Организационная культура и система управления знаниями в компании
Управление знаниямипредставляет собой интегральную модель, которая включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, организационного развития, маркетинга, жономики, информатики, теории создания информационных систем, образования команд, инновационного менеджмента и пр.
К процессу управления знаниями имеют отношение популярные концепции современного менеджмента:
• интеллектуальный капитал;
• обучающаяся организация;
• применение информационных технологий;
• использование передового опыта;
• формирован ие команд и груп повая работа. Управление знаниями отвечает на следующие вопросы:
• как управлять самым важным корпоративным активом -интеллектуальным капиталом?
• как интеллектуальный капитал может высвободить другие виды капитала?
• каковы новые принципы и методы управления в информа ционной экономике?
Первая научная конференция, посвященная менеджменту знаний, состоялась в 1987 г. В 1991 г. такие авторитетные издания, как «Форчун» и «Гарвард бизнес-ревю», опубликовали первые статьи, посвященные менеджменту знаний.
Первая кафедра по управлению знаниями была основана в 1997 i. С этого же года издается научный журнал «Менеджмент знаний" Данная тематика становится достаточно частой во всех научных изданиях по теории и практике менеджмента. Таким образом, се годня менеджмент знаний — это хотя и молодая, но уже сформировавшаяся научная дисциплина и область управленческой практики.
В последнее время произошли изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями:
• знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста;
• базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими;
• знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Менеджмент знаний трансформирует знания в практику работы организаций. Поиск лучшего опыта и его использование становятся ключевой стратегией развития организаций. Он формирует и развивает знания о клиентах с помощью построения соответствующих баз данных, профилей потребителей, систем поддержки продаж. Сегодня, когда знания представляют собой реальную власть, эта власть постепенно перемещается к потребителям, предоставляя им возможность оказывать сильное воздействие на продавцов и производителей, использует и формирует интеллектуальный капитал организации (человеческий, организационный, потребительский), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проек-
356
i i.i, создает условия для получения новых знаний и внедрения инноваций, содействует формированию инновационного климата, по/одерживает конкретные инновационные проекты.
Для успешного осуществления управления знаниями необходимы:
• хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания;
• высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим;
• непрерывное и квалифицированное обучение персонала.
Управление знаниями для каждой организации дает возможность:
• быстрее удовлетворять требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать обращению клиентов к конкурентам;
• быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам;
• использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;
• ускорять обучение персонала и передачу ему навыков;
• экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Из всех видов интеллектуального капитала именно знания представляют наибольшую сложность для управления. По мнению Б. Гейтса, управление знаниями представляет собой не что иное, как управление информационными потоками. Оно должно гарантировать, что нужные известия достигнут нужных лю-■ieii в нужное время, чтобы эти люди могли своевременно предпринять необходимые действия1. Суть системы управления знаниями— постоянное изучение, обобщение, распространение и использование в организации самых последних достижений, передового опыта своих работников либо работников других компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, диагно-I шка объектов, требующих развития, определение необходимого уровня развития, поиск наилучшего способа осуществления процесса управления знаниями, анализ основных преимуществ этой практики и внедрение их в собственную работу.
Разработка систем управления знаниями должна начинаться С предварительного проектирования, охватывающего такие этапы, как накопление, извлечение, структурирование и формализация,
' См.: Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 248.
357
разработка спецификаций для программирования, программная реализация, обслуживание. Этот вид деятельности, заклады h;i ющий основу и механизм системы управления знаниями, полу чил название «инженерия знания» (knowledge engineering).
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллек туального капитала применяется коэффициент Тобина, т.е. соот ношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, организационные возможности. У компаний экономики знаний1 это1 коэффициент больше единицы, у традиционных — меньше единицы. Естественно, что удельные показатели вложений в исследования и разработки у последних существенно ниже.
Доля стоимости знания увеличивается и в национальном продукте — за счет роста вклада секторов, связанных с производством и управлением знанием (научные исследования и образование, финансовые, страховые и деловые услуги, консалтинг). Сегодня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, л компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этим невидимым активом.
Что же входит в число невидимых активов? Как правило, это вложения в человеческий капитал фирмы и в НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация менеджеров и персонала, отношения с потребителями и поставщиками, внутрифирменная культура, включая этику и социальную ответственность, и т.п. Эти многообразные составляющие возможностей организации получают признание и оценку на рынке. Если попытаться свести их к одному знаменателю, то это различные формы знания (явного и неявного). Таким образом, в практике и теории менеджмента возникла совершенно новая область — управление интеллектуальными активами, или управление знанием.
Рыночная цена компании наиболее достоверно проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.
В 1988 г. компания «Филипп Моррис» купила фирму «Крафт» за 12,9 млрд долл. Однако стоимость принадлежавших данной фирме зданий, сооружений и запасов составила лишь 1,3 млрд долл., а оставшаяся
1 Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Ф. Махлуном (1962) применительно к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.
358
Цвсть цены (11,6 млрд долл.) представляла собой цену торговой марки, i мячей, маркетинговых возможностей, квалификации 51 тыс. работников. 1.1КИМ образом, нематериальная часть в цене компании составила 90%.
Сегодня для большинства компаний значения коэффициен-i;i Тобина колеблются от 5 до 10; для наукоемких фирм этот ко-и|>фициент еще больше. Для отдельных компаний, действующих I сфере производства программного обеспечения и интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких coin i. Это означает, что в данных компаниях материальный капитал практически не принимает участия в создании стоимости; главный производственный фактор в них— интеллектуальный капитал. И среднем коэффициент Тобина в течение 1960—1970-х гг. изменялся мало, колеблясь между величинами 1 и 2. С начала 1980-х гг. нлГхпюдался резкий рост этого коэффициента, который к началу \Х1 в. достиг 6-7; у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина превысила 15—20.
Несмотря на то что точный денежный эквивалент стоимости шаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения знаний экономического значения. Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее ма-и'риальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой (>pi анизационные знания. Только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальная часть их стоимости — нематериальные активы, И именно на них нередко приходится до 50% инвестиций про-п шодственных компаний.
Интерес представляют реальные данные о соотношении рыночной и балансовой стоимости компаний. Известно, например, что 500 компаний, входящих в сводный индекс Standard and Poor's 500, в со-мокупности контролируют около 70% фондового рынка США. Суммарная рыночная капитализация этих компаний оценивается в 4,6 трлн ВОЛЯ., хотя их материальные активы составляют лишь 1,2 трлн долл. ( рсднее соотношение рыночной и балансовой стоимости компаний, но которым вычисляется индекс Dow Jones1, равно 5,3. У многих высокотехнологичных фирм оно даже превышает 10.
Сопоставление компаний традиционной экономики и экономики знаний приведено в табл. 6.3.1.
' В XX в. рыночная стоимость компаний была преимущественно функцией физических активов, фиксируемых бухгалтерской отчетностью. В начале 80-х гг. индекс Dow Jones стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации от стоимости реальных активов — зданий, сооружений, оборудования и запасов.
359