Субъекты оперативно-розыскной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную

Деятельность

Слабая и неэффективная правоохранительная

система сама по себе представляет не меньшую

опасность, чем сильная организованная преступность.

В.Т. Томин

Перечень органов, имеющих право осуществлять ОРД, законодательно определен (ст.13 Закона об ОРД). Такое право предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов Федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов Российской Федерации;

– службы внешней разведки Российской Федерации;

– федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Сразу же отмечу, чтобы более не возвращаться к органу внешней разведки: он проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения его собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий указанных органов.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Ранее уже отмечалось, что указанные органы имеют свои специфические цели, задачи и функции, и, следовательно, руководители указанных органов своими подзаконными ведомственными нормативно-правовыми актами, как правило, закрытого характера, на основе принципа конспирации определяют конкретные виды оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы. Они решают свои задачи исключительно в пределах своих полномочий.

Предметом нашего внимания будет оперативно-розыскная деятельность указанных органов только в сфере борьбы с преступностью, без рассмотрения их специфических функций. Это нужно, прежде всего, для понимания объективной необходимости взаимодействия и координации работы по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию тяжких, тщательно замаскированных преступлений, розыску преступников. В связи с этим важно отметить, что определенные законом органы, несмотря на их уникальность и соответствующую самостоятельность, представляет собой целостную систему[89].

Данная система имеет четко выраженную структуру:

– объект защиты от преступных посягательств: интересы личности, общества и государства, которые могут подвергаться реальным криминальным угрозам;

– субъекты: оперативные подразделения государственных органов, наделенные правом осуществлять ОРД; должностные лица, специально уполномоченные на проведение оперативной работы с конкретными обязанностями и правами; лица, привлеченные к участию в данной деятельности;

– предмет обеспечения защиты от преступных посягательств: это цели, задачи и функции по профилактике, пресечению и нейтрализации криминальной угрозы, которая может причинить вред личности, обществу и государству;

– средства и методы устранения опасности, раскрытия и расследования совершенных криминальных деяний и установления лиц, причастных к ним.

Единую систему образуют анализируемые органы и по такому основному признаку, как руководство в своей деятельности едиными принципами оперативно-розыскной деятельности (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетание гласных и негласных средств – ст. 3 Закона об ОРД). Указанным спецслужбам присущи следующие общие черты[90]: они являются самостоятельной частью государственного аппарата; осуществляют государственные функции, реализуют общественный интерес; действуют от имени государства (и в то же время от своего имени) и несут ответственность перед государством за результаты своей работы; система органов строится по централизованному типу, все организационно-управленческие и административно-правовые отношения в их внутренней структуре осуществляются исключительно по вертикали; являясь самостоятельными системами (по целям, задачам, функциям и другим критериям) они в то же время являются особой частью системы правоохранительных органов России; должности сотрудников, как правило, военизированные, сотрудники имеют специальные звания; наделены специфическими обязанностями и правами в сфере ОРД.

Особое место и роль в системе государственных правоохранительных органов принадлежит МВД России. Для этого органа важнейшими взаимосвязанными задачами являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и борьбы с преступностью. Это очень сложная система. Коснемся лишь тех ее сторон, которые направлены на борьбу с преступностью средствами оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с федеральным законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция как раз и решает задачи борьбы с преступностью, главным образом, посредством организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности. Организационная струк­тура криминальной милиции строится по линейно-функциональ­ному типу, то есть принципу прямого подчинения с централизацией управления и передачей (делегированием) нижестоящим субъектам управления исходя из необходимости руководства по специальным функциям.

Постановлением Правительства «О подразделениях криминальной милиции», которым утверждено Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции[91] и также соответствующими ведомственными нормативными актами определена ее структура.

В центральном аппарате концентрированное (централизованное) руководство с соответствующими организационно-управлен­ческими функциями осуществляют: департамент уголовного розыска (ДепУР); департамент экономической безопасности (ДЭБ); департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ); департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ); департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО); департамент собственной безопасности (ДСБ).

При каждом из указанных департаментов созданы и функционируют оперативно-розыскные бюро (ОРБ), непосредственно осу­ществляющие ОРД. Следует отметить также и оперативные подразделения, подчиняющиеся непосредственно МВД, со специфическими оперативно-розыскными функциями (то есть целенаправленно выполняющие отдельные оперативно-розыскные мероприятия, указанные в ст. 6 Закона об ОРД): оперативно-поис­ковые бюро (ОПБ); бюро специальных технических мероприятий (БСТМ); Национальное центральное бюро (НЦБ Интерпола), осуществляющее международный обмен оперативно-розыскной информацией и организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий по запросам правоохранительных органов, иностранных государств в соответствии с международными договорами; Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ), организующий создание и использование автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) оперативно-ро­зыскного назначения.

В криминальную милицию субъектов федерации входят службы уголовного розыска по борьбе с экономическими преступлениями и по линии налоговых преступлений.

Непосредственно подчиняются МВД ГУВД субъекты федерации: управление по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковое управление, управление специальных технических подразделений.

В подразделениях криминальной милиции по линиям уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями созданы оперативно-розыскные части (ОРЧ КМ) с учетом специализации деятельности их сотрудников в целях более эффективного предупреждения, раскрытия преступлений, например, ОРЧ КМ по раскрытию преступлений против личности; ОРЧ КМ по раскрытию имущественных преступлений; ОРЧ КМ по розыскной работе; ОРЧ КМ по раскрытию посягательств на культурные ценности, антиквариат и преступлений в отношении иностранных граждан; ОРЧ КМ по линии БЭП и др.

В службу криминальной милиции в горрайорганах внутренних дел входят подразделения уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями.

Криминальная милиция, используя предоставленные ей законом средства и методы ОРД, выявляет, предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, как правило, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, организует и непосредственно осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Она является органом дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ), на основании закона (Закон об ОРД, УПК) оказывает помощь органам предварительного расследования МВД и прокуратуры в расследовании преступлений и содействие милиции общественной безопасности в решении фактически общих задач – охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

Органы Федеральной службы безопасности. Борьба с преступностью является одной из важных задач ФСБ. К компетенции этой службы относится выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, досудебное производство по уголовным делам, отнесенным к ведению органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ[92] оперативные подразделения этой службы, используя в полной мере законный инструментарий ОРД, разрабатывают меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ. Они также используют научно-технические средства для негласного получения информации в целях своевременного предупреждения и противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ, отдельных лиц, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России.

Особо отметим, что на Федеральную службу безопасности возложена задача обеспечения борьбы с террористической деятельностью. ФСБ проводит эту работу с привлечением всех средств и методов ОРД, с использованием подразделений специального назначения. Оперативно-розыскные и организационно-управленчес­кие функции в сфере противодействия терроризму осуществляются на основе координации деятельности федеральных органов исполнительной власти под руководством директора ФСБ и подчиненного ему оперативного штаба в составе Национального антитеррористического комитета РФ, председателем которого он является. Замечу, кстати, что заместителем председателя штаба является Министр внутренних дел РФ.

Федеральный закон рассматривает терроризм «как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий»[93].

Кроме того, на службу ФСБ возложены обязанности обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных силах РФ, внутренних войсках МВД России и иных формированиях оборонного комплекса и топливной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

Федеральные органы государственной охраны как органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на основе Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ и Положения о Федеральной службе охраны РФ[94].

Этот федеральный орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. Под охранными мероприятиями понимается совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемых федеральными органами государственной власти. Руководство деятельностью этой службы осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее работу по вопросам взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами основными задачами федеральной службы охраны являются:

– обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, а также на трассах проезда;

– прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны и на этой основе осуществления комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

– предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

– защита охраняемых объектов;

– участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

– участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности России, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну. Имеются и задачи внутреннего характера – обеспечение собственной безопасности.

Для решения указанных задач ФСО России наделена широкими полномочиями, среди которых, в первую очередь, отметим право на проведение оперативно-розыскной деятельности. В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях конспирации служба вправе использовать документы, зашифровывающие личность сотрудников ФСО, ведомственную принадлежность их подразделений, положений и транспортных средств; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности службы; применять ограничения на использование радиоэлектронных средств, если они работают с нарушением установленных нормативными правовыми актами требований; использовать в служебных целях средства связи, в том числе и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности и др.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют свою разнообразную деятельность по защите экономической безопасности государства с соблюдением законности и правопорядка, охраной прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой с контрабандой и применением мер ответственности. Они в силу задач, определенных законом, входят в систему правоохранительных органов, что требует оперативно-розыскного обеспечения их решения.

В соответствии с законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами таможенные органы выполняют следующие основные функции[95]:

– участвуют в разработке таможенной политики и, реализуя ее, обеспечивают соблюдение законодательства, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

– обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ путем таможенного оформления и контроля за перемещением товаров и транспорта через таможенную границу, защиту прав интеллектуальной собственности;

– пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

– обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающихся вопросами таможенного дела.

Таможенная служба обладает полномочиями неотложных следственных действий и дознания по деяниям, которые по УПК РФ отнесены к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также обеспечения собственной безопасности.

Следует особо отметить, что в Концепции развития таможенных органов обращено внимание на укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Там же указано, что при решении этих задач необходимо обеспечить сбор и получение оперативной информации из различных, в том числе и зарубежных источников, развитие международного сотрудничества по обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств.

Рекомендовано проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска, а также усиление борьбы с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в самих таможенных органах.

Федеральная служба исполнения наказаний исполняет свои полномочия в соответствии с действующим федеральным законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами и входит в систему правоохранительных органов. Данная служба в настоящее время подведомственна Минюсту России и осуществляет свою деятельность в соответствии с организационным построением управления вертикального подчинения с учетом особенностей функциональных подразделений.

Оперативно-розыскная деятельность проводится во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы на основании Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержден­ного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314[96] и обеспечивает решение следующих основных задач:

– исполнение в соответствии с законодательством уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

– обеспечение личной безопасности осужденных, персонала, членов их семей и иных лиц;

– выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительном учреждении (ИУ) преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ (ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК);

– обеспечение правопорядка и законности в ИУН и в СИЗО, обеспечение безопасности содержания в них лиц, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений.

В уголовно-исполнительном кодексе сказано, что «Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции» (курсив мой – А.М.). Это означает, что в проведении ОРМ могут принимать участие органы и их должностные лица, определенные в статье 13 Закона об ОРД, преследуя свой оперативно-розыскной интерес.

Следует отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс, касаясь порядка содержания подозреваемых под стражей, открывает возможность проведения в отношении них оперативно-розыск­ных мероприятий на основании письменного разрешения дознавателя, следователя или суда – ст. 95 УПК РФ).

Органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с действующим законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами организацию правоохранительной деятельности в сфере борьбы с наркоманией осуществляет Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Правовому регулированию этой фактически общемировой проблемы уделялось самое пристальное внимание и на уровне международных правовых актов, и на уровне национального законодательства Российской Федерации. Сейчас государственная политика в этой сфере отношений базируется на принципах государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; лицензировании всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ; координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления; развитии международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, являясь своего рода центром, координирующим борьбу с наркопреступностью, обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации. Исходя из указанных принципов государственной политики в этой области, в Положении о единой службе, утвержденном Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976[97], определены ее задачи:

– обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту;

– выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных уголовно-процессуаль­ным законодательством к подследственности органов наркоконтроля;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и противодействие их незаконному обороту;

– создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействие их незаконному обороту;

– осуществление взаимодействия информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов России в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

Оценивая данные задачи, отметим комплексный подход к проблемам наркомании, однако практика подтверждает, что существенная роль в их разрешении принадлежит оперативно-розыскной деятельности.

С учетом указанных задач ФСКН, определены ее многосторонние функции, которые тесно переплетаются с оперативно-розыскными возможностями их реализации. Их можно разделить на четыре основные группы.

1. Информационно-аналитические и нормотворческие: обработка и анализ информации в области незаконного оборота и потребления наркотиков – основа для оценки общей и частной оперативной обстановки; ведение единого банка данных, касающихся оборота наркотических средств – создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) оперативно-ро­зыскного назначения; ведение оперативно-розыскных и криминалистических учетов; подготовка и внесение предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-пра­вовой базы.

2. Борьба с преступностью: осуществление ОРМ по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес в связи с преступлениями, связанными с наркотиками; осуществление оперативного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотиков и в пределах своей компетенции в области сильно действующих веществ; осуществление (в пределах своей компетенции) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля; осуществление оперативно-информа­ционного обеспечения раскрытия и расследования преступлений; организация и осуществление розыска подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, отнесенных к подследственности наркоконтроля.

3. Международное сотрудничество: исполнение запросов правоохранительных органов по вопросам в сфере оборота наркотиков; использование возможностей Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

4. Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов наркоконтроля и лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства и их близких; охрана их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств; обеспечение государственной и иной охраняемой законом тайны.

В федеральной службе организации и управления ОРД занимается оперативно-розыскной департамент, в состав которого входят оперативные подразделения:

– управление по противодействию наркопреступности;

– управление по подрыву экономических основ наркопреступности;

– управление по контролю за легальным оборотом наркотиков.

Обеспечивающие оперативно-розыскные функции с проведением необходимых ОРМ осуществляет Департамент оперативного обеспечения, в состав которого входят управление собственной безопасности, оперативно-техническое управление, оперативно-поисковое управление.

Завершая краткую характеристику органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, необходимо остановиться на некоторых принципиальных моментах относительно процессуального понимания субъектов ОРД, которые имеют, на мой взгляд, важное теоретическое и практическое значение. Анализ нормативно-правовых актов и сложившаяся практика убедительно свидетельствуют о том, что данные органы призваны обеспечить поиск (выявление), предупреждение и раскрытие преступных проявлений фактически во всех сферах социальной и экономической жизни государства, общества и отдельных граждан. Как правило, это такие криминальные деяния, которые требуют последующего предварительного расследования. В этом отношении, например, Закон о милиции в специальной норме (ст. 8) утверждает, что задачей криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. В различных вариантах, но, по сути, такой же подход и в других федеральных законах, регламентирующих работу федеральных органов, имеющих оперативные подразделения.

Ныне действующий уголовно-процессуальный закон в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК прямо заявляет, что «к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ, и также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыск­ной деятельности». Любопытно, но Закон об ОРД о таких процессуальных полномочиях своих субъектов не декларирует, т. е. ни в одной норме закона это не оговаривает, хотя и следовало бы это сделать для полноты правового статуса субъектов ОРД.

Попытки процессуального закона в этом направлении не только не уточняют его, но и основательно запутывают, что особенно касается оперативных подразделений органов внутренних дел. По мнению процессуального законодателя, органы, осуществляющие ОРД в уголовном процессе, – это органы дознания, а должностные лица оперативных подразделений – это дознаватели. Так, по крайней мере, следует из приведенных предписаний п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, а в ч. 2 ст. 41 «Дознаватель» сказано, что «не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия». Дознание в современном процессуальном понимании – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Об этом же говорится и в пункте 1 части 2 статьи 40 УПК, где на органы дознания возлагается дознание (т. е. расследование) по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и указывается на порядок, установленный для дознания главой 22 УПК. Отсюда совершенно очевидно, что дознаватель – это не оперативный работник, а должностное лицо, участник процесса, имеющий сугубо процессуальные функции.

Следует подчеркнуть, что органы, осуществляющие ОРД, акцентируют свое внимание на обнаружении и раскрытии преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, т. е. тяжких и особо тяжких деяниях. Дознанием же занимаются другие органы: в ОВД – это милиция общественной безопасности со специально созданными подразделениями дознания, которые по закону не уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Разумеется, оперативно-розыскные органы при необходимости оказывают оперативную помощь и содействие органам дознания (производят дознавательскую, процессуальную работу на основании положений главы 32 УПК («Дознание»).

Органы, осуществляющие ОРД, участвуют в судопроизводстве. Необходимость их в уголовном процессе продиктована прежде всего тем, что только они, обладая информацией, имея соответствующие оперативно-розыскные возможности, могут оказать существенную поддержку предварительному расследованию. Например, на основании части 2 статьи 163 УПК они могут быть привлечены к работе следственной группы; в соответствии с частью 7 статьи 164 УПК могут участвовать в проведении любых следственных действий с отражением такого участия в следственном протоколе. Заметим, что к участию привлекается не дознаватель, а должностное лицо органа, осуществляющего ОРД. При этом приходится только догадываться о правовом статусе сотрудников оперативных подразделений, проводящих совместно со следователем следственные действия. Ясно, что привлекается он не как «дознаватель» в понимании действующего УПК. В такой ситуации нельзя делать отсылку и к статье 157 УПК: она предполагает лишь исключительные и неотложные следственные действия, выполняемые без следователя.

Думается, что законодатель внес такую путаницу в определение процессуального положения органа, осуществляющего ОРД, именуя его «органом дознания», непроизвольно, употребляя термин «дознание» в его исторически сложившемся, отечественном, сыскном (оперативно-розыскном) содержании, да и в современном европейском понимании[98]. Нынешнее же российское понимание «дознания» ничем не отличается от следствия. «Строго говоря, – правильно замечает А.В. Головко, – либо дознание является упрощенным вариантом следствия, либо предварительное следствие – это квалифицированное дознание. Акценты можно расставить “по вкусу”»[99].

Подобное правовое состояние, в частности, несогласованность оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства, вызывает серьезные затруднения в правоприменительной практике как со стороны дознавателей и следователей, производящих расследование о потенциальных возможностях оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, так и со стороны самих субъектов ОРД, их задачах и роли в уголовном процессе.

Наиболее оптимальным, на мой взгляд, решением этой проблемы могла бы стать норма УПК об оперативно-розыскных органах как особого вида дознания. Для этого в действующем законодательстве имеются все предпосылки, а именно: признание органа, осуществляющего ОРД, как участника уголовного процесса, наличие соответствующих прав и обязанностей, наличие возможности и необходимости оперативного органа осуществить процессуальную деятельность. Необходимо лишь конкретизировать существующее правовое положение органов, осуществляющих ОРД, а новую статью УПК так и назвать «Субъекты оперативно-розыскной деятельности как органы дознания». В содержание ее заложить то, чем и занимаются фактически эти субъекты:

– рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, проведение проверочной деятельности с последующим принятием процессуального решения (будущим субъектом расследования);

– производство неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– представление результатов ОРД, полученных в соответствии с Законом об ОРД в орган дознания, следователю, прокурору и суду, а также для использования их в качестве доказательств;

– оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений;

– участие в проведении следственных действий под руководством следователя;

– установление вместе со следователем лиц, совершивших преступление;

– осуществление розыска подозреваемых и обвиняемых;

– участие в работе следственных и следственно-оперативных групп;

– исполнение отдельных поручений лиц, ведущих предварительное расследование, и определений суда;

– оперативно-розыскное обеспечение безопасности участников уголовного процесса.

В этом следует видеть не смешение или подмену процессуального и непроцессуального, о чем беспокоятся некоторые процессуалисты, на мой взгляд, чаще из идеологических соображений, а законное сочетание этих видов деятельности, объективно необходимых для обеспечения правосудия, с четким разделением компетенции субъектов.

Такая максимальная прозрачность и четкость нормативного присутствия оперативно-розыскных органов с улучшением правового регулирования их участия в уголовном процессе, несомненно, повысит уровень обеспечения законности, в частности, улучшит судебный контроль, конкретизирует прокурорский надзор. В связи с развитием реформ в правоохранительной и судебной системах разрешение этой проблемы только актуализирует и даст новый импульс теоретико-прикладным исследованиям в этой жизненно важной сфере.

Наши рекомендации