Iii. паспорта проектных направлений и проектов
Анализ каждого этапа и обобщение всех составляющих деятельности в рамках образовательного проекта – одна из важнейших задач, которая направлена на корректировку и развитие проектирования в школе. Решению этой задачи способствует разработка паспортов проектов и проектных направлений.
Проектное направление объединяет деятельность учащихся и педагогов по разработке и реализации различных проектов в рамках определенной тематики и/или вида проекта.
Паспорт проекта или проектного направления является методической разработкой, которая определяет основные параметры проекта. Расширенный вариант паспорта может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Структура паспорта проекта является гибкой, однако целесообразно представить ее основные компоненты (на основе [17]).
Структура паспорта проекта
· Название проекта.
· Постановка проблемы (определяет актуальность проекта, значимость на уровне школы (социума), личностную ориентацию, воспитательный аспект).
· Руководитель проекта.
· Консультант(ы) проекта.
· Учебный курс (предмет), в рамках которого проводится работа по проекту.
· Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
· Участники проекта.
· Тип проекта (по преобладающей деятельности; по числу участников; по продолжительности; по масштабам организации).
· Заказчик проекта (администрация школы, учителя-предметники, муниципальные органы и др.).
· Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
· Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).
· Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
· Предполагаемые продукт(ы) проекта.
· Необходимое оборудование, информационные ресурсы.
· Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа, распределение ролей в проектной группе и др.).
· Форма защиты проекта и оценивания результатов.
В данном пособии представлены паспорта различных по тематике и содержанию проектов и проектных направлений, которые разработаны и успешно реализуются педагогами-новаторами на разных ступенях образования.
Подготовка детей к школе
Г.О. Пробоистова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 71,
Отличник народного просвещения
Постановка проблемы.Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, в начале обучения четко проявляются все недоработки в воспитании ребенка. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. Родители должны задуматься над проблемами, которые встанут перед их детьми в первом классе, и принять активное участие в подготовке собственного ребенка к школе. В этом им поможет проект «Подготовка детей к школе».
Руководитель проекта: Г.О. Пробоистова, зам. директора по УВР.
Участники проекта:родители будущих первоклассников; дошкольники, которые на следующий год пойдут в 1-й класс; администрация школы; учителя начальных классов; педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Тип проекта:практико-ориентированный информационный; групповой; долгосрочныйодин учебный год.
Заказчик проекта: администрация школы, жители микрорайона.
Цель проекта:создать психологически комфортную эмоциональную атмосферу взаимодействия родителей и педагогов как основу адаптации детей старшего дошкольного возраста к школе.
Задачи проекта:
· привлечь внимание родителей и детей к школе как второму «дому» на многие годы обучения;
· познакомить родителей и детей – будущих первоклассников – со школой, учителями, которые будут работать в первых классах;
· дать практические советы родителям по вопросам подготовки ребенка к школе и проблемам воспитания в целом;
· активизировать деятельность родителей по взаимодействию с детьми путем участия в различных специально организованных мероприятиях.
Вопросы проекта:Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Какие организационные моменты следует учитывать: какие документы необходимы для поступления в школу, санитарно-гигиенические требования к рабочему месту, учебному процессу, информационным материалам и т.п.
Продукты проекта:см. электронное приложение.
Необходимое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядные материалы, раздаточные материалы.
Аннотация проекта:
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе; сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя; сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют; сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, дети не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Проект по подготовке к школе позволяет частично решить проблему социально-психологической адаптации, поэтому он всегда актуален, востребован, вызывает большой интерес со стороны родителей и детей.
На каждый учебный год составляется план работы, в котором предусмотрены не только встречи с родителями, а и с детьми. Важно разнообразить формы таких встреч.