Стратегия поведения в конфликте
Эмоциональные установки на выбор стратегии поведения во многом определяются предшествующим опытом отношений партнеров.
Если это положительный опыт, то конфликтная ситуация воспринимается как частные разногласия по отдельному вопросу, стороны охотно сотрудничают и вполне уверены в возможности решения конфликта, они не пытаются уйти от проблемы, активно ее обсуждают.
Если это не вполне удовлетворительный опыт, то новые разногласия наслаиваются на нерешенные предыдущие, воспринимаются как проблемный круг вопросов или зона взаимодействия. Стороны не уверены в успехе, ограничивают общение, стараются решить проблему с формальных позиций по формальным правилам.
Если опыт абсолютно неудовлетворительный, то все накопившиеся проблемы, враждебность актуализируются в новом конфликте, пропасть расширяется, все расхождения подчеркиваются. Общение сведено к минимуму, цель – не решить проблему, а нанести сопернику как можно больший ущерб.
В конфликтной ситуации каждый из участников выбирает один из возможных путей:
- борьбу – всеми силами добиться желаемого;
- уход от конфликта;
- ведение переговоров с целью добиться приемлемого решения проблемы.
Каждая из этих возможностей предполагает использование соответствующей стратегии поведения. Для определения этих стратегий мы возьмем степень ориентированности участников на собственные интересы и интересы партнера. Такова концепция Томаса – Киллмена, в которой выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации.
ориентация
на соб.
интересы СОПЕРНИЧЕСТВО СОТРУДНИЧЕСТВО
(настойчивость
в их
удовл.) КОМПРОМИСС
ИЗБЕГАНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Ориентация на интересы другого
(готовность пойти навстречу)
1. В зоне избегания не происходит удовлетворения ничьих интересов, человек игнорирует конфликтную ситуацию и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения.
2. В зоне соперничества человек стремится к максимальному удовлетворению своих интересов, эта стратегия требует полной отдачи, способствует нарушению взаимоотношений между людьми. Выбор ее часто связан с иллюзией «выигрыш – проигрыш».
3. Зона приспособления отражает тенденцию уступить требованиям партнера, вплоть до полной капитуляции. Выбор этот часто бывает продиктован желанием во что бы то ни стало сохранить отношения, даже в ущерб собственным интересам.
4. Зона компромисса находится в центре. Это выбор политики взаимных уступок, который часто служит временным выходом, поскольку интересы сторон не удовлетворяются полностью и почва для конфликта остается.
5. Зона сотрудничества характеризуется стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и собственных интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, при выборе стратегии сотрудничества происходит переход к более глубокому уровню, где обнаруживается совместимость и общность интересов. Сотрудничество способствует улучшению отношений и дальнейшему сотрудничеству, однако требует немалых усилий, а главное – взаимного желания решать проблему совместно.
Ни одна из этих стратегий не может быть однозначно названа хорошей или плохой и может быть выигрышной в зависимости от конкретной ситуации. Хорошо, когда человек владеет всеми этими стратегиями, но большинство людей склонны использовать по большей части одну- две, выбирая их автоматически, и тогда мы говорим об устойчивых поведенческих паттернах. Развитие паттернов рассматривается во многих психологических концепциях, в частности в теории транзактного анализа Э. Берна. Еще один способ поведения в конфликте – манипуляция – представил Э. Шостром.
Навязчивая идея манипулятора – контроль над другими, он относится к другим, как к вещам, используя их для достижения собственных целей. Конфликты его носят деструктивный характер.
Факторами конфликта являются и различия в поведенческих паттернах, связанные с определенным полом, возрастом, темпераментом и т. п.
Различия, связанные с социальным полом, - гендерные различия - являются причиной возникновения и обострения конфликтов на базе взаимного непонимания (из-за различия в восприятии) и расхождения ценностей, а также различия в подходах к решению проблем. Хотя по поводу гендерных особенностей существует множество предрассудков, их нельзя игнорировать. Действительно, имеются различия как природного, так и социального происхождения. К последним относятся гендерные ожидания. Мы воспринимаем из культуры определенные гендерные роли, которые реализуем в поведении. Несоответствие поведения ожиданиям порождает напряжение и конфликтность.
Возрастные различия также создают почву для столкновений внутри возрастных групп и между ними. Существуют возрастные периоды, для которых характерно повышенно конфликтное поведение. Это те этапы детства, когда происходит отделение личности ребенка от родителей (2-3 года и подростковый период). Кризис среднего возраста (40 лет) связан с переоценкой ценностей, а для возраста около 60 лет характерно желание передать жизненный опыт, что часто не находит понимания у более молодого поколения.