Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
§1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования.
В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью.
В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:
· повышение эффективности учебного процесса,
· возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,
· принятие более эффективных управленческих решений,
· повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,
· более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,
· возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,
· оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,
· экономия материальных и человеческих ресурсов,
· высвобождение свободного времени,
· сокращение объемов рутинной работы.
До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.
Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:
· информационного обеспечения,
· технического обеспечения,
· математического и программного обеспечения,
· методического обеспечения,
· организационного обеспечения.
Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования.
В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:
· сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;
· данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;
· информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;
· сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;
· сведения об учебном плане и распределении нагрузки;
· информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);
· данные об успеваемости школьников;
· данные о внешних связях учебного заведения;
· сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;
· сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.
Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить:
· «Дошкольное воспитание и обучение» – систему данных о развитии детских дошкольных организаций;
· «Школьное образование» – систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот;
· «Профессиональное образование» – систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и инженерно-педагогических работников;
· «Обеспечение кадрами» – систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;
· «Контроль исполнения документов» – систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;
· «Лицензирование и аттестация» – мониторинг лицензирования учреждений среднего образования и аттестация педагогических кадров;
· «Отчетность» – автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации;
· «Финансы» – информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования;
· «Информатизация» – информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования;
· «Обеспечение учебниками» – информацию об обеспечении учебниками.
Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.
Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:
· списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков),
· данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.
Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:
для администрации школы:
· оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
· ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;
· мониторинг движения учащихся;
· создание системы школьного документооборота;
· автоматизированное составление отчетности для управления образования;
для завуча, учителей, учеников и родителей:
· получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
· доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;
для учителей-предметников:
· ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
· ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;
для всех участников учебно-воспитательного процесса:
· формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.
Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования.