Потоки с наветренной и подветренной стороны склона

При полетах в потоках важно знать на­ правление ветра. Обычно летают с на­ ветренной стороны склона. Если ветра нет, то с солнечной стороны склона, бо­ лее пригодной для образования потоков.

- В штиль потоки легко обрабатывать, так как они не сносятся по ветру.

- поток с наветренной стороны склона, тоже достаточно легко отцентровать, до тех пор, пока ветер не слишком сильный.

- Потоки с подветренной стороны скло­ на, как правило, очень турбулентные, и их, по возможности, следует избегать.

Из личного опыта:

Однажды, мне довелось обрабаты­ вать поток с подветренной сторо­ ны Лабэр, Оберраммергау (Laber, Oberammergau) (Германия). Я был не­ высоко над горой и провалился в под­ ветренный ротор. Я снижался с посто­ янной скоростью 9 м/с. Мне казалось, что я свалюсь прямо в монастырь Эт таль (Ettal). Затем, над стенами мо­ настыря я начал подниматься вверх со скоростью 6м/с. Срез потока (от -9 до +6 ) был очень жестким. К счас­ тью, мне удалось отцентровать ядро.

В дальнейшем, летая на горе Лабэр, я больше никогда не залетал за хребет в знакомый мне подветренный ротор.

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона - student2.ru

Рис. 3.20 Потоки с подветренной стороны склона в горах. Их можно увидеть по облакам, сдуваемым ветром в долину. В этот день мож­ но было пролететь большой маршрут. Поток поднимался по ветру у склона очень высоко. Стартовать было очень легко, однако, воздух был достаточно турбулентным. Летать было не так уж просто. На рисунке: летное место Драуталь, Грайфенбург (Drautal, Greifenburg), (Австрия)

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона - student2.ru


Рис. 3.17 Поток в штиль. Рис. 3.18 Поток с наветренной Рис. 3.19 Поток с подветренной
  стороны склона. стороны склона.


РЕКЛАМА

Подветренный ротор. Можно летать или нет? Или когда летать в подвет­ ренном роторе особенно опасно

Если не удается найти поток с навет­ ренной стороны склона, то возникает вопрос: есть ли что-нибудь с подвет­ ренной стороны?

Подветренный ротор - это не только подветренный ротор. На рис. 3.21 изоб­ ражена подветренная сторона склона в стабильную погоду, которая бывает, на­ пример, осенью во время антициклона, при наличии сильной инверсии. Темпе­ ратура воздуха почти не понижается с увеличением высоты. На примере изме­ нение температуры составляет 1 градус на 1000м, или на 0.1 градус каждые сто метров. Слой воздуха у склона, в кото­ ром пилот собирается выпаривать, будет выдуваться ветром высоко вверх. Тем­ пература будет понижаться на 1 градус, каждые 100 метров (сухоадиабатически). У склона горы, на высоте 1000 метров, температура воздуха будет на 10 гра­ дусов ниже, чем внизу. Температура же окружающего гору воздуха на высоте 1000 м будет всего на 1 градус ниже, чем у земли. Это значит, что температура поднятого наверх воздуха на 9 градусов ниже, чем температура окружающего воздуха. Этот холодный воздух очень тя

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона - student2.ru

желый, его перетягивает на другую сто­ рону горы, где он образует сильный слив и мощнейшую турбулентность. Сюда не залетают даже "отморозки".

Для отрыва потока от земли достаточно разницы температур всего в два градуса. Что же происходит с потоком, который под­ нимается при разнице температур в 9 гра­ дусов. Возможно, скороподъемность в нем превышает 20 м/с. И, примерно с такой же скоростью воздух стремится к земле.

На рис. 3.22 изображена та же гора, только атмосфера уже нестабильная, и с высотой температура сильно понижа­ ется. Температура принесенного вет­ ром воздуха адиабатически понижает­ ся до 10 градусов, однако, температура окружающего воздуха на высоте 11 гра­ дусов, т.е. всего на 1 градус выше тем­ пературы воздуха, поднятого ветром. За горой образуется слив, но при такой незначительной разнице температур турбулентность с подветренной сторо­ ны горы будет слабая.

Тот, кто хочет найти и обработать поток с подветренной стороны горы, должен уметь активно пилотировать, и все же в случае на рис 3.22 это более безопасно, чем в случае, показанном на рис. 3.21.

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона - student2.ru

Рис. 3.21 Стабильная атмосфера, сверху иРис. 3.22 Нестабильная атмосфера, внизу теп­

снизу теплый воздух (температура на рисункелый воздух, вверху холодный. Воздушная масса

отмечена зеленым цветом). Воздух поднятыйохлаждается также, как на рис. 3.21. Из-за раз­

ветром наверх, сильно охлаждается (желтыеницы температур плотность воздуха становится

кружки). За горой образуется плотный воздух,различной. Но в атом случае разница темпера­

который стекает вниз, создавая мощнейшуютур и, как следствие, плотности незначитель­

турбулентность. Разность плотности образу­ ная, холодный воздух стекает с горы медленно,

ется из-за большой разницы температур.а турбулентность достаточно слабая.



На обоих рисунках ветер слабый. Большую роль играет воздух, поднятый ветром наверх, который смешивается с окружающим воздухом, аналогично тому, как изображено на рисунках.

Данные примеры описывают возник­ новение турбулентности вследствие образования холодных воздушных масс. Естественно это в значительной мере зависит от ветра. Из чего можно сделать вывод: сильный ветер = силь­ ная турбулентность.

Замечание:

Случай с полетами в подветренном роторе при слабом ветре я придержал для хоро­ ших, активно летающих пилотов, которые смогут справится с данными условиями. Могу сказать, что я до сих пор не очень охотно лезу в подветренный ротор. Одна­ ко, если по маршруту другой возможности набрать высоту нет, то я принимаю этот риск. Действительно ли ветер слабый и атмосфера нестабильна? Если да, то я туда лечу. Только при этих условиях, и если рядом есть посадочная площадка, так как если мне не удастся там ничего найти, я очень быстро окажусь на земле.

Волновые потоки. Полет в подветренной части волно­ вого потока

Полеты в волновых потоках более свойственны планерам. Во время силь­ ного Фёна, в волновом потоке, планер может набрать высоту более 10 км при скорости свыше 100км/ч! При слабом ветре парапланы и дельтапланы тоже имеют шанс летать в волновых потоках.

Каждый пилот летательного аппара­ та из ткани должен знать, что в силь­ ный ветер оставаться в воздухе обычно очень рискованно.

В прогнозе погоды для планеров очень часто сообщают о наличии волновых потоков. Как правило, это сообщается

Рис. 3.23 Ровные волновые облака. Они об­ разуются при наличии очень сильного ветра.

Потоки с наветренной и подветренной стороны склона - student2.ru

следующим образом: "Скорость вет­ ра для образования волновых потоков недостаточна" или "в северной части Альп возможно образование волновых потоков". В этом случае подрываются все планеристы. А дельтапланеристы и парапланеристы с большим предпочте­ нием остаются на земле.

Несмотря на это, возникает вопрос, когда можно летать на параплане в вол­ новом потоке? Так, например, в вол­ новом потоке Туринген (Thuringen) вот уже многие годы летают на парапланах и дельтапланах.

Наши рекомендации