III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к зачету
№ п/п | Вопрос |
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО). | |
Возможности использования электронной почты, веб-сайтов, видеоконференцсвязи в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии. | |
История развития компьютерных средств обучения. | |
История развития визуализации речи. | |
Возможности ИТО по развитию творческого мышления педагогов-дефектологов. | |
Психологические аспекты информатизации образовательной среды. | |
Проектирование электронных учебных курсов. | |
Основные компьютерные программы для коррекции слуха и речи. | |
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей | |
Создание и применение образовательного сайта. | |
Система требований к компьютерной программе. | |
Формирование мотивации к обучению с помощью ИТО. | |
Система оценки эффективности ИТО. | |
Ведение документации с помощью информационных технологий. | |
Понятие компьютерной зависимости | |
Понятие интернет-зависимости. | |
Гигиенические требования к использованию информационных технологий в работе с детьми с нарушениями в развитии. | |
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». | |
Компьютерные технологии, созданные отделом информационных технологий Института коррекционной педагогики РАО | |
Системы распознания речи. Их возможности в обучении детей с нарушениями слуха и зрения. | |
Назначение и принципы работы Microsoft Word, возможности использования в специальном образовании. | |
Назначение и принципы работы Microsoft Power Point, возможности использования в специальном образовании. | |
Назначение и принципы работы Microsoft Access, возможности использования в специальном образовании. | |
Основные фото- и видеоредакторы, их роль в коррекционно-педагогической работе с детьми. | |
Основные аудиоредакторы, их роль в коррекционно-педагогической работе с детьми. |
Тематика рефератов
№ п/п | Тема |
1. | Мифы об использовании компьютерных технологий в образовании. |
2. | Структура информационных технологий. |
3. | Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». |
4. | Влияние телевидения на здоровье и развитие детей с отклонениями в развитии. |
5. | Влияние информационных технологий на мотивации к занятиям детей с отклонениями в развитии. |
6. | Санитарные нормы использования компьютера в работе с детьми с отклонениями в развитии. |
7. | Система требований к компьютерным средствам специального обучения. |
8. | Влияние интернет-сети на здоровье и развитие детей с отклонениями в развитии. |
9. | Обзор рынка развивающих программ, используемых в работе с детьми с отклонениями в развитии. |
10. | Информационные технологии в обучении детей с алалией. |
11. | Информационные технологии в обучении детей с задержкой психического развития. |
12. | Информационные технологии в обучении детей с ранним детским аутизмом. |
13. | Информационные технологии в обучении детей с детским церебральным параличом. |
14. | Использование программы «Мир за твоим окном» в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта. |
15. | Использование программного комплекса «Видимая речь» для коррекции речи заикающихся детей дошкольного возраста. |
16. | Использование программного комплекса «Видимая речь» для коррекции речи слабослышащих детей дошкольного возраста. |
17. | Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий. |
18. | Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий. |
19. | Использование видеофильмов для развития детей с отклонениями в развитии. |
20. | Основные этапы создания компьютерной технологии. |
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
6. Бент Б.Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М., 2007.
7. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе.//Логопед. - 2004. - №2. - С. 22-29.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2003.
9. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. Сост. О.Н. Черненко. – М., 2007.
10. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов. – М., 2004.
11. Кукушкина О.И. Программа «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1996. - №5. - С. 65-72
- Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. – М., 2004.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: автореферат на соискание ученой степени кандидата пед.наук.-Екатеринбург, 2004.
14. Малофеев Н.Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект нетрудоспособные дети и инвалиды.//Дефектология. – 1991. - №5. – С. 5-7.
15. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М., 2007.
16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду.//Информатика и образование. – 2003. - №4. – С. 89.
17. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 8
18. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры//Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.61-68.
19. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа – 142» - М., 2005
20. Ревич Ю. Понять нельзя – использовать.// Что нового в науке и технике. - 2005. - №10. - С. 88 –89.
21. Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями.//Информатика и образование. – 2004. – №4. – С. 74-75.
22. Степанова М. Ребенок и компьютер.//Директор школы. – 2000. - №5. – С. 81-85.
23. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы.//Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 41-42.
4.2. Дополнительная литература
7.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1988.
8.Руководство по использованию компьютерных развивающих игр для детей от 3 до 9 лет "Компьютер и детство" - Томск: ОЦИТ, 1997-13 с.
9.Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998.
10. Бовиус Д.Г. Построение и характеристика интерактивного обучения как коммуникативного диалога.//Дефектология. - 1997. - №6. - С. 51.
11. Вальчук Н.П., Шамшур Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду.//Дефектология. - 1998. - №3. - С. 55-65.
12. Гончарова Е. Л., Кукушкина О.И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1997 - № 6. - С. 42.
13. Королевская Т.К. «Видимая речь-3». //Дефектология. – 1997. - №5. – С.63-65.
14. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология – новые отношения.//Дефектология. – 1996. - № 2. – С.52.
15. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство достижения коммуникации.//Дефектология. - 1998. - №1.- С. 47-49
16. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении//Дефектология. – 1994. - №5. - С. 3 – 9.
17. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе.//Дефектология. – 1994. - №6. С. 59-62.
Литература для самостоятельного изучения
1.А.А.Журин. Access 2000. - «Аквариум», ГИППВ, 2002г.
2.Б.Ю.Анин. Защита компьютерной информации . - Спб: BHV – Санкт-Петербург, 2000.
3.В.Г.Олифер, Н.А. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. - СПб.: Питер, 2002.
4.В.Э.Фигурнов IBM PC для пользователя. Изд. 7-е. - М., Инфра-М, 2001г.
5.ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. – М., 1991.
6.Джо Хабрейкен. Microsoft Access 2002. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. дом «Виль-ямс», 2002г.
7.Е.В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: , Изд. центр «Академия», 2005.
8.Е.М.Кудрявцев. Mathcad 2000 Pro. - М.: ДМК Пресс, 2001.
9.Игер Б. Работа в Internet / Пер. с англ. – М.: Бином, 1996.
10.Информатика: Учебник. – 3-е изд., перераб / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
11.Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
12.Компьютерные системы и сети. – М., 1999.
13.Куртис Фрай. Microsoft Excel 2002. Шаг за шагом. - М., изд. ЭКОМ, 2002г.
14.Л.Ш.Лозовский, Л.А.Ратновский. Интернет – это интересно! - М.: Инфра-М, 2000.
15.Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. – М., 1998.
16.Матвеев Л.А. Информационные сети: Поддержка принятия решений. – СПб., 1996.
17.Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях: Протоколы, стандарты, интерфейсы, модели. – М., 1999.
18.Н. Угринович. Информатика и информационные технологии - М., БИНОМ, 2003г.
19.Назаров С.В., Смольников Л. и др. Пакеты программ офисного назначения: Учебное пособие / Под ред. С.В. Назарова. – М., 1997.
20.О.Ефимова, В.Морозов, Ю.Шафрин. Курс компьтерной технологии, ч. 1, 2. - Москва, АБФ, 2000г.
21.О.Ефимова, В.Морозов. Курс компьютерной технологии: Учебное пособие - М.,АБФ, 1998.
22.Питер Эйткен. Microsoft Word 2000. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. дом «Вильямс», 2000г.
23.Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. // Там же. 1996. № 12. Ст. 1147.
24.С.М.Лавренов. Excel. Сборник примеров и задач. - М., «Финансы и статистика», 2004г.
25.Т.В.Тимошок. Microsoft Access 2002. - Москва-Санкт-Петербург-Киев, изд. «Диалектика», 2004г.
26.Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. – СПб., 2000.
27.Э.Ботт Microsoft Office без проблем. Бином,. - Москва, 1996г.
28.Ю.Стоцкий. Самоучитель. Office XP. - Питер, 2003г.
29.Ю.Шафрин. Информационные технологии. - М.: Изд-во «Лаборатория Базовых Знаний», 2000.