Слабые места технологии страхового дела, используемые мошенниками-клиентами
(ситуационными мошенниками и организованными преступными группами)
- Возможность сговора со страховым представителем и заключение договора страхования «задним числом» с использование подлинных документов (полисов, квитанций) с проставленными штампами страховой компании.
- Возможность предъявление автомобиля-двойника при страховании транспортного средства, с уходом от процедуры обязательного осмотра VIN-номеров.
- Возможность сговора с представителями ГАИ (ДАИ) об обстоятельствах ДТП.
- Возможность сговора с представителями ОВД об обстоятельствах возгорания, кражи автомобиля.
- Завышение стоимости ремонта и количества поврежденных деталей в сговоре с оценочной организацией и СТО.
- Ограниченный перечень документов требуемых для подтверждения страхового случая согласно Правилам страховщика, доступность их подделки и получения «по договоренности».
- Отсутствие полномочий у страховой организации по участию в качестве субъекта административного, уголовного дела (дознания) и предъявлению доказательств отсутствия страхового случая.
- Возможность сговора с сотрудниками отделов урегулирования (ликвидации) убытков на этапе сбора документов и решения вопроса о выплате страхового возмещения.
- Боязнь страховщика в отношении анти-рекламных мероприятий по инициативе страхователя.
- Ярко выраженная позиция судебных и контролирующих органов по защите прав страхователей и потерпевших и обвинение страховщиков в нарушении условий договора.
Бизнес-процессы в автостраховании,
Подверженные мошенничествам и злоупотреблениям со стороны страховых посредников, штатных сотрудников страховщика, лиц организаций ответственных за определение размера ущерба и квалификации страхового случая
Бизнес-процесс | Правонарушения |
Преддоговорная проверка страхователя и транспортного средства | - страхование без реальной проверки состояния транспортных средств, VIN-номеров, принадлежности ТС конкретным лицам по халатности сотрудников СБ; - обход установленной процедуры преддоговорной проверки по сговору со страхователем; |
Продажа страховых полисов | - страхование «задним числом»; - завышение стоимости ТС агентом и (или) оценочной организацией; - страхование без осмотра - несоблюдение процедуры выявления признаков (индикаторов) страхового мошенничества на стадии заключения договора страхования |
Документооборот страховых полисов, квитанций, а также денежных средств оплачиваемых в качестве страховых премий | - несвоевременная сдача бланков полисов, квитанций и денежных средств; - хищение денежных средств, оплачиваемых в качестве страховых премий с одновременным заявлением об утере (порче) бланков страховых полисов; - завышение размера страховой премии для увеличения суммы агентского вознаграждения; - обход офисных продаж полисов с оформлением продаж через агентов с целью получения агентского вознаграждения |
Принятие звонков и заявлений о страховых случаях | - противоправное консультирование заявителей, с целью избежания факта отказа в выплате страхового возмещения; - нарушение процедуры и регламентов фиксации важных обстоятельств страхового случая, которые могли быть получены от звонившего лица |
Принятие документов о страховом случае | - противоправное консультирование заявителей, с целью избежания факта отказа в выплате страхового возмещения; - несоблюдение регламента по обнаружению признаков (индикаторов) страхового мошенничества; - организация срочной и полной выплаты страхового возмещения по реальным страховым случаям с получением «отката» от заявителя; - организация выплаты страхового возмещения по мошенническим претензиям с получением «отката» от заявителя; - сокрытие фактов и уничтожение документов, являющихся основанием для подозрения в страховом мошенничестве или основанием для отказа в выплате страхового возмещения; - подделка документов, дающих право на получение страховой выплаты |
Осмотр и оценка повреждений автомобиля | - завышение стоимости ремонта и количества поврежденных деталей оценочной организацией и СТО; - использование в отчете об оценке фотографий другого поврежденного транспортного средства; - нарушение регламента обнаружение признаков (индикаторов) страхового мошенничества; - нарушение регламента обязательного назначения дополнительного осмотра, оценки, трасологической, автотехнической экспертизы |
Проведение расследований сложных и сомнительных страховых случаев | - не проведение СБ расследований в нарушении установленного регламента; - проведение формального расследования по сложным и сомнительным страховым случаям; - сокрытие фактов и доказательств, указывающих на признаки страхового мошенничества или дающих основание для отказа в выплате страхового возмещения с получением «отката» от заявителя |
Претензионная и судебная работа | - отсутствие инициативы в сборе доказательств и поддержании позиции страховщика по отказу в выплате страхового возмещения; - неявка на судебные заседания по страховым спорам; - инициирование подписания мировых соглашений по судебным искам с получением «отката» от истца; - срежиссированный проигрыш судебного процесса с получением «отката» от истца |
Приводим перечень известных способов страхового мошенничества при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств с описанием действий мошенников.
Инсценировка ДТП в полном объеме
Данный способ мошенничества заключается в том, что мошенники полностью инсценируют все материальные следы ДТП, подкрепляя свои действия ложными показаниями.
Так, на выбранном заранее участке дороги располагаются поврежденные транспортные средства мошенников, создаются следы ДТП (высыпаются осколки фар, стекла, и др.). Самое главное, чтобы виновность одного из участников ДТП – держателя полиса ОСАГО не вызывало сомнение у сотрудников ГИБДД. Фабула аварии продумывается заранее, свидетели в виде пассажиров уже на месте.
В выбранное время вызываются на место сотрудники ГИБДД и фиксируют факт ДТП, выносят протокол в отношении лица, нарушившего ПДД, составляют схему места ДТП и берут объяснения.
Этот способ мошенничества является одним из самых сложных по раскрытию, так как, во-первых, у мошенников есть время все заранее подготовить и продумать, а, во-вторых, на ложную информацию мошенников накладывается картина ДТП объективно зафиксированная сотрудниками ГИБДД.
Получение полиса страхования ответственности «задним числом»
Это один из самых популярных способом мошенничества, который применяется в случаях, когда автовладелец попал в серьезную аварию, требующую средств на восстановление чужого, реже - своего автомобиля. В этом случае всегда затраты на приобретение полиса страхования ответственности во много меньше, чем стоимость восстановительного ремонта.
Способ мошенничества заключается в преступном сговоре владельца ТС с другим автовладельцем и со страховым представителем, у которого на руках имеются пустые бланки полисов и квитанций. При этом факт настоящего ДТП, в ходе которого был причинен ущерб автомобилю, скрывается на период до получения полиса, а потом через некоторое время страхователь делает сообщение о ДТП, где он повредил, как правило, дорогой импортный автомобиль. При этом владельцы транспортных средств заранее договариваются не восстанавливать автомобили какое-то время, чтобы потом их можно было снова «совместить».
Замена водителя, виновного в ДТП
Данный способ заключается в том, что участники реального ДТП на месте, выяснив, что одни из них застрахован, меняются местами, перекладывая виновность на водителя, чья ответственность застрахована. После этого они вызывают сотрудников ГИБДД и предлагают им свою версию происшедшего. Нередко предложение об изменении вины исходит от самих сотрудников ГИБДД, которые оформляют документы «надлежащим образом» за отдельную плату.
Поиск лица с полисом страхования ответственности
Указанные способ мошенничества характерен тем, что после реально причиненного ущерба транспортному средств, его владелец через знакомых находит «подходящего участника ДТП», у которого уже есть полис страхования ответственности, естественно, что он и будет тем, кто нарушил правила дорожного движения. Далее мошенники выдвигаются в исходное положение, совмещают автомобили и вызывают ГИБДД.
Умышленное провоцирование ДТП («подставы») с выбором жертвы
Рассматриваемый способ применяется организованными преступными группами, которые поставили на поток, получение денег с хозяев автомобилей и их страховщиков. Для этого группа лиц, используя несколько автомобилей, провоцирует столкновение с заранее выбранным автомобилем, провоцируя нарушение ПДД самой жертвой. После аварии мошенники в жесткой форме требуют компенсации, используя методы психического, юридического и даже физического воздействия на жертву. Такие мошенничества носят серийный характер.
Умышленное провоцирование ДТП, со столкновением двух автомобилей мошенников
Эта схема мошенничества применяется не так часто, однако имеет место. Заключается данный способ в том, что два автомобиля, из которых один застрахован по полису страхования ответственности, а второй по КАСКО умышленно сталкиваются. При этом тот водитель, который застрахован по полису страхования ответственности, делает заявление в свою компанию о виновности в ДТП, а второй водитель, спустя некоторое время, делает заявления своему страховщику о повреждении своего автомобиля неизвестным транспортным средством. Затем схема повторяется, со сменой страховщиков.
Приобретение поврежденных ТС и выдача их за автомобили, участвовавшие в ДТП
Данный способ заключается в том, что мошенники заранее заключают договор по полису страхования ответственности на владельца отечественного автомобиля. Потом владелец полиса страхования ответственности «по своей вине попадает» в ДТП с участием дорогих импортных автомобилей. Страховщику предъявляются поврежденные в этой аварии иномарки с претензией на оплату ущерба.
Замена неповрежденных деталей автомобиля на поврежденные детали
После реального ДТП потерпевший в сговоре со страхователем меняет целые детали на поврежденные детали автомобиля такой же модификации, с целью искусственного увеличения объема ущерба. Нередко этот вид мошенничества совершается в сговоре с экспертом - оценщиком.
Замена регистрационного знака при страховании автомобиля
Этот способ является разновидностью способа страхования «задним числом», однако имеет свою специфику. Смысл манипуляций мошенников заключается в том, чтобы обмануть страхового агента, представив ему на страхование «автомобиль-двойник» с перевешанными регистрационными номерами и соответствующими этим номерам документами, в то время, как реальный автомобиль уже получил механические повреждения. После заключения договора страхования ответственности мошенники совмещают данный автомобиль с другим автомобилем, значительно поврежденным, и заявляют о ДТП.
Замена регистрационного знака при оценке повреждений ТС
Суть этого способа заключается в том, что мошенники находят «подходящий по повреждениям» автомобиль, равноценный автомобилю – участнику ДТП, меняют регистрационные номера и производят оценку повреждений. Смысл махинаций мошенников заключается в том, что автомобиль-двойник имеет куда большие и серьезные повреждения, чем тот, который реально пострадал в ДТП.
Искусственное изменение времени ДТП
Этот способ фальсификации отдельных обстоятельств страхового случая применяется тогда, когда реальное время зафиксированного ДТП не устраивает его участников, так как может повлечь отказ в выплате страхового возмещения. Это может произойти при управлении ТС лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, либо в период, не предусмотренный договором страхования. Для искусственного изменения времени мошенники, как правило. Заявляют о ДТП через небольшой промежуток времени после реальной аварии.
Перемещение автомобилей на месте реального ДТП, создание дополнительных следов на месте ДТП, уничтожение имеющихся следов
Указанный способ обмана осуществляется для убеждения сотрудников ГИБДД (ГАИ) и представителей страховщика в виновности держателя полиса страхования ответственности, в то время, как реальная обстановка ДТП может вызвать другое толкование, которое не выгодно водителям. Для этого мошенники перемещают транспортные средства в соответствии со своей легендой ДТП, уничтожают или создают дополнительные следы и вещественные доказательства.
Замена лица, управлявшего транспортным средством
Этот способ введения в заблуждение страховщика и представителей ГИБДД осуществляется тогда, когда необходимо, чтобы за рулем ТС находилось лицо, вписанное в полис страхования ответственности и допущенное к управлению. Для этого участник ДТП вызывает на место данное лицо, а потом связывается с работниками ГИБДД.
Документальная фальсификация ДТП с подкупом сотрудника ГИБДД
Сущность рассматриваемого способа заключается в том, что ДТП существует только на бумаге, то есть в документах, составленных представителем ГИБДД за отдельную плату. При этом все документы подделаны полностью: от схемы ДТП, до протокола и объяснений водителей и очевидцев. Указанный способ является одним из самых сложных в плане выявления.
Симуляции болезненных состояний, телесных повреждений, фальсификации медицинских документов
Данный способ страхового мошенничества направлен на использование положений страхования ответственности по возмещению вреда жизни и здоровью лиц, пострадавших в ДТП. Суть его заключается в умышленном использовании знаний о болезненных состояниях вызванных последствиями ДТП, связей в системе здравоохранения, для фальсифицирования медицинских документов, подтверждающих необходимость денежной компенсации. При этом, как правило, вреда здоровью не причинено, а имеет место его видимость.
Провоцирование ДТП с пешеходом
Этот способ отличается от предыдущего тем, что в данном случае мошенник умышленно бросается под машину для получения повреждений с последующей компенсацией восстановительного лечения. Данный способ очень популярен в зарубежных странах, а теперь стал появляться и в России и в странах бывшего СССР. Отечественные мошенники обычно моделируют ДТП с участием пожилых граждан-пенсионеров и пришедших к ним на выручку адвокатов.
Искусственное увеличение исковых требований за счет увеличения иных расходов
Данный способ обмана используется, как правило, потерпевшей стороной. Смысл его в том, чтобы довести сумму возможной компенсации до максимума. Так потерпевшие подделывают документы об оплате услуг за хранение поврежденного ТС, эвакуацию с места ДТП, расходы по оплате ремонта, приобретения деталей и т.д. Для этого мошенники вступают в сговор с другими лицами, работающими в организациях по обслуживанию ТС, и фальсифицируют счета по оплате, накладные и др.
Сговор с представителями страховщика (аварийными комиссарами)
Рассматриваемый способ страхового обмана уже стал известен благодаря недавнему появлению подразделений «аварийных комиссаров», как промежуточного звена межу страхователем, сотрудником ГИБДД и страховщиком. Суть данного обмана заключается в том, что аварийные комиссары за обусловленную плату решают вопрос о виновности в ДТП, путем составления документов для страховщика, с учетом корыстных интересов страхователя.
Одновременное страхование ответственности у разных страховщиков
Этот вид страхового мошенничества заключается в желании аферистов получить максимальную прибыль от одного ДТП. Для этого заключается сразу несколько договоров страхования ответственности, а затем инсценируется ДТП.
Сейчас мошенники действуют осторожно, стараясь не страховать ТС в разных филиалах одной компании или в компаниях постоянно поддерживающих контакты в плане проверки страховых случаев.
Инсценировка причинения вреда имуществу физических и юридических лиц
Указанный способ мошенничества имеет место, когда реально был причинен вред имуществу лица (здание, сооружение, рекламный щит, дорогое ограждение и др.) в результате наезда транспортного средства или удара транспортных средств, после которого одно из них повредило имущество третьего лица. Для покрытия расходов на восстановление данного имущества срок официального объявления об ущербе откладывается до получения водителем полиса страхования ответственности.
Умышленная порча, утеря и подделка полисов страхования ответственности
Этот способ обмана страховщика отличается от всех вышеперечисленных, так как его целью является искусственное снижение стоимости полиса страхования ответственности для страхователя с целью прохождения технического осмотра ТС, оформления транзитных номеров, оформления регистрации снятия и постановки ТС на учет в РЭО ГИБДД. Суть обмана в том, сто страховой представитель оформляет полис страхования ответственности, страхователь регистрирует его в органах ГИБДД, а затем сдает второй экземпляр страховому представителю. Деньги за подобную операцию представитель страховщика оставляет у себя, а полис страхования ответственности числится как испорченный (утерянный).
Часто встречаются сочетания названных выше способов страхового обмана в ОСАГО.
Рассмотрим другие элементы криминалистической характеристики мошеннических действий, связанных с заключением договоров страхования ответственности автовладельцев.
Типичные места ДТП.
Места ДТП, следует разделить на три группы:
Места, где ДТП действительно имело место, а затем водители либо поменялись ролями, либо «подправили» обстановку, либо вернулись на место спустя какой-то срок после получения полиса ОСАГО.
В этом случае место ДТП не обладает практически никакой спецификой. Это действительно то место, где часто происходят аварии, все эти аварии происходят практически по одному сценарию. Однако в действиях мошенников будет две существенные особенности:
- их ДТП будет не типичным для ДТП в этом самом месте, так как они поменялись ролями или изменили обстановку на месте;
- ранее их уже видели на этом месте как участников того ДТП, когда на руках еще не было полиса ОСАГО.
Места, которые были выбраны мошенниками, как наиболее подходящие для инсценировки ДТП.
В данном случае мошенники подбирают места, которые должны, во-первых, подходить под их легенду о ДТП, а во-вторых, не быть доступные лишним взглядам и тем более лежать подальше маршрутов патрулей ДПС. Как показывает практика, мошенники нередко выбирают те места, где ранее с ними уже случалось ДТП и повторяют прошлую обстановку аварии.
Вымышленные места, которые указаны в документах о ДТП. Эти места указывают подкупленные сотрудники ГИБДД с учетом своих прошлых выездов на места реальных аварий, часто используются схемы и объяснения из материалов по другим авариям. При этом сотрудники ГИБДД иногда допускают одну существенную ошибку – параметры расположения транспортных средств на участке дороги наносятся ими в схеме ДТП «на глаз», без учета конструктивных особенностей ТС и размеров проезжей части.
Следует отметить, что преступные группы, нередко действуют по принципу территориальности, то есть выбирают отдельные участки («зоны») работы. Именно в этих местах «совершаются» ДТП с завидной повторяемостью, недалеко, как правило, находится оценочная фирма, СТО и юрист, который поможет оформить все необходимые документы.
Места хранения поврежденных транспортных средств.
В силу того, что специфика мошенничества с полисом ОСАГО заключается в «правильной» квалификации вины с учетом наличия на руках полиса, нередко поврежденные в реальном ДТП автомобили какое-то время находятся в «отстойниках», чтобы не быть увиденными раньше «положенного» времени.
Места хранения заранее приобретенных поврежденных автомобилей и автомобилей, используемых для провоцирования ДТП
Приобретением поврежденных автомобилей для использования их в мошенничествах с ОСАГО занимаются преступные группы, которые отличаются организованными действиями, распределением функций и материальной базой. Поэтому для хранения таких ТС преступники используют: территории принадлежащих или подконтрольных им СТО, автостоянок, автосервисов, шиномонтажных мастерских, гаражных кооперативов, территорий около частных домов, строительные и производственные площади. Как правило, в этих местах находятся, как минимум, несколько поврежденных автомобилей, которые уже были участниками инсценированных ДТП или краж застрахованных автомобилей. Здесь, как правило, находится оборудование для восстановления автомобилей, запасные части к ТС, расходные материалы.
Места хранения транспортных средств мошенников – дилетантов.
Когда речь идет о «вынужденном обмане» страховщика после реального ДТП, то автовладельцы, решившие приобрести полис ОСАГО задним числом или выждать время заявления о ДТП хранят поврежденные ТС в следующих местах:
- в обычном месте хранения (парковки) транспортного средства (гараж, платная стоянка, двор частного дома, двор многоквартирного дома) – 27 %;
в другом месте хранения (гараж знакомых, другая автостоянка и др.) – 43 %;
в месте, где будет производиться оценка повреждений и ремонт транспортного средства – 30 %.
Во всех трех случаях существует одна важная закономерность, если речь идет об изменении времени страхования или времени ДТП, всегда можно установить, во-первых, что какое-то время автовладелец не пользовался своим транспортным средством, во-вторых, что транспортное средство уже кто-то видел в поврежденном состоянии.
Места оценки повреждений (экспертизы) транспортных средств.
Следует отметить, что в 86 % случаях мошенники настаивают на производстве оценки повреждений ТС в определенном месте у конкретного оценщика. Это объясняется рядом причин:
наличие связи между оценщиком и потерпевшим в ДТП;
сложившаяся практика оценки повреждений в данной организации «по максимуму»;
наличие возможности повлиять на результаты оценки с помощью знакомых.
Если место оценки настоятельно определяет страховщик, то нередки попытки мошенников «надавить» на оценщиков, с целью разрешения ситуации в свою пользу.
Типичные ложные материальные следы ДТП.
Все следы, которые создают (оставляют) мошенники при инсценировках ДТП можно разделить на несколько групп:
Следы оставляемые на транспортных средствах. Подобные следы умышленно создаются мошенниками на автомобилях, водители которых имеют полис ОСАГО для того, чтобы не было сомнений в контакте этого автомобиля с другим, более поврежденным. Для этого мошенники повреждают, как правило, переднюю часть автомобиля (бампер, фару, решетку радиатора, указатель поворота). При этом повреждения должны соответствовать легенде ДТП, а ущерб не должен быть дорогостоящим. Повреждения причиняются, обычно, тогда когда автомобиль стоит в гараже или закрытом от посторонних месте. Для создания следов удара используют личные инструменты (молоток, ключ, отвертка, плоскогубцы) или подручные средства (камень, кусок арматуры, железной трубы и др.). В некоторых случаях водитель умышленно въезжает в какие-либо препятствия (ограждение, забор, угол гаража). Были случаи, когда мошенники использовали снятые части корпуса автомобиля – второго участника ДТП и осуществляли ими контакт со своим автомобилем, для того, чтобы оставались следы отслоения краски.
Следы оставляемые на месте ДТП. Для убеждения сотрудников ГИБДД и представителей страховщика в том, что ДТП действительно имело место, мошенники создают следы ДТП на месте столкновения автомобилей. Для этого они рассыпают осколки фар, краски, пластмассовых частей бампера на дорожном полотне в месте столкновения. Около транспортных средств оставляют отлетевшие в сторону детали: болты, колпаки дисков, щепки от деревянного кузова и др. При инсценировке ДТП со сбитым пешеходом на месте мошенники разбрасывают личные вещи потерпевшего: очки, портфель, сумку и т.п. Реже создаются следы выливания масла, бензина, рассыпания транспортного груза. В силу объективных причин, практически никогда (!), мошенники не создают следы, характерные для реальных ДТП:
следы осыпания грязи с бампера, крыльев, кузова ТС;
следы качения, давления, скольжения, трения, образованные колесами;
следы причинения телесных повреждений (частицы тканей, волосы, кровь, волокна одежды).
Типичные объяснения (фабулы) мошеннических ДТП.
Для мошенничеств, связанных с использованием полисов ОСАГО, характерны такие объяснения обстоятельств ДТП, при которых ни у кого не возникает сомнений в виновности водителя, владельца полиса ОСАГО. Мошенники стараются избегать неоднозначных трактовок ДТП, чтобы это не вызвало проблем с установлением виновности в причинении ущерба и выплатой страхового возмещения.
Лица, выступающие лжесвидетелями ДТП.
Свидетельские показания составляют часть объективных данных, свидетельствующих об обстоятельствах ДТП и виновности конкретного водителя. Для этого мошенники используют ложные свидетельские показания.
Как правило, лжесвидетелями выступают лица, из числа знакомых, родственников сослуживцев страхователя и второго участника ДТП, которые либо «были» в автомобиле в качестве пассажиров, либо находились в непосредственной близости от места ДТП, как водители ТС или пешеходы.
Лжесвидетели, как правило, охотно и с энтузиазмом дают показания сотрудникам ГИБДД, их показания выверены и не противоречат друг другу и объяснениям водителей. Такие свидетели являются «по первому звонку» и подтверждают свои слова. Среди лжесвидетелей большую часть составляют мужчины – 84,6 %, так как, в большинстве своем, они разбираются в автомобилях, правилах дорожного движения и не допустят «технических ошибок» при даче показаний. Кроме того, нередко, нужен свидетель на автомобиле, а это, как правило, мужчина. Часто лжесвидетель примерно одного возраста с водителем, так как свидетели выбираются из друзей, знакомых, соседей по дому, гаражу, с которыми страхователь общается в повседневной жизни. У свидетеля со страхователем и потерпевшим в ДТП должны быть налажена оперативная связь для внесения корректировки в показания и доведения последних новостей по делу. Поэтому, у лжесвидетелей есть телефоны обоих участников, а у последних, соответственно, телефоны свидетеля.
Если «подходящих свидетелей» у участников ДТП нет, тогда они приглашаются другими лицами, вовлеченными в аферу: юристом, оценщиком или страховым агентом. Однако, в любом случае, лжесвидетеля ранее знал кто-либо из лиц, вовлеченных в схему страхования, ДТП и его последствий.
Оплата услуг лжесвидетелей производится путем передачи наличных денег, либо перед дачей ложных показаний, либо по результату – после получения страховой выплаты.
Имели место случаи использования в качестве лжесвидетелей подчиненных, кого-либо из участников или лиц, которые в силу различных причин «отрабатывали» материальные или моральные обязательства перед инициатором мошенничества.
Время совершения мошеннических действий.
Временной фактор имеет существенное значение не только для выделения особенностей мошеннических действий при страховании ответственности автовладельцев, но и для раскрытия данных махинаций.
В ходе исследований были выявлены следующие временные закономерности совершения мошенничеств с использование полиса ГО.
Инсценировки ДТП (имеется в виду заявленное время самого ДТП), совершаемые преступными группами, при «совмещении» ранее поврежденных автомобилей, совершаются, как правило, в вечернее и ночное время. Исключение составляют случаи, когда документы ГИБДД фальсифицируются подкупленным сотрудником. Такие ДТП, чаще всего, происходят в отдаленных местах, или на пригородных трассах.
Инсценировки ДТП с получением полиса «задним числом» происходят, как правило, в выходные и праздничные дни, а также в понедельник. Это связано с необходимостью страхового представителя отчитаться перед страховщиком: сдать полис, квитанцию и денежные средства. Кроме того, подобные ДТП «случаются» в последний или предпоследний день, перед днем отчета страхового представителя.
Инсценировки ДТП, осуществляемые после реальной аварии, происходят через минимум – неделю, максимум – через месяц после реального ДТП.
При установленном Правилами страхования сроке сообщения о ДТП, например, в течение 5 дней мошенники, обычно, сообщают о ДТП либо в первый день, либо в последний день. В первый день, когда у них все было готово и спланировано заранее, и в последний - когда мошенники импровизировали «на скорую руку».
Временной промежуток между сообщением страхователя о ДТП и обращением потерпевшего с претензией - минимальный. Страхователь и потерпевший в подобных случаях всегда действую слаженно.
Время сообщения об инсценированном ДТП зачастую приходится на вечернее время, когда наступают сумерки. Данное обстоятельство объясняется естественным желанием мошенников, во-первых, скрыть некоторые несоответствия следов на месте аварии, а, во-вторых, расчетом на то, что представители страховщика после окончания рабочего дня не смогут участвовать в осмотре места ДТП.
Время между заявлением о ДТП и восстановлением автомобилей мошенники всегда стараются сократить до минимума. Это объясняется их желанием быстрее уничтожить следы ложных повреждений, путем замены поврежденных деталей.
Типичные показания лжесвидетелей.
Для выявления фактов мошеннических действий в ОСАГО существенную помощь оказывают выявленные в ходе специального исследования типичные фабулы показаний лжесвидетелей.
Лжесвидетели-водители, как правило, утверждают, что, по пути следования в магазин (деловую встречу), они выполнили требование дорожного знака или сигнала светофора, а водитель-страхователь нет, поэтому произошло ДТП. Вина страхователя бесспорна.
Лжесвидетели-пассажиры, в большинстве случаев, в момент ДТП находились в автомобиле потерпевшего на заднем сиденьи, когда почуствовали удар. Они редко пользуются услугами оказания первой медицинской помощи на месте ДТП, зато часто обращаются в медицинское учреждение через некоторое время.
Лжесвидетели-пешеходы, обычно, сообщают, что переходили дорогу и увидели столкновение, при этом водитель-страхователь «грубо» нарушил правила ДТП.
Для показаний тех и других очевидны следующие закономерности:
придуманная фабула нахождения в определенном месте в определенное время (при этом фабула излагается таким образом, что она практически не проверяема);
настаивание на вине страхователя, вне всяких сомнений с четкой квалификацией его действий согласно ПДД, что бывает крайне редко при реальных ДТП;
показания лжесвидетелей лишены эмоционального фона, а, наоборот, содержат строгую, взвешенную и аргументированную правовую позицию (складывается впечатление «заученности» фраз и терминов).
Приемы, применяемые мошенниками для разрешения ситуации в свою пользу.
Речь идет о случаях, когда свершившееся ДТП необходимо срочно «исправить» для перенесения ответственности на держателя полиса. Как показали результаты исследования, мошенники используют следующие приемы:
Подается объявление в газету о поиске очевидцев ДТП, для формального решения вопроса о «внезапном» появлении свидетелей.
2. На место не вызываются сотрудники ГИБДД, а мошенники используют положение ПДД о том, что если в результате дорожно - транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно - патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
3. На место ДТП вызывается юрист, специализирующийся на делах по ДТП или «свой» сотрудник ГИБДД, который инструктирует участников аварии.
4. Фабула ДТП представляется как повреждение стоящего транспортного средства с вынесением постановления об отказы в возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Подделка документов ГИБДД самими участниками аварии с использованием компьютерной, копировальной и множительной техники.
6. Не внесение наличия дорожных знаков в описание обстоятельств ДТП и, наоборот, добавление, знаков, реально не установленных на обозначенном месте.