Внутренняя речь. Универсальный предметный код (УПК)
Согласно Выготскому, мысль зарождается от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т.п. Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Мотив - первая инстанция в порождении речи. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе – процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы понимаем не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т.е. мотив речи.
Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. Учение о внутренней речи – одна из заслуг Л.С.Выготского. Он нашел путь к тайнам внутренней речи через исследование эгоцентрической (т.е. не направленной целиком к слушателям) речи ребенка в сопоставлении с речью ребенка более старшего возраста и с различными видами речи взрослых.
Внутренняя речь – результат длительной эволюции речевого сознания. Она развивается из внешней, эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи. Обычно механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет).
Выготский пришел к выводу, что внутренняя речь есть особое явление и имеет структуру, отличную от структуры внешней речи. Прежде всего внутренняя речь имеет сокращенный, фрагментарный характер. Человек, мысля про себя, облекает в слово не все элементы мысли, а только основные, определяющие. Поскольку основным элементом мысли является предикат, то именно он оформляется словом во внутренней речи. Таким образом, внутренняя речь имеет предикативный характер. Кроме того, слово во внутренней речи приобретает особый, чисто субъективный смысл, отражая личный опыт человека и вбирая в себя те элементы мысли, которые не получают словесного выражения, расширяя тем самым свое значение.
По своей структуре внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение. Представим себе ситуацию: на автобусной остановке пассажиры ожидают прибытие опаздывающего автобуса. Вдруг один из пассажиров произносит: ”Идет”. Этого одного слова вполне достаточно, чтобы окружающие поняли смысл высказывания.
Внутренняя речь – это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она несет в себе конспект будущего высказывания и разворачивается в считанные доли секунды.
Именно во внутренней речи слова переходят из замысла в значение. Здесь возникают первые словесные обозначения элементов смысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь.
Тезис Выготского о сокращенности и предикативности внутренней речи впоследствии был полностью подтвержден экспериментально рядом психологов. Исследования проводились различными методами, среди которых главную роль сыграли метод артикуляционных помех и регистрация микродвижений языка и электротоков действия речевой мускулатуры при внутренней речи. Первый состоит в том, что испытуемому предлагается решить какую-нибудь умственную задачу, и в то же время произносить что-либо вслух автоматически (например, считать по порядку или произносить заученное стихотворение). При этом изучается влияние создаваемых таким образом помех на работу мысли. Второй метод основан на том, что при внутренней речи происходят некоторые незначительные движения мускулов речевых органов, которым предшествуют слабые электротоки в них (Соколов).
Таким образом, внутренняя речь представляет собой своеобразное, неполное и нечеткое оформление мыслей. Полное оформление мыслей, придание им отчетливой структуры возможно только во внешней речи, т.е. в общении. Человек, размышляющий про себя, делая вывод, который хочет ясно осознать и удержать в памяти, переходит к внешней речи и либо записывает свой вывод, либо произносит его вслух и старается запомнить, т.е. вступает тем самым в общение с собой.
Перевод внутренней речи во внешнюю делает ее не только доступной восприятию других, но и более ясной, четкой, совершенной для самого мыслящего, потому что для этого требуется четкое и правильное расчленение мысли на составные элементы и установление логических отношений между ними.
Одно из базовых положений концепции Выготского заключается в следующем утверждении: “Мысль не воплощается, а совершается в слове”. В процессе появления высказывания на свет идет “борьба” индивидуально-личностного смысла, понятного только самому говорящему, и языковых форм, несущих в себе принятые коллективом значения. В процессе говорения происходит трансформация замысла (“Мысль изреченная есть ложь”). Мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного. И наоборот, часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания.
С.Л.Рубинштейн заметил, что в речи мы формулируеммысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем.
Единицы мысли и единицы речи, по Выготскому, не совпадают.
Соединение со звуковыми символами происходит путем перекодирования с языка мозга на естественный язык /Жинкин/. Н.И.Жинкин отмечает наличие кодовых переходов во внутренней речи.
Мышление реализуется не на каком-то национальном языке, а на особом языке, вырабатываемом каждым мыслящим человеком. Этот код получил название предметно-схемного кода, универсального предметного кода (УПК). Это субъективный код, непроизносимый, универсальный, свободный от избыточности. Между элементами этого кода устанавливаются отношения, которые отражают предметные связи в объективной действительности.
Универсальный предметный код связывает мозговые процессы с речевыми. Через него осуществляется перекодирование с кодов мозга на коды естественного языка.
УПК – это банк знаний индивида. В УПК есть обобщения разной степени.
Механизм человеческого мышления, по Жинкину, реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная речь). В первом звене речь задается, во втором передается и снова задается для первого звена.