Система дидактических принципов
Название группы дидактических принципов (д.п.) | Содержание группы дидактических принципов (д.п.) |
1.Д.П., характеризующие цели обучения (ведущие Д.П.) | -Д.П. развивающего и воспитывающего обучения; -Д.П. фундаментальности образования и его проф. направленности; -Д.П. социокультурного соответствия |
2.Д.П., характеризующие содержание обучения | -Д.П. научности -Д.П.связи теории с практикой; -Д.П. систематичности и последовательности |
3.Д.П., характеризующие внутренние условия продуктивного овладения знаниями | -Д.П.сознательности и активности учащихся в обучении; -Д.П. наглядности; -Д.П. доступности; -Д.П. прочности; -Д.П. положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения |
4.Д.П., раскрывающий подход к организации учебного процесса | Д.П. сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения |
Содержание принципов дидактики
1.Принцип воспитывающего обучения
Данный принцип выражает ведущую цель педагогической системы, связывает основные педагогические категории.
Согласно принципу воспитывающего обучения, оно должно не только давать знания, но и формировать в целом личность, воспитывать и развивать. Знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления.
2.Принцип фундаментальности образования
и его профессиональной направленности
Принцип требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и результатах обучения, успешного общего развития и развития спец. проф. способностей личности.
Образование должно быть ориентировано на изучение общих научных основ и специфики многих отраслей производства и техники или на конкретную профессию.
3.Принцип социокультурного соответствия
Исторически принцип выражался двумя принципами: культуросообразности и природосообразности. Эти принципы требовали строить образование, сообразуясь с природой, задатками ребенка, законами социальной среды.
Принцип отражает требование соответствия содержания образования содержанию культуры.
Под культурой понимаются основы наук, основы техники и производства, обычаи и традиции, религия, мораль, философия искусство. У каждой из этих сфер знаний и опыта есть свой творческий потенциал влияния на формирование смыслов.
4.Принцип научности
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.
5.Принцип связи обучения с практикой
Принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами.
6.Принцип систематичности и последовательности
Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил, например:
-изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливается порядок и методика работы с ним;
-в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, материал урока структурируется;
-при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.
Активности и сознательности учения можно добиться, если:
-опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности;
-включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических задач;
-использовать активные методы обучения, дидактические игры, дискуссии
-стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников.
Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
8.Принцип наглядности
Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это "золотое правило" дидактики сформулировал еще Я.Коменский.
В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Однако следование этому принципу должно быть в той мере, в какой он способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
9.Принцип доступности
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А.Коменский дал несколько правил этого принципа:
-переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Л.В.Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, что все-таки отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.
10.Принцип прочности
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.
Есть и другие правила этого принципа:
-прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
-для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;
-прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;
-прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.
11. Принцип положительной мотивации
и благоприятного эмоционального климата обучения
Формированию глубоких мотивов учения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение ко внутреннему миру школьника, оптимистический настрой педагога и учеников.
Принцип регулирует коммуникативную сторону обучения, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и учеников, создание атмосферы доверия и благожелательности, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.
12.Принцип сочетания индивидуальных
и коллективных форм обучения
Полная индивидуализация обучения лишает ученика разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе.
В коллективных же формах нередко преобладает усредненный подход и теряется личность.
Поэтому необходимо взаимодополнение этих форм работы, насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей школьников.
Современные дидакты отмечают, что в информационном обществе принципы обучения трансформируются.Расширяется их содержание.
Например, суть принципа научности теперь не только в том, что изучаемые знания должны отвечать требованию научности, но и в том, что учащиеся должны уметь относиться критически к той информации, которую они получают в информационном поле, отличать научные знания от псевдонаучных.
Различные виды наглядности (натуральная, словесно-образная, изобразительная, схематическая и др.) дополняются интерактивной наглядностью на основе ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Работая с этим видом наглядности, ученик может производить определенные действия, вызывающие соответствующие изменения (получить оценку своего варианта ответа или более развернутое описание какого-то объекта).
Педагогу следует учитывать, что для современных детей применение электронных средств наглядности стало обыденным делом, для них скорее демонстрация реальных предметов – событие. Поэтому задача учителя – найти видам электронной наглядности оптимальное место на уроке и применять их только тогда, когда именно с их помощью можно наиболее эффективно решить педагогическую задачу.
При реализации принципа доступности сегодня следует учитывать следующее. У современных учеников – клиповое сознание, им нужна частая смена впечатлений, они лучше воспринимают информацию фрагментарного типа, чем последовательно разворачиваемую мысль. В условиях активных действий в информационном пространстве у учеников недостаточно сформированы умения логично и связно выстраивать свое высказывание, следить за ходом мысли автора. Необходима специальная работа педагога над этим.