Принять решение о скорости следования на станцию, если в поезде обнаружена неисправность

Доложить дежурной по станции и поездному диспетчеру о результатах осмотра поезда, принятых мерах и возможности ввода поезда на станцию для последующего осмотра.

Если машинист электропоезда, не может вызвать по радиосвязи дежурного по станции или поездного диспетчера и сообщить о неисправности или сходе подвижного состава, то он обязан сообщить об этом машинистам поездов попутного или встречного направления.

Если машинист электропоезда при проследовании светофора, у которого установлено УКСПС, обнаружит переключение предупредительного светофора на более запрещающее показание и перекрытие входного светофора на запрещающее показание, но сообщения от дежурного по станции или поездного диспетчера по радиосвязи не получит, обязан принять меры к плавной остановке поезда и осмотру состава.

Электропоезд, прибывший на станцию, повторно осматривается с двух сторон локомотивной бригадой. По результатам осмотра поезда определяется порядок его дальнейшего следования.

Машинист поезда встречного направления обязан:

В случае, если электропоезд встречного направления проследовал выходной светофор и машинист, получив сообщение от дежурного по станции по радиосвязи о срабатывании устройств УКСПС, обязан снизить скорость до 20 км/час и проследовать состав стоящего поезда с особой бдительностью и готовно­стью немедленно остановиться, если встретится препятствие для движения. После проследования поездом участка пути до хвоста остановленного поезда или до места установки контрольных планок УКСПС (остановленный поезд проследовал датчики), машинисту разрешается следовать далее с установленной скоростью, при условии отсутствия следов волочения деталей вагона. Если же следы волочения деталей подвижного состава имеются, то машинист продолжает движение до места их появления, с ограничением скорости до 20 км/час, с особой бдительностью и готовностью остановиться. О результатах осмотра участка пути и подвижного состава стоящего на соседнем пути машинист сообщает дежурному по станции.

После открытия ДСП выходного светофора, машинисту разрешается отправиться со станции и следовать до хвоста встречного поезда (остановленного УКСПС) с повышенной бдительностью, а далее вести поезд по показаниям светофоров.

12.8. Действия локомотивной бригады при возникновении пожара на электропоезде.

Перевести контроллер машиниста в нулевое положение, выключить «ВУ», опустить токоприёмники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте. При выборе места остановки машинист обязан учесть возможность подъезда пожарной машины или пожарного поезда.

Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный два коротких), используя поездную радиосвязь сообщить о пожаре поездному диспетчеру или ДСП ближайшей станции для вызова пожарной помощи, пожарной команды.

Убедиться в опускании всех токоприёмников и в том, что контактный провод, который может быть повреждён, не касается кузова вагонов.

Оповестить пассажиров о случившемсяи высадить их из горящего вагона, а так же из других вагонов, которым угрожаетопасность.

Запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить к тушению пожара вместе с помощником машиниста используя огнетушители, песок, воду другие подручные средства до прибытия пожарной помощи.

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами пожаротушения, принять меры к расцепке поезда и отводу горящего вагона на расстояние исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания или сооружения, но не менее пятидесяти метров.

После расцепки поезда и изоляции горящих вагоновлокомотивная бригада при необходимости даёт заявку энергодиспетчеру через ДСП на снятие напряжения с контактной сети и до прибытия пожарной помощи продолжает тушение пожара.

При получении локомотивной бригадой информации о ненормальной работе приборов отопления (контакторов, печей, калориферов и т.д.) об их искрении или дымлении до отправления от платформы - машинист обязанлично проконтролировать неисправный узел.

При получении такой информации во время движения поезда – машинист принимает меры к остановке, обратив при этом внимание на возможность подъезда пожарной машины или пожарного поезда. При получении информации об искрении или признаках пожара локомотивная бригада обязана после остановки надёжно затормозить поезд пневмати­ческим и ручным тормозом, обесточить все электрические цепи, кроме де­журного освещения, запереть кабину управления и с огнетушителями сле­довать в горящий вагон.

Нормы оснащения электропоезда средствами пожаротушения и сроки проверки огнетушителей указаны в приложении № 13.

В кабинах машиниста в местах, удобных для локомотивных бригад должны быть установлены пепельницы. Смазочные материалы должны быть в металлических ёмкостях с плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы – в строго отведённых местах.

12.9. Порядок производства маневров в зоне участков токораздела.

Остановка МВПС в зоне воздушных промежутков и токоразделов контактной сети с поднятыми токоприемниками запрещается.

Для исключения пережога контактного провода, в случаях внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети локомотивная бригада обязана:

- Если место остановки МВПС при маневровой работе находится в зоне токораздела, машинист перед остановкой поезда обязан опустить токоприемники. При смене кабины управления машинист поднимает только тот токоприемник, который находится за воздушным промежутком или токоразделом и осуществляет вывод поезда на одном моторном вагоне. После проследования участка токораздела всем поездом - машинист с соблюдением требований Инструкции о порядке обслуживания токоприемников поднимает все токоприемники.

- Если остановка МВПС произведена за воздушным промежутком и машинисту не видно маневрового светофора - он информирует об этом ДСП по радиосвязи.

12.10. Действия локомотивной бригады при перезарядке тормозной магистрали.

Если перезарядка тормозной магистрали произошла в пути следования, необходимо плавно остановить электропоезд на ЭПТ.

- Перекрыть разобщительный кран от крана машиниста усл. №395 к тормозной магистрали.

- Разрядить уравнительный резервуар до нормального зарядного давления.

- Применяя ЭПТ произвести несколько перетормаживаний, снижая давления в тормозной магистрали до давления, на 0.1-0.2 кг/см2 меньше чем в уравнительном резервуаре.

- Открыть разобщительный кран от крана машиниста усл. №395 к тормозной магистрали.

- После ликвидации перезарядки тормозной магистрали помощник машиниста, соблюдая технику безопасности, следует вдоль электропоезда, проверяя отпуск тормозов каждого вагона по отсутствию выхода штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от колес.

- После убеждения помощником машиниста в отпуске тормозов всего состава, по приходу в хвостовую кабину управления, произвести сокращенное опробование тормозов на стоянке, а так же проверку действия тормозов в пути следования в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

12.11. Действия локомотивной бригады в случае необходимости оказания помощи остановившемуся на перегоне моторвагонному поезду.

12.11.1. При вынужденной остановке на перегоне, оборудованном автоблокировкой, моторвагонного поезда, когда его дальнейшее самостоятельное движение невозможно, разрешается прицеплять к нему вслед идущий моторвагонный поезд для вывода с перегона до первой попутной станции сдвоенным составом.

12.11.2. Соединение составов производится по регистрируемому приказу поездного диспетчера, передаваемому машинистам обоих поездов по форме: «Машинисты поездов № и № соедините поезда и сдвоенным составом следуйте по станции…. Диспетчер …..».

12.11.3. После получения приказа поездного диспетчера движение моторвагонного электропоезда для прицепки к моторвагонному электропоезду, остановившемуся на перегоне, производится со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью. Не доезжая до хвоста остановившегося моторвагонного электропоезда 15-20 метров, машинист обязан остановиться и лично убедиться в готовности автосцепок к сцеплению. Прицепка к составу производится с особой осторожностью по сигналу помощника машиниста первого поезда. После прицепки производится зарядка воздушной магистрали и сокращенное опробование тормозов. Автотормоза обоих поездов должны быть включены в общую магистраль.

12.11.4. При невозможности управления соединенным поездом из головной кабины первого поезда управление поездом и тормозами производиться из головной кабины второго поезда, причем скорость следования в этом случае должна быть не более 25 км/час. В головной кабине первого поезда обязан находиться машинист, который обязан следить за движением и при необходимости принимать меры к остановке экстренным торможением. Порядок действий локомотивных бригад обоих поездов рассмотрен в главе 10 настоящей инструкции

12.12. Действия локомотивной бригады при возникновении ЮЗА колёсных пар.

В случае возникновения юза колёсных пар при торможении, машинист обязан после остановки попытаться выявить возможную причину возникновения юза. В случае если причиной юза явилось состояние поверхности рельс, то машинист обязан сообщить об этом ДСП ближайшей станции или ДНЦ данного диспетчерского круга, а после окончания поездки произвести запись в Книгу замечаний и написать рапорт на имя Начальника депо, который сдаётся вместе со скоростемерными лентами (картриджами).

После возникновения юза помощник машиниста обязан произвести прослушивание состава в движении на предмет обнаружения образования ползунов (наваров) с записью в журнал ТУ-152 о результатах осмотра. Скорость движения электропоезда до момента доклада помощником машиниста о результатах осмотра не должна превышать 25 км/ч. При перенаселённости состава, когда у помощника машиниста нет возможности прослушать работу механического оборудования электропоезда из вагонов, машинист обязан протянуть состав мимо помощника машиниста с соблюдением техники безопасности. При обнаружении ползуна(наваров) на поверхности катания колёсных пар, действовать в соответствии с требованиями инструкций.

12.13. Действия локомотивной бригады после остановки экстренным торможением.

12.13.1. В случае применении экстренного торможения, машинист после остановки поезда, обязан отправить помощника машиниста для прослушивания состава в движении, на предмет образования ползунов (наваров).

Экстренное торможение применяется при возникновении аварийных ситуаций, для предотвращения наезда на людей, посторонние предметы. В случае открытия стоп-крана, падения давления в тормозной магистрали, срабатывания автостопа применять экстренное торможение в не зависимости от скорости. После экстренного торможения приводить поезд в движение разрешается не ранее чем через 1,5 минуты.

Скорость движения электропоезда, при прослушивании состава из вагонов не должна превышать 40км/ч. При невозможности прослушать работу механического оборудования электропоезда из вагонов , машинист обязан протянуть состав мимо помощника машиниста со скоростью не более 15км/ч. Результаты осмотра оформить в журнале формы ТУ-152.

12.13.2. При обнаружении ползуна (навара) на поверхности катания колесных пар, действовать в соответствии с требованиями соответствующих инструкций.

12.13.3. После окончания поездки, помимо записи на скоростемерной ленте (бланке предупреждения), написать отдельный рапорт на имя начальника депо (при автостопном торможении, при наезде на людей и посторонние предметы – отдельно от машиниста и помощника машиниста), который сдается вместе со скоростемерными лентами (картриджами КЛУБ – У).

12.13.4. В случае если причиной экстренного торможения послужило открытие стоп-крана на комфортном электропоезде, дополнительно составляется акт о причинах открытия стоп-крана, который заверяется подписью проводника вагона и начальника поезда.

12.13.5. Если причиной автостопного торможения стал сбой в работе КЛУБ-У произвести подробную запись в ТУ-152 о характере сбоя.

Назад

13. Охрана труда и стажировка.

При работе на машиниста и помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся подвижной состав;

- подвижные части оборудования тягового подвижного состава;

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования,
материалов;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание
которой может произойти через тело человека;

- повышенный уровень статического электричества;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне
монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами.

Опасными зонами работ для локомотивных бригад являются:

— смежные железнодорожные пути;

— крыша подвижного состава;

— боковая дверь служебного тамбура (при осуществлении наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров);

— упоры для ног и поручни для рук на лобовой части головного вагона предназначенные для протирки лобовых стекол;

— лестница для подъема на крышу с торцевой части вагона;

— рабочее место помощника машиниста при проходе встречных поездов.

При выполнении должностных обязанностей локомотивная бригада обязана находиться в форменной одежде, спецодежде и спецобуви положенной по нормам выдачи, приведенным в таблице №2.

Таблица №2.

Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты

Должность Наименование средств индивидуальной защиты Единица измерения Норма выдачи на год (единицы, комплекты)
Машинист электропоезда, машинист тепловоза, машинист-инструктор, помощник машиниста электропоезда, помощник машиниста тепловоза   Костюм хлопчатобумажный Ком
Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве Пар
Рукавицы комбинированные Пар
Очки защитные Шт До износа
Жилет сигнальный Шт До износа
Теплозащитный костюм «Гудок-Т» Ком 1 на 42 месяца
Сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве Пар 1 на 24 месяца
Перчатки диэлектрические (выдаются на электропоезд) Пар

13.

13.1. Требования охраны труда при управлении электропоездом.

Перед заступлением на работу машинист и помощник машиниста обязаны явиться к дежурному по депо (пункту оборота) для прохождения предрейсового инструктажа и проверки документов.

Если перед отправлением электропоезда с начальной станции помощник машиниста электропоезда находится в хвостовой кабине управления, то он обязан находиться в ней до выполнения проверки действия тормозов в пути следования.

Переход помощника машиниста из хвостовой кабины управления в головную, а также проход по составу для проверки состояния внутривагонного оборудования, работы электрического и механического оборудования, работы отопления салонов производиться с разрешения машиниста электропоезда. При переходе через переходную площадку вагона следует убедиться в исправном состоянии поручней, подножек и фартуков.

Помощник машиниста обязан внимательно наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров через боковую форточку двери служебного тамбура головного или хвостового вагона электропоезда, а при ее отсутствии через открытую дверь служебного тамбура, держась за наружные поручни или за специальную ручку на стене служебного тамбура, стоя при этом обеими ступнями на полу служебного тамбура, не заступая за пределы кузова.

Во время движения электропоезда локомотивной бригаде запрещается:

- закорачивать защитные блокировки;

- высовываться из боковых окон кабины и входных дверей служебного тамбура;

- выходить из наружной двери тамбура электропоезда при подъезде к платформе до полной остановки поезда .

- при остановке поезда в пути следования один член локомотивной бригады постоянно обязан находиться в кабине машиниста.

Помощнику машиниста при проходе по составу для проверки состояния внутривагонного оборудования, работы электрического и механического оборудования, работы отопления салонов запрещается:

- без защитных очков открывать люк в полу вагона над колесно-моторным блоком;

- касаться кожухов печей;

- открывать шахты калориферов;

- открывать двери высоковольтных шкафов;

- высовываться из форточек.

При проходе по составу помощник машиниста обязан сообщать по связи «пассажир-машинист» о своем местонахождении.

13.2. Требования безопасности при производстве технического обслуживания

Перед началом производства технического обслуживания локомотивная бригада обязана привести электропоезд в нерабочее состояние: выключить ВУ, опустить токоприемники, закрепить состав электропоезда согласно ТРА станции. Кабины управления электропоезда и шкафы должны быть заперты, а ключи от них и реверсивная рукоятка должны находиться у машиниста.

С поезда можно сходить только после его полной остановки предварительно следует осмотреть место остановки и убедиться в безопасности выхода. При подъеме и спуске с электропоезда машинист и помощник машиниста обязаны находиться лицом к кузову и держаться за поручни.

В темное время суток необходимо осветить место выхода. Сходить с поезда, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав запрещено.

Проведение технического обслуживания электропоездов рядом с главными путями должно осуществляться в 2 лица: один работник локомотивной бригады производит осмотр, а другой следит за движением поездов по смежному пути. При приближении поезда по соседнему пути локомотивная бригада встать между вагонами осматриваемого электропоезда и ожидать полного освобождения пути или (по возможности) подняться в кабину подвижного состава. Список станционных путей на которых осмотр состава производиться вышеуказанным порядком указан в приложении № 9.

Перед техническим обслуживанием высоковольтных электрических аппаратов и электрооборудования локомотивная бригада обязана: выключить управление цепями управления электропоезда, опустить токоприемники, закрепить электропоезд от самопроизвольного ухода, установить главный разъединитель в заземляющее положение.

Смену тормозной колодки необходимо производить в рукавицах. Перед сменой тормозной колодки необходимо отключить тормоз на этом вагоне, выпустить воздух из запасного резервуара, распустить тормозную рычажную передачу, монтировкой отбить колодку от колеса, изъять «чеку», монтировкой изъять остаток тормозной колодки из гнезда, оберегая ноги от случайного падения тормозной колодки. Новая тормозная колодка берется обеими руками за концы колодки. Колодка устанавливается в гнездо, причем руки не должны заходить в пространство между тормозной колодкой и колесом. Закрепить «чекой» тормозную колодку от падения. Отрегулировать ТРП и включить тормоз на данном вагоне.

При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

- заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, буферных фонарей, освещения тамбуров и салонов вагонов электропоезда при обесточенных цепях освещения;

- протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстояние менее 2 м, и не касаясь их через какие-либо предметы;

- заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив;

- менять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их смена предусмотрена из кабины машиниста;

- осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;

- не залезая под вагон, проверять на ощупь нагрев букс;

- вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

- настраивать электронный регулятор напряжения;

- продувать маслоотделители и концевые рукава на головном вагоне со стороны кабины управления тормозной и напорной магистралей.

Наши рекомендации