Стратегия смыслового чтения и проектной деятельности
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст– по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика,- растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предмета.
Задачи будут реализованы успешно, если учитель целенаправленно и систематично использует в учебном процессе различные методы работы с источниками информации. Представленные ниже перечень определяет необходимый минимум приемов для 5-9 классов, которые могут варьироваться в зависимости от содержания материала и целей урока.
Учет возрастных особенностей обеспечивается за счет уровня сложности учебного текста. Последовательное (от класса к классу) усложнение текстов при сохранении общих дидактических принципов «активного чтения» позволяет осуществлять системноориентированный подход в реализации стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Дидактические принципы организации «активного чтения», технологии развития культуры чтения через выделение в тексте основных дидактических единиц, которыми являются: ключевые понятия, ведущие идеи, тезисы и антитезисы, факты, законы, методы, выводы, метафоры, примеры. Методики структурирования текста: кластерный анализ, проблемный анализ, опорное конспектирование.
Основные методы работы с учебным текстом. Опираясь на компетентностный подход к организации процесса обучения – отметим, что квалифицированный педагог всегда должен формулировать задание по работе с текстом, отталкиваясь от тех действий, которые сможет сделать учащийся после изучения текста. То есть важнейшим становится вопрос – что именно должен суметь сделать обучающийся в результате качественного прочтения предложенного текста?
Элементы структуры стратегии смыслового чтения:
1. Ключевые понятия. Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Ключевых понятий не может быть много, глава (как и лекция) не должна содержать больше ключевых понятий, чем способен одновременной воспринять человек (5-9 единиц). Какая работа с ключевыми понятиями может быть предложена учащимся?
До прочтения учебного текста можно предложить аудитории перечень ключевых понятий и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
Можно предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок ближе содержанию главы.
Полезным представляется задание увязывания понятий в единый кластер, то есть схему взаимосвязи.
2. Факты, описания явлений. Текст может содержать описание того или иного явления, в нем может быть изложен значимый факт. Каждый из фактов может остаться просто «меткой в памяти», а может стать поводом для последующих размышлений и поиска информации, если будут поддержаны соответствующими вопросами или заданиями учителя. Например. Постройте понятийный ряд, в котором сопровождение может быть заменено близкими по смыслу понятиями, дайте их краткий обзор. И т.д.
3. Идеи, законы, закономерности. Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, могут быть проиллюстрированы примерами, могут быть приведены без дополнительной аргументации. Мера доказательности, строгости в изложении определяется общими задачами текста и его природой. Способность выделения самых теоретических положений, чаще всего сжатых до лаконичных моделей, - в процессе работы с текстами должны формировать у учащихся и поддерживаться педагогом.
В ряду заданий, которые могут быть предложены в помощь обучающимся, можно выделить два: работу с тезисами и антитезисами; построение логических схем и конспектов.
Тезис (с греческого Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута); кратко сформулированные основные положения текста, доклада и т.д.
Таким образом - тезисное изложение текста – это краткое изложение текста, его сухой остаток. Проще говоря – прочтение тезисного плана должно давать читателям полное представление о сущности, обсуждаемых положений. Тезис можно попытать опровергнуть или утвердить. Метод опровержения – построение антитезиса и попытка доказать его истинность.
Среди важных и полезных заданий, связанных с освоением теоретического содержания теста выступает так называемых метод «логических цепочек», когда обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность, может быть – за счет введения дополнительного тезиса.
4. Любая глава в учебных пособиях начинается с постановки цели и завершается формулировкой выводов. Выводы легко могут выполнить роль тезисного изложения текста. Какие задания могут быть предложены читателям на основе выводов, предложенных в тексте? Учащимся может быть предложено раскрыть один из выводов (по собственному выбору)? Сформулировать собственную систему выводов? Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями? В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.
5. Примеры, иллюстрации, метафоры, образы - все это приемы заботы об адекватности восприятия, о сохранении интереса, о достижении убедительности за счет красоты языка. Метафора (с греческого methaphora перенос) – оборот речи, заключающий скрытое уподобление; образное сближение слов на базе из переносного значения.
Основным методом работы с учебником выступает прочтение текстов и выполнение ряда заданий по прочитанному. Основным признаком культурного чтения выступает способность к структурированию текста:
ü графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
ü построение тезисного (антитезисного плана);
ü выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идеи, законы, закономерности, проблемы), методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих приемов.
Для реализации стратегии оптимально подходит использование различных приемов технологии продуктивного чтения и развития критического мышления через чтение и письмо.