Ri – внешний потенциал созидания
1Vi – внутренний потенциал разрушения
2Vi – внешний потенциал разрушения
Каждый собственник или менеджер рассчитывает необходимые ресурсы, чтобы получить прибыль. Если он не обеспечивает ими организацию, то организация либо прекращает свое существование либо сокращается.
Факторы повышения внутреннего потенциала организации для обеспечения самосохранения: совершенствование социально-психологического климата в коллективе; оптимальное сочетание структуры и функций управления; развитие инновационной деятельности; повышение профессионализма персонала; развитие коммуникаций с внешней средой (реклама, связи с общественностью и т. д.); страхование; увеличение в уставном капитале доли ликвидного имущества.
Закон самосохранения служит основой для оценки способности организации к выживанию в изменяющихся условиях существования. Полученная оценка используется для определения времени существования организации и при прогнозировании ее дальнейшего развития. В ходе построения оценки необходимо составить максимально полное описание факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на деятельность организации, разбить эти факторы на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные факторы относятся к ресурсам, повышающим возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому поступательному развитию в том случае, если энергетический потенциал позитивных (созидательных) факторов превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.
Основная сложность составления баланса созидательного и разрушительного потенциала заключается в том, что, оценивая способности организации к самосохранению, необходимо учитывать не только внутренние факторы материализованного характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т.д.), но и социально-психологические факторы. Сюда следует отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т.д.).
Еще одна трудность оценки потенциала выживаемости организации состоит в том, что даже после нахождения баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосохранение организации, требуется определить, насколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить «запас прочности» деловой организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так и во внешней среде. Здесь удобно воспользоваться понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов (рис. 7.2.1).
Состояние устойчивого равновесия (рис. 7.2.1, а) отличается тем, что организация менее подвержена влиянию отрицательных возмущающих воздействий. Если эти воздействия не превосходят некоторого порогового значения, то организация достаточно быстро приспособится к новым условиям окружающей среды и вновь вернется в устойчивое состояние.
Рис 7.2.1. Равновесие организационной системы при позитивных и негативных внешних воздействиях
Организация, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия даже при незначительных возмущающих воздействиях может потерять свою устойчивость.
Закон синергии
Энергетический потенциал деловой организации, определяющий ее возможности в достижении поставленной цели, зависит от множества факторов. Это как материальные характеристики (территория, служебные помещения, техническая оснащенность, денежные средства, оборотные фонды и др.), необходимые для успешного ведения деятельности, так и факторы социального характера (уровень профессиональной подготовки персонала, социально-психологическая обстановка в коллективе, заинтересованность всех работников организации в достижении общей цели), определяющие микроклимат в коллективе и профессионализм персонала. Эти характеристики и факторы в совокупности, воздействуя на эффективность функционирования организации, определяют синергию организации. Синергия (от греческого synergia — сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы.
Закон синергии. В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.
Действие закона синергии в организационных системах существенно обособляет организацию от других объектов и систем материального мира. Для всех естественных систем (за исключением сложных биологических) основным законом является закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.
Для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (положительная синергия) либо существенно меньше (отрицательная синергия).
Признаки достижения синергии: длительная и качественная работа оборудования без поломок; использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании; доверительные отношения между сотрудниками; снижение заболеваний; поддержка коллективных форм оплаты труда; соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений; уменьшение объема услуг сторонних организаций; рост числа предложений по совершенствованию производства и управления; интерес работников к повышению профессионального обучения; выработка и поддержка традиций компании; усиление технологической и организационной дисциплины; усиление лояльности и своей организации и непосредственному руководству; увеличение числа стратегических совещаний; хорошее настроение в коллективе; улыбчивость работников; постоянный спрос на продукцию.
Степень реализации потенциальных возможностей организации зависит от эффективности работы звена управления. При этом может быть достигнут как положительный, так и отрицательный эффект. Низкий уровень реализации энергетического потенциала может быть обусловлен неэффективным менеджментом, отсутствием в коллективе лидера, недостаточной квалификацией или пассивностью персонала, слабой технической оснащенностью, использованием устаревших технологий управления и многими другими причинами.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти нужный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия в организации носила созидательный, а не разрушительный характер. Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Это явление предопределило переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности и привело к возникновению организаций.
Основная трудность управления эффектом синергии состоит в том, что, в отличие от физических систем, для которых существуют единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для организационных систем пока еще нет способов объективной оценки уровня внутренней энергетики. Тем не менее решение практических задач управления деловой организацией вынуждает многих исследователей вести активные поиски в направлении разработки таких оценок.
Наиболее простой способ заключается в оценке показателей деятельности анализируемой организации по сравнению с работой другой аналогичной организации.
Таблица 7.2.1
Основные показатели созидательного синергетического эффекта | |
Личностные и групповые | Для организации в целом |
Увеличение производительности труда | Высокий уровень показателей экономической деятельности |
Внесение предложений по улучшению условий организации труда | Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде |
Повышение уровня профессиональной подготовки | Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса |
Усиление исполнительской дисциплины | Устойчивые показатели развития организации |
Освоение смежных профессий. | Совершенствование структуры. |
Рост заработной платы | Освоение новых рынков сбыта |
Переход у групповым формам оплаты труда и гибкая система поощрений трудовой деятельности | Использование современных технологий коммуникации и управления. |
Приобретение акций организации. | Повышенный спрос на продукцию. |
Сознательное отношение к труду. | Высокое качество товаров и услуг. |
Лояльность к руководству | Создание положительного имиджа |
Участие в коллективных мероприятиях | . Инновационная деятельность. |
В таблице 7.2.1. приведен перечень основных показателей, позволяющих сделать заключение о действиях системы управления по использованию синергетического эффекта на основе метода сравнительных оценок.
Закон развития
Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т.д. В процессе своего существования она меняется во времени: имеет свое прошлое, существует в настоящем и планирует будущее.
Закон развития гласит: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.
Каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
(7.2.2.)
Где
Rj – потенциал системы на j- этапе жизненного цикла
Rij – потенциал системы в i отборе на j этапе
Закон развития проявляется через ряд закономерностей: инерции; самозависимости; эластичности; непрерывности и стабилизации.
Закономерность инерции. Изменение потенциала системы (Rj) начинается спустя некоторое время (T1) после начала функционирования новых ресурсов организации и продолжается некоторое время после их выбытия (Т2).
Учет этой закономерности означает, например, что в организации внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.
Закономерность самозависимости. На повышение потенциала организации (∆R) влияет потенциал самой организации (R).
∆R = f (R) (7.2.3)
Закономерность эластичности (адаптивности). Каждая организация пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий.
Закономерность непрерывности. Процесс изменения потенциала компании (R) идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.
Закономерность стабилизации. Компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла (зрелости и насыщения).
Для организаций так же, как и для многих других явлений, применимо понятие жизненного цикла. На рис. 7.2.2. схематично отображены основные этапы жизнедеятельности организации: создание, рост, стабильность, спад и ликвидация организации.
Рис. 7.2.2. Жизненный цикл организации
На графике отражены последовательные этапы жизненного пути, которые проходит организация в процессе своего развития: создание (То- Т1), рост (T1 - Т2), стабильность (Т2- Т3), сворачивание деятельности (Т3 - Т4) и ликвидация организации (Т4).
Заметим, что в начальный момент времени То ресурс организации не может быть нулевым. Исходной точкой, предопределяющей процессы развития организации, является определение цели ее существования.
Закон информированности – упорядоченности:
В современном обществе уровень развития государств определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет государство.
Информационная среда включает в себя совокупность всех естественнонаучных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и орудиях производства. Нормы общей и политической культуры, морали, состояние взаимосвязей, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями и многое другое — все это также важнейшие элементы информационной среды. При описании систем, связанных с другими системами различными типами коммуникаций, часто говорят, что информационная среда рассматриваемой системы является частью общего информационного пространства.
Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.
Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Практически по любому вопросу менеджер может получить исчерпывающую информацию. Информационный «голод» может возникнуть не из-за отсутствия информации, а из-за необходимости затрачивать на ее отбор и обработку большое количество времени и средств (имеются в виду материальные и людские ресурсы).
Каждая система стремиться получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения).
Следствие 1.
Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации.
Следствие 2.
Информированность работника после достижения определенного уровня переходит в его компетентность.
Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродействие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме того, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.
Достоверность информации — необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. В ряде случаев в информационные базы данных вводится заведомо ложная информация, чтобы дезинформировать конкурентов или подорвать к ним доверие со стороны клиентов. Поэтому следует перепроверять и уточнять полученную информацию, прежде чем использовать ее для работы.
Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией.
Своевременное перераспределение информации в организации, как правило, отслеживает секретарь или специальный уполномоченный работник. В его обязанности входит также управление разграничением доступа к различным видам информации: открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной и особой важности. Это ответственное лицо должно точно знать, кому и какую информацию можно передавать. Работники информационной службы должны хранить и структурировать информацию, а также готовить ответы на информационные запросы в удобном для работы виде.
Порядок сбора и обработки информации представлен на рис. 7.2.3.
Рис. 7.2.3. Порядок сбора, обработки и структурирования информации
При сборе, обработке и структурировании информации принимаются во внимание следующие характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность и гриф информации (рис. 7.2.4).
Рис. 7.2.4. Характеристика информации
Известно, что в бизнесе побеждает тот, кто владеет информацией, поэтому ценность информации для деловой организации определяется во многом такими свойствами, как оперативность, достоверность и надежность.