III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к зачету

№ п/п Вопрос
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО).
Возможности использования электронной почты, веб-сайтов, видеоконференцсвязи в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии.
История развития компьютерных средств обучения.
История развития визуализации речи.
Возможности ИТО по развитию творческого мышления педагогов-дефектологов.
Психологические аспекты информатизации образовательной среды.
Проектирование электронных учебных курсов.
Основные компьютерные программы для коррекции слуха и речи.
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей
Создание и применение образовательного сайта.
Система требований к компьютерной программе.
Формирование мотивации к обучению с помощью ИТО.
Система оценки эффективности ИТО.
Ведение документации с помощью информационных технологий.
Понятие компьютерной зависимости
Понятие интернет-зависимости.
Гигиенические требования к использованию информационных технологий в работе с детьми с нарушениями в развитии.
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь».
Компьютерные технологии, созданные отделом информационных технологий Института коррекционной педагогики РАО
Системы распознания речи. Их возможности в обучении детей с нарушениями слуха и зрения.
Назначение и принципы работы Microsoft Word, возможности использования в специальном образовании.
Назначение и принципы работы Microsoft Power Point, возможности использования в специальном образовании.
Назначение и принципы работы Microsoft Access, возможности использования в специальном образовании.
Основные фото- и видеоредакторы, их роль в коррекционно-педагогической работе с детьми.
Основные аудиоредакторы, их роль в коррекционно-педагогической работе с детьми.

Тематика рефератов



№ п/п Тема
1. Мифы об использовании компьютерных технологий в образовании.
2. Структура информационных технологий.
3. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против».
4. Влияние телевидения на здоровье и развитие детей с отклонениями в развитии.
5. Влияние информационных технологий на мотивации к занятиям детей с отклонениями в развитии.
6. Санитарные нормы использования компьютера в работе с детьми с отклонениями в развитии.
7. Система требований к компьютерным средствам специального обучения.
8. Влияние интернет-сети на здоровье и развитие детей с отклонениями в развитии.
9. Обзор рынка развивающих программ, используемых в работе с детьми с отклонениями в развитии.
10. Информационные технологии в обучении детей с алалией.
11. Информационные технологии в обучении детей с задержкой психического развития.
12. Информационные технологии в обучении детей с ранним детским аутизмом.
13. Информационные технологии в обучении детей с детским церебральным параличом.
14. Использование программы «Мир за твоим окном» в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта.
15. Использование программного комплекса «Видимая речь» для коррекции речи заикающихся детей дошкольного возраста.
16. Использование программного комплекса «Видимая речь» для коррекции речи слабослышащих детей дошкольного возраста.
17. Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий.
18. Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий.
19. Использование видеофильмов для развития детей с отклонениями в развитии.
20. Основные этапы создания компьютерной технологии.

IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

6. Бент Б.Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М., 2007.

7. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе.//Логопед. - 2004. - №2. - С. 22-29.

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2003.

9. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. Сост. О.Н. Черненко. – М., 2007.

10. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов. – М., 2004.

11. Кукушкина О.И. Программа «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1996. - №5. - С. 65-72

  1. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. – М., 2004.
  2. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: автореферат на соискание ученой степени кандидата пед.наук.-Екатеринбург, 2004.

14. Малофеев Н.Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект нетрудоспособные дети и инвалиды.//Дефектология. – 1991. - №5. – С. 5-7.

15. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М., 2007.

16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду.//Информатика и образование. – 2003. - №4. – С. 89.

17. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 8

18. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры//Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.61-68.

19. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа – 142» - М., 2005

20. Ревич Ю. Понять нельзя – использовать.// Что нового в науке и технике. - 2005. - №10. - С. 88 –89.

21. Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями.//Информатика и образование. – 2004. – №4. – С. 74-75.

22. Степанова М. Ребенок и компьютер.//Директор школы. – 2000. - №5. – С. 81-85.

23. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы.//Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 41-42.

4.2. Дополнительная литература

7.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1988.

8.Руководство по использованию компьютерных развивающих игр для детей от 3 до 9 лет "Компьютер и детство" - Томск: ОЦИТ, 1997-13 с.

9.Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998.

10. Бовиус Д.Г. Построение и характеристика интерактивного обучения как коммуникативного диалога.//Дефектология. - 1997. - №6. - С. 51.

11. Вальчук Н.П., Шамшур Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду.//Дефектология. - 1998. - №3. - С. 55-65.

12. Гончарова Е. Л., Кукушкина О.И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1997 - № 6. - С. 42.

13. Королевская Т.К. «Видимая речь-3». //Дефектология. – 1997. - №5. – С.63-65.

14. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология – новые отношения.//Дефектология. – 1996. - № 2. – С.52.

15. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство достижения коммуникации.//Дефектология. - 1998. - №1.- С. 47-49

16. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении//Дефектология. – 1994. - №5. - С. 3 – 9.

17. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе.//Дефектология. – 1994. - №6. С. 59-62.

Литература для самостоятельного изучения

1.А.А.Журин. Access 2000. - «Аквариум», ГИППВ, 2002г.

2.Б.Ю.Анин. Защита компьютерной информации . - Спб: BHV – Санкт-Петербург, 2000.

3.В.Г.Олифер, Н.А. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. - СПб.: Питер, 2002.

4.В.Э.Фигурнов IBM PC для пользователя. Изд. 7-е. - М., Инфра-М, 2001г.

5.ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. – М., 1991.

6.Джо Хабрейкен. Microsoft Access 2002. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. дом «Виль-ямс», 2002г.

7.Е.В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: , Изд. центр «Академия», 2005.

8.Е.М.Кудрявцев. Mathcad 2000 Pro. - М.: ДМК Пресс, 2001.

9.Игер Б. Работа в Internet / Пер. с англ. – М.: Бином, 1996.

10.Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11.Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

12.Компьютерные системы и сети. – М., 1999.

13.Куртис Фрай. Microsoft Excel 2002. Шаг за шагом. - М., изд. ЭКОМ, 2002г.

14.Л.Ш.Лозовский, Л.А.Ратновский. Интернет – это интересно! - М.: Инфра-М, 2000.

15.Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. – М., 1998.

16.Матвеев Л.А. Информационные сети: Поддержка принятия решений. – СПб., 1996.

17.Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях: Протоколы, стандарты, интерфейсы, модели. – М., 1999.

18.Н. Угринович. Информатика и информационные технологии - М., БИНОМ, 2003г.

19.Назаров С.В., Смольников Л. и др. Пакеты программ офисного назначения: Учебное пособие / Под ред. С.В. Назарова. – М., 1997.

20.О.Ефимова, В.Морозов, Ю.Шафрин. Курс компьтерной технологии, ч. 1, 2. - Москва, АБФ, 2000г.

21.О.Ефимова, В.Морозов. Курс компьютерной технологии: Учебное пособие - М.,АБФ, 1998.

22.Питер Эйткен. Microsoft Word 2000. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. дом «Вильямс», 2000г.

23.Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. // Там же. 1996. № 12. Ст. 1147.

24.С.М.Лавренов. Excel. Сборник примеров и задач. - М., «Финансы и статистика», 2004г.

25.Т.В.Тимошок. Microsoft Access 2002. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. «Диалектика», 2004г.

26.Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. – СПб., 2000.

27.Э.Ботт Microsoft Office без проблем. Бином,. - Москва, 1996г.

28.Ю.Стоцкий. Самоучитель. Office XP. - Питер, 2003г.

29.Ю.Шафрин. Информационные технологии. - М.: Изд-во «Лаборатория Базовых Знаний», 2000.

Наши рекомендации