Потоки с наветренной и подветренной стороны склона
При полетах в потоках важно знать на правление ветра. Обычно летают с на ветренной стороны склона. Если ветра нет, то с солнечной стороны склона, бо лее пригодной для образования потоков.
- В штиль потоки легко обрабатывать, так как они не сносятся по ветру.
- поток с наветренной стороны склона, тоже достаточно легко отцентровать, до тех пор, пока ветер не слишком сильный.
- Потоки с подветренной стороны скло на, как правило, очень турбулентные, и их, по возможности, следует избегать.
Из личного опыта:
Однажды, мне довелось обрабаты вать поток с подветренной сторо ны Лабэр, Оберраммергау (Laber, Oberammergau) (Германия). Я был не высоко над горой и провалился в под ветренный ротор. Я снижался с посто янной скоростью 9 м/с. Мне казалось, что я свалюсь прямо в монастырь Эт таль (Ettal). Затем, над стенами мо настыря я начал подниматься вверх со скоростью 6м/с. Срез потока (от -9 до +6 ) был очень жестким. К счас тью, мне удалось отцентровать ядро.
В дальнейшем, летая на горе Лабэр, я больше никогда не залетал за хребет в знакомый мне подветренный ротор.
Рис. 3.20 Потоки с подветренной стороны склона в горах. Их можно увидеть по облакам, сдуваемым ветром в долину. В этот день мож но было пролететь большой маршрут. Поток поднимался по ветру у склона очень высоко. Стартовать было очень легко, однако, воздух был достаточно турбулентным. Летать было не так уж просто. На рисунке: летное место Драуталь, Грайфенбург (Drautal, Greifenburg), (Австрия)
Рис. 3.17 Поток в штиль. | Рис. 3.18 Поток с наветренной | Рис. 3.19 Поток с подветренной |
стороны склона. | стороны склона. |
РЕКЛАМА
Подветренный ротор. Можно летать или нет? Или когда летать в подвет ренном роторе особенно опасно
Если не удается найти поток с навет ренной стороны склона, то возникает вопрос: есть ли что-нибудь с подвет ренной стороны?
Подветренный ротор - это не только подветренный ротор. На рис. 3.21 изоб ражена подветренная сторона склона в стабильную погоду, которая бывает, на пример, осенью во время антициклона, при наличии сильной инверсии. Темпе ратура воздуха почти не понижается с увеличением высоты. На примере изме нение температуры составляет 1 градус на 1000м, или на 0.1 градус каждые сто метров. Слой воздуха у склона, в кото ром пилот собирается выпаривать, будет выдуваться ветром высоко вверх. Тем пература будет понижаться на 1 градус, каждые 100 метров (сухоадиабатически). У склона горы, на высоте 1000 метров, температура воздуха будет на 10 гра дусов ниже, чем внизу. Температура же окружающего гору воздуха на высоте 1000 м будет всего на 1 градус ниже, чем у земли. Это значит, что температура поднятого наверх воздуха на 9 градусов ниже, чем температура окружающего воздуха. Этот холодный воздух очень тя
желый, его перетягивает на другую сто рону горы, где он образует сильный слив и мощнейшую турбулентность. Сюда не залетают даже "отморозки".
Для отрыва потока от земли достаточно разницы температур всего в два градуса. Что же происходит с потоком, который под нимается при разнице температур в 9 гра дусов. Возможно, скороподъемность в нем превышает 20 м/с. И, примерно с такой же скоростью воздух стремится к земле.
На рис. 3.22 изображена та же гора, только атмосфера уже нестабильная, и с высотой температура сильно понижа ется. Температура принесенного вет ром воздуха адиабатически понижает ся до 10 градусов, однако, температура окружающего воздуха на высоте 11 гра дусов, т.е. всего на 1 градус выше тем пературы воздуха, поднятого ветром. За горой образуется слив, но при такой незначительной разнице температур турбулентность с подветренной сторо ны горы будет слабая.
Тот, кто хочет найти и обработать поток с подветренной стороны горы, должен уметь активно пилотировать, и все же в случае на рис 3.22 это более безопасно, чем в случае, показанном на рис. 3.21.
Рис. 3.21 Стабильная атмосфера, сверху иРис. 3.22 Нестабильная атмосфера, внизу теп
снизу теплый воздух (температура на рисункелый воздух, вверху холодный. Воздушная масса
отмечена зеленым цветом). Воздух поднятыйохлаждается также, как на рис. 3.21. Из-за раз
ветром наверх, сильно охлаждается (желтыеницы температур плотность воздуха становится
кружки). За горой образуется плотный воздух,различной. Но в атом случае разница темпера
который стекает вниз, создавая мощнейшуютур и, как следствие, плотности незначитель
турбулентность. Разность плотности образу ная, холодный воздух стекает с горы медленно,
ется из-за большой разницы температур.а турбулентность достаточно слабая.
На обоих рисунках ветер слабый. Большую роль играет воздух, поднятый ветром наверх, который смешивается с окружающим воздухом, аналогично тому, как изображено на рисунках.
Данные примеры описывают возник новение турбулентности вследствие образования холодных воздушных масс. Естественно это в значительной мере зависит от ветра. Из чего можно сделать вывод: сильный ветер = силь ная турбулентность.
Замечание:
Случай с полетами в подветренном роторе при слабом ветре я придержал для хоро ших, активно летающих пилотов, которые смогут справится с данными условиями. Могу сказать, что я до сих пор не очень охотно лезу в подветренный ротор. Одна ко, если по маршруту другой возможности набрать высоту нет, то я принимаю этот риск. Действительно ли ветер слабый и атмосфера нестабильна? Если да, то я туда лечу. Только при этих условиях, и если рядом есть посадочная площадка, так как если мне не удастся там ничего найти, я очень быстро окажусь на земле.
Волновые потоки. Полет в подветренной части волно вого потока
Полеты в волновых потоках более свойственны планерам. Во время силь ного Фёна, в волновом потоке, планер может набрать высоту более 10 км при скорости свыше 100км/ч! При слабом ветре парапланы и дельтапланы тоже имеют шанс летать в волновых потоках.
Каждый пилот летательного аппара та из ткани должен знать, что в силь ный ветер оставаться в воздухе обычно очень рискованно.
В прогнозе погоды для планеров очень часто сообщают о наличии волновых потоков. Как правило, это сообщается
Рис. 3.23 Ровные волновые облака. Они об разуются при наличии очень сильного ветра.
следующим образом: "Скорость вет ра для образования волновых потоков недостаточна" или "в северной части Альп возможно образование волновых потоков". В этом случае подрываются все планеристы. А дельтапланеристы и парапланеристы с большим предпочте нием остаются на земле.
Несмотря на это, возникает вопрос, когда можно летать на параплане в вол новом потоке? Так, например, в вол новом потоке Туринген (Thuringen) вот уже многие годы летают на парапланах и дельтапланах.