Коммуникативные процессы: сущность и типология

Отличительные признаки от других процессов:

o взаимодействие субъектов;

o наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму или не иметь ее;

o Коммуникативные процессы: сущность и типология - student2.ru целесообразность или функциональность.

Функции коммуникации

o Информационная - передача сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений

o Мотивационная – побуждение сотрудников к лучшему исполнению задач

o Контрольная – отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и соподчиненности

o Экспрессивная способствует выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности

Виды коммуникации

o Вербальная и невербальная коммуникация.

o Межличностная коммуникация.

o Коммуникация в малых группах.

o Массовая коммуникация.

К вербальным коммуникациям относиться человеческая речь, устная и письменная.

Современный человек произносит за день до 30 тыс. слов.

Доказано, что на невербальные коммуникации приходиться 65 % информации о человеке, тогда как на вербальную только 35 %!

По силе воздействия на язык приходиться 7% влияния, на голос – 38 %.

Существует взаимосвязь между вербальными и невербальными средствами коммуникации, причем они взаимно дополняют и усиливают друг друга.

o Это явление называется конгруэнтностью - т.е. согласованностью.

Невербальная коммуникация имеет 9 каналов:

1. Кинесику (движение тела)

2. Вокалику (голос)

3. Физические характеристики тела

4. Касание (хаптика)

5. Проксемику (положение в пространстве)

6. Хрономику (время)

7. Артефакты (одежда, украшения)

8. Ольфактика (запах)

9. Эстетика (музыка, цвет)

Необходимо учитывать, что невербальные коммуникации –«коммуникации без слов» - контролировать значительно сложнее, чем речевой процесс, поскольку они контролируются нашим подсознанием и большинство движений совершается нами неосознанно.

Модели коммуникации.

Коммуникация в организациях – это сложный и динамичный процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются модели коммуникации.

Коммуникация как действие. Ее модель представлена на рис. 13.2. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель, представленная на рис. 13.2, первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места для обратной связи.

Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели – коммуникации как взаимодействия (рис, 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми.

Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс (рис. 13.4). Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы.

Коммуникативные процессы: сущность и типология - student2.ru

Рис. 13.2. Модель коммуникации как действия

Коммуникативные процессы: сущность и типология - student2.ru

Рис. 13.3. Модель коммуникации как взаимодействия

Коммуникативные процессы: сущность и типология - student2.ru

Существуют различные модели коммуникации, содержащие различное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассматриваемыми являются:

1. Линейная модель включающая пять элементов:

· Кто ? (коммуникатор передает сообщение)

· Что? (передается сообщение)

· Как? (осуществляется передача)

· Кому? (направлено сообщение)

· С каким эффектом? (сообщение доставлено).

Предложенна американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи.

2. Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

3. Процессуальная модель - модель коммуникации, которая рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Основным вопросом процессуальной школы является то, каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию, какие каналы и средства при этом используются. Эта школа считает, что коммуникация - это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. Если это влияние меньше, или отличается от того, что планировалось заранее, то произошел коммуникационный сбой. В дальнейшем, рассматриваются последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления этого сбоя. 4. Семиотическая модель включающая в себя следующие элементы:

1. Сигнал;

2. Источник сообщения;

3. Отправитель сообщения;

4. Приемник сообщения;

5. Адресат сообщения;

6. Сообщение;

7. Канал коммуникации;

8. Шум;

9. Код.

Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.

Наши рекомендации