Структура и объем дипломной работы

Дипломная работа должна последовательно включать: титульный лист, задание на дипломную работу, содержание (оглавление), введение, две или три главы (одна- теоретическая и одна- две главы- практические материалы), в каждой из которых не более 2-3 разделов (параграфов), заключение, выводы, предложения (рекомендации), литература (список используемой литературы) и Приложение.

Общий объем дипломной работы должен примерно составлять 100 страниц текста (до раздела «литература»). При этом, целесообразно придерживаться следующего целевого деления дипломной работы на части:

№ п/п Часть дипломной работы Примерное количество страниц
Введение 5(10)
Глава 1 (теоретическая часть) 25(35)
Глава 2,3 (практическая часть) 60(40)
Заключение 3(5)
Выводы 2(4)
Предложения (рекомендации) 2(4)
Литература (библиография) 3(5)
Приложение -
Итого Около 100

Образец титульного листа дипломной работы дан в Приложении 12.3.

Оглавление – указатель рубрик (заголовков), включает в себя все разделы дипломной работы. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста, взаиморасположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте. В конце каждой главы оглавления проставляется номер страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте.

Введение

Введение дипломной работы является очень важной её составной частью, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат (программу) проведения дипломного исследования. Введение должно обязательно содержать:

- обоснование;

- актуальность и темы дипломной работы;

- степень разработанности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе;

- цель и основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;

- объект и предмет изучения;

- гипотеза;

- методологические и методические основы разрабатываемой темы, в том числе методы (способы) решения основных задач, место проведения (база) исследования;

- элементы научной новизны в работе;

- практическая значимость исследуемой проблемы;

- апробация результатов исследования;

- структура дипломной работы.

* Актуальностьтемы – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с социальной защитой определенных категорий населения. Заключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы дипломного исследования связана со значительным распространением исследуемого явления… и заключается в необходимости разработки (или уточнения) рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

* Степень разработки темы – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной дипломником. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе. На основе анализа литературы и выявления нерешенных вопросов в области социальной работы с определенными контингентами, недостаточной эффективностью работы определенных учреждений социальной сферы, формулируется научная проблема, которую хочет решить автор дипломной работы. Проблема может заключаться в определении условий оптимального развития какого-либо социального процесса, в определении путей, обеспечивающих наиболее полное решение определенных социальных задач, в формулировании наиболее оптимальных условий эффективной деятельности специалиста или социального учреждения (подразделения). Как правило, решение выявленной проблемы и есть цель дипломной работы.

* Цель дипломной работы – это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью: охарактеризовать социальную концепцию, показать ее историческую значимость и роль в развитии социальной работы, проанализировать практический опыт социальных работников; разработать критерии, требования, рекомендации, обоснование направленности той или иной социальной деятельности (социальная работа с пенсионерами на дому, досуговую деятельность среди пожилых); уточнить методику социальной реабилитации; сравнить социальную работу в различных заведениях, в нашей стране и за рубежом и др.

* Основные задачи определяются на основе замысла и гипотезы, отражают поэтапное достижение цели. Они могут вводиться словами:

- изучить…

- описать…

- проанализировать…

- уточнить, дополнить понимание…

- выявить…

- оценить…

- систематизировать…

- определить…

- разработать… и т. д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

* Объект и предмет исследования.

На основе изучения и анализа специальной литературы студент-дипломник может целенаправленно определить объект и предмет своего исследования. Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектомпонимается все то, что подлежит изучению. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Он состоит из единиц наблюдений (или счета), которые определяют объем и суммарно формируют изучаемую совокупность (генеральную или выборочную). Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Когда студент выбирает объект и предмет исследования, он в то же время формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социального исследования. Поэтому предмет выступает по отношению к объекту более узким понятием и является результатом исследовательского творчества студента. Следовательно, предмет – это существенная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значимой мере зависит исследование представлений об объекте, как целостности. На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, социальной значимости и перспективности.

* Гипотеза исследования означает предположение, допущение, выдвигаемое автором для объяснения явления, проблемы, взятых для исследования, истинное значение которых неопределенно.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы, она определяет главное направление научного поиска. Явление, проблема требуют проверки опытом, и получение подтверждения, в противном случае - она отвергается. Гипотеза выдвигает предположение о возможности познания, либо преобразования на основе рекомендаций автора работы. Предположение может быть сделано следующими словами:

- «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»

- «это возможно, если…»

- «создание…позволит обеспечить».

* Методология и методика исследования.

Под ней подразумевается теоретическая основа изучения, совершенствования и конструирования различных сфер, в том числе социальной и практической деятельности. В этом разделе излагаются основные теории, концепции, подходы и т. п. к исследуемому вопросу в дипломной работе. Приводятся конкретные авторы, их работы, которые являются методологической основой проведения настоящего дипломного исследования (логическая структура; понятийный аппарат; технические приемы, принципы; организация работы; переход от отдельных эмпирических данных, выводов к их обобщению; формализация социальных данных).

Методика – средство реализации общих теоретических и методологических принципов социального дипломного исследования. Обоснование адекватности (валидности) методов сбора, обработки и анализа собранных практических данных дипломной работы.

* Методы исследования, используемые в дипломной работе. Определение методов предполагает определение автором основной базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись рекомендации, наработки, методы, осуществлялась экспериментальная работа, определялись методы, которые использовались при проведении исследовательской работы. В первую очередь, это - метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов, архивных сведений, контент-анализ информации и т. п.

- Наблюдение – это метод социально-психологического исследования, под которым понимается первичное преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие поведения, характера деятельности объекта с целью выявления смысла и содержания его деятельности.

- Беседа – форма двустороннего общения студента с объектом информации.

- Интервью – это беседа монологического характера, вопросы задает исследователь с целью сбора информации, отвечает объект информации.

- Социологический опрос – метод сбора первичной информации (по анкете, опросному месту и т. п.) в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение студента к объекту изучения с вопросами, регистрацию, статистическую обработку полученных ответов и их теоретическую интерпретацию. Число вопросов должно составлять не менее 10-15.

- Тестирование– специально подобранные тесты-вопросы с целью проявления свойств и качеств изучаемой личности. Тест – это стандартизированные задания, предназначенные для измерения и сопоставления, индивидуальных особенностей социально-психологической личности. Социальный, психо-социальный, социально-психологический эксперименты означают опыт, пробу целенаправленного воспроизведения объекта познания, организацию особых условий его существования, проверку предвидения, предсказания. Эксперимент предназначен для научной проверки социальной гипотезы.

- Копирование материалов.Осуществляется копирование объектов, ведомостей социальных учреждений, где студент проходит практику с целью сравнения со своими данными или выявление динамики исследуемого процесса. Копирование может осуществляться уставом, официальных инструкций, с целью выявления (уточнения) задач социального учреждения, его статуса.

- Метод статистического исследования направлен на получение материала для социального анализа. С помощью этого метода получают абсолютные и производные величины исследуемого явления. Статистика рассматривает количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. При этом исследуются средние величины, оценка достоверности показателей различия между ними, причинно-следственные связи

Рассмотрим технику применения того или иного метода, на примере методики социального эксперимента. Слово «эксперимент» (от лат. еxperimentum - проба, опыт) означает опыт целенаправленного воспроизведения объекта познания, организацию особых условий его существования, проверку предсказания. Эксперимент предназначен для научной проверки гипотезы. Постановка и организация эксперимента определяется его назначением. Они различаются по:

§ способу формирования условий: естественный и искусственный;

§ целям исследования: преобразующий, констатирующий, контролирующий;

§ организации проведения: лабораторный и естественный;

§ способам проведения: пассивный и активный.

Констатирующий эксперимент предназначен для оценки состояния явления, уровня его проявления. Естественный эксперимент предназначен для проверки гипотезы в естественных условиях существования объекта исследования. Эксперименты бывают открытыми и закрытыми. В открытом эксперименте его задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом – в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемых.

Методика экспериментальной работы – это совокупность методов, средств и приемов, целенаправленно применяемая во взаимосвязи в интересах обеспечения реализации программы деятельности в соответствии с гипотезой. Правильно разработанная методика экспериментального исследования предопределяет возможность достижения объективного результата.

Цель экспериментальной работы – это общий замысел того, что планируется получить в результате ее реализации. Основные задачи определяются из замысла (цели). Они показывают, что надо сделать в главном, чтобы достичь выбранной цели. Таких задач в социальном эксперименте может быть от двух до четырех. Для проведения экспериментальной работы необходимо подготовить инструментарий исследования: определить наиболее важные качественные характеристики исследуемой проблемы, критерии ее оценки и показатели. Каждая проблема имеет свои качественные характеристики, отражающие в ней наиболее существенное, по этим характеристикам можно оценивать ход и результат экспериментальной работы. Экспериментальная работа по дипломной работе может иметь 2-3 качественные характеристики, отражающие существо проблемы.

Критерии и показатели помогают оценивать по каждой характеристике исследуемые проблему и выявлять ее динамику. Критерий (от греч. кriterion – средство суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Для каждого критерия определяются показатели его оценки. Показатели - это данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Каждый критерий имеет несколько показателей и по ним определяется состояние измеряемой качественной характеристики и ее изменение. Динамика изучаемого явления иллюстрируется таблицами и графиками.

Экспериментальная работа проводится либо по всей проблеме дипломного исследования, либо по ее основной части. Проведение по основной части должно предусматривать возможность интерпретировать полученный результат на весь замысел. Чаще всего экспериментальная проверка осуществляется на примере социальной деятельности в определенных условиях. Программа эксперимента представляет собою всю совокупность практической деятельности, позволяющую достичь планируемый результат. По своей сущности – это содержание деятельности, позволяющее решить основные задачи и достигнуть цели. В этом суть экспериментальной проверки гипотезы дипломного исследования. Программа разрабатывается студентом на основе специального изучения проблемы, опыта практической деятельности специалистов, выявления слабых и сильных сторон практической деятельности. В ходе исследовательской деятельности выявляются те базовые положения, практическая реализация которых может дать прогнозируемый результат. При разработке программы отдельные ее части могут проходить апробацию посредством пилотных (пилотажных) исследований, рекомендоваться для применения практическим работникам, использоваться экспертные оценки и пр. Все это позволяет подготовить научно обоснованную и практико-ориентированную программу социальной работы.

Всякая экспериментальная работа предусматривает определение временных рамок ее осуществления. Это может быть определенный качественный период, позволяющий сделать оценку достигнутого результата и выводы из того, что сделано, как сделано и что получено. Чаще всего в образовательных учреждениях – это семестр, полугодие, учебный год (желательно учебный год), в центрах социального обслуживания – два-три (иногда и больше) месяца (каждый центр, как правило, имеет свои функциональные периоды, и экспериментальная работа ориентируется на них – 1-3 периода), в досуговой сфере – одна-три смены либо другие сроки, имеющие функциональное назначение. Для проведения эксперимента необходима специально подготовленная база. На каком материале, в каких условиях он проводится. Определяются контрольные и экспериментальные группы. Обе группы подбираются примерно одинаковыми по составу, качественным характеристикам и условиям функционирования. Контрольная группа – это группа, по которой сравнивают ход и результат экспериментальной работы. Экспериментальная группа – это группа, в которой реализуется программа экспериментальной работы. Заслуживает научного внимания любой результат экспериментальной работы. При получении положительного результата делается вывод, что гипотеза подтверждается. Отрицательный результат свидетельствует, что выбранный путь ошибочен и в последующих теоретических исследованиях и на практике следует искать иной, другой путь достижения поставленной цели.

Эксперимент носит этапный характер:

1-й этап – организационный (организационно-прогностический), включающий:

§ определение проблемы исследования и ее содержания;

§ формулирование цели и гипотезы исследования;

§ выделение основных задач, позволяющих достигнуть цель;

§ установление качественных характеристик и механизма их оценки;

§ разработка программы экспериментальной работы и методики ее реализации;

§ выбор контрольной и экспериментальной групп;

§ проведение констатирующего эксперимента;

§ планирование реализации экспериментальной работы.

2-й этап – содержательный (реализационный):

§ реализация методики экспериментальной работы;

§ сбор информации.

3-й этап – аналитический:

§ анализ полученных экспериментальных данных:

§ сверка аналитического материала с целью, гипотезой и задачами исследования;

§ статическая отработка результатов эксперимента, составление таблиц, графиков;

§ осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.

1. Элементы научной новизны - это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе выполнения настоящего дипломного исследования, имеющие отличительные особенности, характеристики (элементы), от предшествующих, ранее проведенных исследований.

2. Практическое значение выполняемой дипломной работы состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в деятельности органов, учреждений, организаций и социальных служб системы социальной защиты населения различного административно - территориального уровня.

3. Апробация – это проба полученных в ходе дипломного исследования материалов, результатов, выводов, предложений (рекомендаций) в различных формах: устной (в виде выступления, доклада, сообщения), письменной (в виде тезисов, статьи, аналитической записки, отчета и т. п.) и их сочетания.

4. Структура дипломной работы – описывается в соответствии с разделом «Содержание».

Наши рекомендации