Тема: Сестринская деятельность по охране здоровья новорожденного

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Практическое занятие № 1

Тема: Сестринская деятельность по антенатальной охране плода

Место проведения: доклинический кабинет

Продолжительность: 4 часа

Содержание учебной информации.

Характеристика антенатального периода. Факторы, влияющие на развитие плода. Понятие о дородовых патронажах. Цели и сроки патронажей.

Характеристика периода новорожденного (неонатального). АФО ребёнка данного периода. Признаки доношенного новорожденного. Оценка общего состояния по шкале Апгар. Понятие о первом туалете новорожденного. Адаптация детей к условиям внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденного ребёнка. Психомоторное развитие новорожденного. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути решения их. Понятие о первичном патронаже к новорожденному, сроки и цели, понятие о вакцинации новорожденного.

Студент должен знать:

Ø Характеристику антенатального и неонатального периода.

Ø АФО особенности органов и систем новорожденного ребёнка.

Ø Признаки доношенного ребёнка.

Ø Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения.

Ø Адаптация детей условиям внеутробной жизни, пограничные состояния новорожденного ребёнка.

Ø Факторы риска.

Ø Основные принципы оценки общего состояния.

Ø Алгоритм дородового патронажа, алгоритм патронажа к новорождённому ребёнку.

Студент должен уметь:

ü Провести дородовый патронаж (собрать анамнез: биологический, социальный, акушерский).

ü Выявить признаки доношенного новорожденного.

ü Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар.

ü Обучить родителей уходу за ребёнком.

ü Провести ежедневный утренний туалет новорожденного.

Содержание практического занятия:

o Важная роль антенатального периода. Знакомятся с таблицами закладки органов и систем, малыми аномалиями развития, группами риска (самостоятельная работа с раздаточным материалом).

o Изучают признаки доношенности новорожденного.

o Оценивают состояние новорожденного по шкале Апгар, обсуждают вопросы адаптации детей к внеутробной жизни, выявляют пограничные состояния, учатся формулировать проблемы.

o Знакомятся с содержанием первого туалета новорожденных, перевязкой пуповины.

o Знакомятся с содержанием и сроками проведения дородового патронажа к новорожденному и наблюдением его в течение месяца.

o Проводят уход за кожей, слизистыми, подмывают ребенка, профилактику опрелостей, пеленание детей.

o Тестирование.

Домашняя работа

№п/п Тема задания Литература Виды задания
Антенатальный и неонатальный период
  1. Наличие лекций по теме«Неонатальный период»
  1. Заполнить таблицу«Сравнительная характеристика доношенного и недоношенного ребёнка»
  2. Составить таблицу «Физиологические состояния новорожденного ребёнка, причины развития, симптомы»
  3. Составить таблицу закладки органов и систем в антенатальном периоде.
  4. Составить глоссарий основных терминов по теме.
   
  1. Методические указания для студентов к занятию № 1
  2. Н. Севастьянова «Здоровый ребёнок». Стр. 45-74
  3. Учебники Соколова Н. Г., Тульчинская В. Д. Сестринское дело в педиатрии. Ростов – на - Дону, 2010
  4. Дополнительная литература
  1. Подготовить краткие реферативные сообщения или презентации по темам:
А) «Роль медицинской сестры при проведении первого патронажа к новорожденному»; Б) «Вакцинация новорожденных, сроки проведения».

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Практическое занятие № 2

Тема: Сестринская деятельность по охране здоровья новорожденного

Место проведения: доклинический кабинет

Продолжительность: 4 часа

Студент должен знать:

Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Понятие о недоношенном новорожденном

Содержание учебной информации.

Понятие о недоношенном новорожденном. Факторы риска рождения недоношенного ребенка (со стороны матери, со стороны плода). Характеристика недоношенного ребенка. АФО недоношенного ребенка. Неонатальный скрининг. Особенности адаптации недоношенного новорожденного к условиям внеутробной жизни. Особенности течения пограничных состояний у недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Особенности течения пограничных состояний у недоношенных детей. Критерии готовности выписки недоношенного ребенка для наблюдения на участок.

Студент должен знать:

ü АФО органов и систем недоношенного ребенка.

ü Признаки и степени недоношенности.

ü Особенности течения пограничных состояний у недоношенных детей.

ü Основные потребности недоношенных и способы их удовлетворения.

Студент должен уметь:

ü Определить степень недоношенности.

ü Владеть принципами выхаживания недоношенных детей.

ü Провести беседу по уходу за новорожденным.

ü Выявить проблемы у родителей, связанные с дефицитом знаний по вопросам ухода за новорожденным

ü Выполнить утренний туалет новорожденного.

ü Выполнить подмывание новорожденного.

ü Обработать пупочную ранку.

ü Выполнить гигиеническую ванну.

ü Выполнить пеленание ребенка.

Содержание практического занятия:

o Студенты изучают признаки недоношенности, оценивают функциональную зрелость, степень недоношенности по гестационному возрасту и антропометрии.

o Определяют гестационный возраст по морфологическим признакам (задачи).

o Выявляют пограничные состояния, отмечают особенности у недоношенных детей.

o Проведение беседы по уходу за недоношенным новорожденным.

o Консультирование родителей.

o Осуществление сестринского ухода за недоношенным новорожденным ребенком.

o Знакомятся с особенностями удовлетворения основных потребностей у недоношенного новорожденного: способами кормления, согревания.

o Просмотр презентации « Особенности наблюдения за недоношенными детьми в условиях детской поликлиники».

o Тестирование.

o Выявление проблем ребенка, постановка целей, планирование сестринских вмешательств при решении задач.

Домашняя работа

№п/п Тема задания Литература Виды задания
Недоношенный новорожденный. Удовлетворение основных потребностей недоношенногоноворожденного ребенка.
  1. Наличие лекций по теме
«Неонатальный период»
1.Заполнить таблицу «Морфологическая характеристика недоношенного ребёнка» 2.Составить таблицу «Физиологические состояния недоношенного ребёнка, особенности течения» 3. Заполнить сравнительную таблицу «Основные потребности доношенного и недоношенного ребенка». 4. Составить сравнительную таблицу « Соответствия степени недоношенности, гестационного возраста и массы тела» 5. Разработать памятку для родителей по уходу за новорожденным.   6.Составить глоссарий основных терминов по теме. 7.Изучить алгоритмы манипуляций по уходу за новорожденным. 8. Подготовить интересные статьи из литературы по теме.
   
  1. Методические указания для студентов к занятию № 2
  2. Н. Севастьянова «Здоровый ребёнок». Стр74-92; Стр. 68-74 и 86-92
  3. Учебники Соколова Н. Г., Тульчинская В. Д. Сестринское дело в педиатрии. Ростов – на - Дону, 2008 или 2010
  4. Дополнительная литература
9.Подготовить краткие реферативные сообщения или презентации по темам: А) «Особенности наблюдения за недоношенными детьми»; Б) Этапы выхаживания недоношенных детей»; В) «Особенности физического и психомоторного развития недоношенного ребенка».  

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Наши рекомендации