центре ответственности производственные затраты и доход от продаж.
Для каждого элемента структуры центров ответственности должны быть определены:
— система планирования показателей;
— система оценки результатов;
— система стимулирования (наказания).
При этом необходимо ответить на следующие управленческие аспекты:
— личная ответственность руководителя;
— схема и границы подчинения по вертикали;
— правила взаимодействия по горизонтали.
Центром внимания при этом становится вопрос о месте возникновения прибыли, потому что экономическая сущность деятельности коммерческого предприятия состоит в ее получении.
Для любой финансово (хозяйственно) самостоятельной структуры должен существовать, по крайней мере, один центр прибыли, что не исключает наличия в структуре предприятия других подобных центров. С классической точки зрения можно считать, что такие центры прибыли представляют собой «хозрасчетные подразделения», а центр затрат — подразделение с «затратным планированием».
При внедрении управления по центрам ответственности всегда следует помнить об адекватном соотнесении используемых показателей деятельности и делегированной руководителю подразделения ответственности.
Еще одно важное замечание. Существует опасность слишком детализировать структуру центров ответственности с большим числом ответственных за отдельные результаты, упустив из виду главные цели предприятия. Как известно, оптимальное решение частных проблем совершенно не обязательно приводит к оптимальному результату в целом.
Кроме того, следует осознавать, что при внедрении подобных схем управления требуется более детальный аналитический учет в разрезе подразделений (центров ответственности), что существенно повышает нагрузку на учетные службы. В такой ситуации могут помочь программные продукты, поддерживающие учет по центрам ответственности.
Экономическая эффективность системы управления выражается в производственно-хозяйственных показателях. Каждый раз, в отдельном случае определяя эффективность тех или иных мер, направленных на совершенствование организации управления, выбирают отдельные показатели, характеризующие условия достижения результатов, измеряемых основными показателями.
Последнее время все чаще встречается понятие «коммерческая эффективность». Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для предприятия в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.
С целью обеспечения сравнимости результатов расчета и повышения надежности расчетной оценки эффективности работы предприятия рекомендуется использовать показатели:
— цена реализации продукции;
— издержки производства;
— общие инвестиционные затраты;
— нормы запасов и задолженностей;
— процент за кредиты и др.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов включаются:
— производственные результаты — выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;
— социальные результаты в части, относящейся к работникам предприятий и членам их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
Развитие производства преимущественно на базе интенсивных факторов роста означает ориентацию на коренные сдвиги в технике и экономике, на повышение качественных параметров выпускаемой продукции. Этот путь требует совершенствования всего экономического механизма управления в направлении широкого экономического маневрирования, повышения действенности экономических методов и рычагов управления.
Мероприятия по совершенствованию экономических методов управления направлены:
— на дальнейшее повышение научного уровня, теории и методологии разработки планов;
— совершенствование системы материального и морального стимулирования работников и коллективов за достигнутые результаты работы;
— усиление роли таких экономических рычагов, как цены, тарифы, нормативы и т.п., в ускорении научно-технического прогресса и росте эффективности производства;
— повышение надежности и эффективности финансового планирования, обеспечение тесной увязки финансовых и материальных ресурсов в планах.
Эти меры по совершенствованию экономического механизма управления обеспечивают комплексный подход к решению важнейших задач управления. Таким образом, экономические методы:
— не являются всеобъемлющими, а главное — не обладают автоматизмом действия;
— требуют выбора форм и приемов воздействия для решения конкретной задачи;
— представляют систему экономических мер, определяющих хозяйственную деятельность предприятия;
— поддаются количественному измерению.