Выбор вида транспорта. Равновыгодные расстояния

Наиболее общими и часто используемыми методами, позволяющими осуществить выбор вида транспорта для перемещения конкретного материального потока, являются [19, с. 192-195]:

¾ затратный метод (прямой расчет экономического эффекта от выбранного варианта перевозок (вида транспорта);

¾ метод определения рациональных сфер использования различных видов транспорта (равновыгодных расстояний, равновыгодной дальности перевозки).

Основные элементы транспортных затрат грузовладельцев подразделяются на две группы:

1) расходы на выполнение начально-конечных операций (погрузочно-разгрузочные или перевалочные операции; подача подвижного состава к месту погрузки; оформление документов и др.);

2) расходы на собственно перемещение грузов, то есть на выполнение движенческих операций.

Таким образом, затраты по i-тому варианту транспортировки составляют[35]:

Выбор вида транспорта. Равновыгодные расстояния - student2.ru Зi = Знк + Здв · Lгр min, (8.1)

где Зi – удельные затраты по i-тому варианту перевозки (затраты в расчете на 1 тонну перевозимых грузов), руб./т;

Знк – удельные затраты (тариф) на начально-конечные операции транспортного процесса, руб./т;

Здв – удельные затраты (тариф) на движенческие операции транспортного процесса, руб./т х км;

Lгр – рассматриваемое расстояние перевозки по конкретному потоку корреспонденции, км;

Экономические последствия (эффект) выбора i-того варианта перевозки грузов по сравнению с действующим) может быть определен следующим выражением:

Эi = (Зд – Зi) · Q, (8.2)

где Зд – удельные затраты по действующему варианту перевозки, руб. т;

Q – объем перевозки конкретного груза, т.

Варианты перевозок определяются видом транспорта, который выполняет основную, по дальности перемещения груза, часть транспортной работы [19, с. 193]. Различают: железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный, смешанный варианты перевозок.

Наиболее простой можно считать схему транспортировки по автомобильному варианту, при котором доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузки. Наиболее сложными являются схемы транспортировки по железнодорожному и смешанным вариантам с участием железнодорожного транспорта. По железнодорожному варианту существует 9 основных схем транспортировки груза (таблица 8.1).

Таблица 8.1

Основные схемы транспортировки по железнодорожному

варианту перевозки[36].

№ схемы   Схема транспортировки   Число грузовых операций
всего в том числе перегрузочных
П1 – М – П2
П1 – М – А2
А1 – М – П2
А1 – М – А2
П1 – М – П2 – А2
А1 – П1 – М – П2
А1 – М – П2 – А2
А1 – П1 – М – А2
А1 – П1 – М – П2 – А2

По каждой из этих схем в процессе транспортировки возникает определённое число допустимых перегрузочных операций Zпер, затраты на выполнение которых необходимо учитывать в расчётах. На подвозе-вывозе могут использоваться и специальные виды транспорта (конвейерный, трубопроводный).

В смешанных железнодорожно-водных сообщениях существуют 4 схемы транспортировки (с одной и двумя перевалками грузов): 1) железная дорога – вода; 2) вода – железная дорога; 3) вода – железная дорога – вода, 4) железная дорога – вода – железная дорога. Хозяйственная практика показывает, что использование схем с двумя перевалками грузов приводит к значительному росту затрат на перевозку. Некоторому сглаживанию этого недостатка способствует применение железнодорожных паромов.

Для упрощения процедуры выбора вида транспорта в практике планирования перевозок также пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта, или равновыгодными (предельными) расстояниями. Особенно часто используют предельное расстояние при принятии решения о выборе между автомобильным и железнодорожным вариантами перевозок.

В типовых условиях перевозок равновыгодная дальность, разграничивающая сферы использования видов транспорта при прочих (дополнительных) равных расходах, определяется по формуле [19, с. 195]:

Lр = [(Знкж + Zпер · Зпер) – Знка] (Зда – Здж), (8.3)

где Знкж и Знка – удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции транспортного процесса, включающие расходы на погрузку и выгрузку, а также подачу подвижного состава к подъездным путям соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб./т.;

Зда и Здж – удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб./т. · км;

Зпер – удельные затраты (тарифные ставки) на перегрузочные операции с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно, руб./т.

При выборе между железнодорожным и автомобильным вариантами перевозки для перевозок на расстояния, большие равновыгодной дальности, рекомендуется выбирать железнодорожный вариант. Если же требуемое расстояние перевозки меньше расчетной величины равновыгодного расстояния, более экономичным будет автомобильный вариант перевозки.

Наши рекомендации