Тест 1. «Оценки коммуникативных умений» (В. Ф. Ряховский)
Необходимо отметить ситуации, которые вызывают неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любимым человеком – будь то товарищ, преподаватель, или просто случайный собеседник.
« Варианты ситуаций:
1.Собеседник не даёт мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово
2.Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы
3.Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня
4.Разговор с таким партнёром часто вызывает чувство пустой траты времени
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова
6.Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги
7.Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями
8.Чтобы я не сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл
9.Собеседник всегда старается опровергнуть меня
10.Собеседник передёргивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание
11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться
12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал
13.Собеседни, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться
14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стёкла и т.д., и я твёрдо уверен, что он при этом невнимателен
15.Собеседник делает выводы за меня
16.Собеседник всегда пытается вставить слово в моё повествование
17.Собеседник всегда смотрит на меня, очень внимательно, не мигая
18.Собеседник всегда смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит
19.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает точно так же
20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает
21.Когда я говорю серьёзно, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты
22.Собеседник часто смотрит на часы во время разговора
23.Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и всё внимание обращает на меня
24.Собеседник ведёт себя так, будто я мешаю ему делать, что-нибудь важное
25.Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим согласны?»
После обработки и интерпретации результатов
(70% - 100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать
40% - 70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам, ещё не достаёт некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите смысл сказанного, монополизируйте разговор
10% - 40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее
0% - 10% - Вы отличны собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих»[25] Следует проанализировать в каких ситуациях Вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при знакомстве с представителем другого пола и т. д. Что в этих ситуациях Вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь покраснеть или показаться неумным и т. д.
Тест №2 «Умение излагать свои мысли» (Л.Г. Москвин)
« Ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы
1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?
3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Достаточно ли лаконичны Ваши распоряжения?
5. Если слушатель не задает вопросов после того как Вы высказались, считаете ли Вы, что он Вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?
7. Следите ли Вы за логичностью своих мыслей и высказываний?
8. Выясняете ли Вы, что было неясно в Ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?
9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?
10. Отличаете ли Вы факт от мнений?
11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?
12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?
13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
14. Говорите ли Вы вежливо и дружелюбно?
15. Следите ли Вы за впечатлениями, производимым Вашими словами?
16. Делаете ли Вы паузы для обдумывания?
Ключ к тестовому заданию «Умение излагать свои мысли»
Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.
От 12 до 16 баллов – Вы отлично излагаете свои мысли перед аудиторией.
От 10 до 12 баллов – у Вас средний уровень умения излагать свои мысли перед аудиторией.
От 9 баллов и менее – Вы практически не умеете излагать свои мысли перед аудиторией.»[26]