Организационная культура и система управления знаниями в компании

Управление знаниямипредставляет собой интегральную модель, которая включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, организационного развития, маркетинга, жономики, информатики, теории создания информационных си­стем, образования команд, инновационного менеджмента и пр.

К процессу управления знаниями имеют отношение популяр­ные концепции современного менеджмента:

• интеллектуальный капитал;

• обучающаяся организация;

• применение информационных технологий;

• использование передового опыта;

• формирован ие команд и груп повая работа. Управление знаниями отвечает на следующие вопросы:

• как управлять самым важным корпоративным активом -интеллектуальным капиталом?

• как интеллектуальный капитал может высвободить другие виды капитала?

• каковы новые принципы и методы управления в информа ционной экономике?

Первая научная конференция, посвященная менеджменту зна­ний, состоялась в 1987 г. В 1991 г. такие авторитетные издания, как «Форчун» и «Гарвард бизнес-ревю», опубликовали первые статьи, посвященные менеджменту знаний.

Первая кафедра по управлению знаниями была основана в 1997 i. С этого же года издается научный журнал «Менеджмент знаний" Данная тематика становится достаточно частой во всех научных изданиях по теории и практике менеджмента. Таким образом, се годня менеджмент знаний — это хотя и молодая, но уже сформи­ровавшаяся научная дисциплина и область управленческой прак­тики.

В последнее время произошли изменения в экономике и биз­несе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями:

• знания становятся основным ресурсом экономического раз­вития и роста;

• базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими;

• знания занимают все больший удельный вес в структуре сто­имости продуктов и услуг.

Менеджмент знаний трансформирует знания в практику работы организаций. Поиск лучшего опыта и его использование стано­вятся ключевой стратегией развития организаций. Он формиру­ет и развивает знания о клиентах с помощью построения соответ­ствующих баз данных, профилей потребителей, систем поддерж­ки продаж. Сегодня, когда знания представляют собой реальную власть, эта власть постепенно перемещается к потребителям, пре­доставляя им возможность оказывать сильное воздействие на про­давцов и производителей, использует и формирует интеллектуаль­ный капитал организации (человеческий, организационный, по­требительский), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проек-

356

организационная культура и система управления знаниями в компании - student2.ru организационная культура и система управления знаниями в компании - student2.ru i i.i, создает условия для получения новых знаний и внедрения ин­новаций, содействует формированию инновационного климата, по/одерживает конкретные инновационные проекты.

Для успешного осуществления управления знаниями необходимы:

• хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и рас­пространять знания;

• высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим;

• непрерывное и квалифицированное обучение персонала.
Управление знаниями для каждой организации дает возможность:

• быстрее удовлетворять требования клиентов с помощью бо­лее эффективных инновационных решений и препятствовать обращению клиентов к конкурентам;

• быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы по­ставить их клиентам;

• использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществ­ляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;

• ускорять обучение персонала и передачу ему навыков;

• экономить ресурсы за счет повторного использования од­нажды найденных решений.

Из всех видов интеллектуального капитала именно знания представляют наибольшую сложность для управления. По мне­нию Б. Гейтса, управление знаниями представляет собой не что иное, как управление информационными потоками. Оно долж­но гарантировать, что нужные известия достигнут нужных лю-■ieii в нужное время, чтобы эти люди могли своевременно пред­принять необходимые действия1. Суть системы управления зна­ниями— постоянное изучение, обобщение, распространение и использование в организации самых последних достижений, передового опыта своих работников либо работников других компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, диагно-I шка объектов, требующих развития, определение необходимого уровня развития, поиск наилучшего способа осуществления про­цесса управления знаниями, анализ основных преимуществ этой практики и внедрение их в собственную работу.

Разработка систем управления знаниями должна начинаться С предварительного проектирования, охватывающего такие этапы, как накопление, извлечение, структурирование и формализация,

' См.: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 248.

357

разработка спецификаций для программирования, программная реализация, обслуживание. Этот вид деятельности, заклады h;i ющий основу и механизм системы управления знаниями, полу чил название «инженерия знания» (knowledge engineering).

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллек туального капитала применяется коэффициент Тобина, т.е. соот ношение рыночной цены компании к цене замещения ее реаль­ных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, органи­зационные возможности. У компаний экономики знаний1 это1 коэффициент больше единицы, у традиционных — меньше еди­ницы. Естественно, что удельные показатели вложений в иссле­дования и разработки у последних существенно ниже.

Доля стоимости знания увеличивается и в национальном про­дукте — за счет роста вклада секторов, связанных с производством и управлением знанием (научные исследования и образование, финансовые, страховые и деловые услуги, консалтинг). Сегод­ня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, л компетентность ее менеджмента определяется качеством управ­ления этим невидимым активом.

Что же входит в число невидимых активов? Как правило, это вложения в человеческий капитал фирмы и в НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация менеджеров и персонала, отношения с потребителями и поставщиками, внут­рифирменная культура, включая этику и социальную ответствен­ность, и т.п. Эти многообразные составляющие возможностей орга­низации получают признание и оценку на рынке. Если попытаться свести их к одному знаменателю, то это различные формы зна­ния (явного и неявного). Таким образом, в практике и теории менеджмента возникла совершенно новая область — управление интеллектуальными активами, или управление знанием.

Рыночная цена компании наиболее достоверно проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.

В 1988 г. компания «Филипп Моррис» купила фирму «Крафт» за 12,9 млрд долл. Однако стоимость принадлежавших данной фирме зда­ний, сооружений и запасов составила лишь 1,3 млрд долл., а оставшаяся

1 Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Ф. Махлуном (1962) применительно к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин наряду с тер­мином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний яв­ляется источником роста.

358

организационная культура и система управления знаниями в компании - student2.ru организационная культура и система управления знаниями в компании - student2.ru Цвсть цены (11,6 млрд долл.) представляла собой цену торговой марки, i мячей, маркетинговых возможностей, квалификации 51 тыс. работников. 1.1КИМ образом, нематериальная часть в цене компании составила 90%.

Сегодня для большинства компаний значения коэффициен-i;i Тобина колеблются от 5 до 10; для наукоемких фирм этот ко-и|>фициент еще больше. Для отдельных компаний, действующих I сфере производства программного обеспечения и интернет-тех­нологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких co­in i. Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости; главный производственный фактор в них— интеллектуальный капитал. И среднем коэффициент Тобина в течение 1960—1970-х гг. изме­нялся мало, колеблясь между величинами 1 и 2. С начала 1980-х гг. нлГхпюдался резкий рост этого коэффициента, который к началу \Х1 в. достиг 6-7; у высокотехнологичных и других наукоем­ких компаний его средняя величина превысила 15—20.

Несмотря на то что точный денежный эквивалент стоимости шаний в организации не может быть рассчитан, существуют не­которые критерии измерения знаний экономического значения. Раз­ница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее ма-и'риальных активов является одним из показателей стоимости не­материальных активов, большинство из которых представляют собой (>pi анизационные знания. Только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальная часть их стоимости — нематериальные активы, И именно на них нередко приходится до 50% инвестиций про-п шодственных компаний.

Интерес представляют реальные данные о соотношении рыночной и балансовой стоимости компаний. Известно, например, что 500 ком­паний, входящих в сводный индекс Standard and Poor's 500, в со-мокупности контролируют около 70% фондового рынка США. Суммар­ная рыночная капитализация этих компаний оценивается в 4,6 трлн ВОЛЯ., хотя их материальные активы составляют лишь 1,2 трлн долл. ( рсднее соотношение рыночной и балансовой стоимости компаний, но которым вычисляется индекс Dow Jones1, равно 5,3. У многих вы­сокотехнологичных фирм оно даже превышает 10.

Сопоставление компаний традиционной экономики и эконо­мики знаний приведено в табл. 6.3.1.

' В XX в. рыночная стоимость компаний была преимущественно функцией фи­зических активов, фиксируемых бухгалтерской отчетностью. В начале 80-х гг. индекс Dow Jones стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализа­ции от стоимости реальных активов — зданий, сооружений, оборудования и за­пасов.

359

Наши рекомендации