Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
Идея создания, какой либо организации в области ГА возникала ещё в начале ХХвека (1909 г. во Франции), но каждый раз, государства члены совещаний не могли прийти к общему мнению. Только в 1944 г. на Чикагской конвенции была образована ИКАО.
Штаб – квартира находиться в Монреале (Канада), также имеет 6 региональных филиалов. Рабочие языки – русский, английский, французский, немецкий.
Россия является членом ИКАО с 1970 г, как правоприемленник СССР. В настоящее время в членстве ИКАО насчитывается свыше 190 государств.
Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы:
а) обеспечить безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире;
б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях;
в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств международной гражданской авиации;
г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;
д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией;
е) обеспечивать полное уважение прав договаривающихся государств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые международным воздушным сообщением;
ж) избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств;
з) способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации;
и) оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
ИКАО имеет полномочный представительный орган — Ассамблею и руководящий орган — Совет. Ассамблея собирается один раз в три года и образует Техническую, Экономическую, Юридическую и Административную комиссии, которые работают в течение созыва Ассамблеи. Каждое договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией.
Одной из основных функций Совета является принятие международных стандартов и рекомендуемой практики и оформление их в качестве Приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Совет может выступать в качестве арбитра между договаривающимися государствами по вопросам, касающимся авиации и применения Конвенции; он может расследовать любую ситуацию, при которой могут возникать препятствия для развития международной аэронавигации, и предпринимать такие действия, которые могут оказаться необходимыми для обеспечения безопасности и регулярности эксплуатации международного воздушного транспорта.
Основой всей деятельности ИКАО является разработка и внедрение в практику государственных стандартов и рекомендуемой практики, которые изложены в 18 Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации:
Приложение 1. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Выдача свидетельств членам летных экипажей, диспетчерам воздушного движения и специалистам по обслуживанию воздушных судов.
Приложение 2. Правила полетов. Правила, относящиеся к выполнению визуальных полетов и полетов по приборам.
Приложение 3. Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации. Предоставление метеорологического обслуживания для международной аэронавигации и сообщение результатов метеорологических наблюдений с борта воздушного судна.
Приложение 4, Аэронавигационные карты. Технические требования к составлению аэронавигационных карт для использования в международной авиации.
Приложение 5. Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях. Система единиц измерения, подлежащая использованию в воздушных и наземных операциях.
Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Технические требования, которые при аналогичных условиях эксплуатации повсюду в мире обеспечат уровень безопасности не ниже предписанного минимума. Приложение состоит из трех частей:
Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт.
Часть II. Международная авиация общего назначения. Самолеты .
Часть Ш. Международные полеты — вертолеты.
Приложение 7. Национальные и регистрационные знаки воздушных судов. Требования к регистрации и определению принадлежности воздушных судов.
Приложение 8. Летная годность воздушных судов. Выдача удостоверений и проверка воздушных судов в соответствии с единообразными процедурами.
Приложение 9. Упрощение формальностей. Технические требования в отношении беспрепятственного прибытия и отбытия воздушных судов, пассажиров, груза и других предметов в международных аэропортах.
Приложение 10. Авиационная электросвязь. Стандартизация оборудования и систем связи и правил связи.
Приложение 11. Обслуживание воздушного движения. Организация и эксплуатация служб управления воздушным движением, полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
Приложение 12. Поиск и спасание. Организация и эксплуатация средств и служб, предназначенных для поиска и спасания.
Приложение 13. Расследование авиационных происшествий. Единообразие при уведомлении, расследовании и представлении данных об авиационных происшествиях.
Приложение 14. Аэродромы. Технические требования к проектированию и эксплуатации аэродромов и вертодромов.
Приложение 15. Служба аэронавигационной информации. Методы сбора и распространения аэронавигационной информации, необходимой для производства полетов.
Приложение 16. Охрана окружающей среды. Технические требования к сертификации воздушных судов по шуму, контроль за уровнем шума и единицы измерения степени шумности при планировании использования земельных участков и эмиссия авиационных двигателей.
Приложение 17. Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Технические требования в области защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Приложение 18. Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху. Технические требования к маркировке, упаковке и транспортировке опасных грузов.