Альянсы авиаперевозчиков

По мере глобализации экономики мира, авиакомпании стали задумываться о путях своего дальнейшего развития. Крупные компании, имевшие разветвленную сеть воздушных линий, ста­ли более устойчивыми в постоянно меняющейся рыночной сре­де. Они применили программу поощрения часто летающих пас­сажиров, тем самым, создав себе имидж авиакомпании, заботя­щейся об интересах своих пассажиров. Экономия масштаба по­зволила снизить себестоимость авиаперевозок за счет распреде­ления постоянных расходов на большее количество единиц про­дукции (пассажиро-километры, тонно-километры). Но авиаком­пании - гиганты порой становились трудно управляемыми раз­росшимся бюрократическим аппаратом, имели большие наклад­ные расходы.

Отдавая себе, отчет о достоинствах и недостатках гигантских экономических структур, авиапредприятия пошли по пути инте­грации. Некоторые крупные авиакомпании изначально были ос­нованы на концепции альянса. Так, например, осознав более 50 лет тому назад, что сотрудничать лучше, чем конкурировать, Швеция, Норвегия и Дания создали интегрированную авиаком­панию SAS как национального перевозчика трех стран.

В 80-х годах авиакомпании выбрали стратегию глобализации своей деятельности. Одни добивались быстрого роста перевозок на международных воздушных линиях (American Airlines). Дру­гие авиакомпании поглощали менее удачливых конкурентов и так добивались собственного роста: Delta Airlines купила West-em Airlines (1987 г); Northwest Airlines приобрела Republic Air­lines (1987г); произошло слияние US Airlines, US Air и Piedmont. В то время происходили слияния авиакомпаний одной страны, так как международное право не разрешало получение коммер­ческих прав тем компаниям, в которых присутствует более 25% иностранного участия. Авиакомпании осознали, что в условиях обострения конку­ренции за долю рынка авиаперевозок, в одиночку им не выжить.

На международных линиях стали складываться первые аль­янсы, не предполагающие обмена собственностью. Авиакомпа­нии, вступающие в альянс, координируют расписание своих по­летов, предоставляют свои терминалы партнерам по альянсу, вместе представляют информацию о своих услугах в компью­терных системах бронирования.

Альянсы по сути своей представляют собой некие объедине­ния авиакомпаний, как финансово зависимых друг от друга, так и сохраняющих полную самостоятельность, с целью повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли на авиатранс­портном рынке.

Альянсы позволяют быстро нарастить производственные мощности, пополнить свой парк воздушных судов, получить коммерческие права, принадлежавшие другой авиакомпании. Кроме того, поглощение авиакомпании, имеющей свой hub, по­зволяет сделать этот аэропорт своей крепостью, недоступной для конкурентов.

Однако на пути развития альянсов встает немало проблем: авиакомпании имеют различные стратегии своего развития, не­одинаковый уровень сервиса, несогласованные расписания по­летов и разнообразные системы тарифов. Решение этих проблем требует немало времени и усилий со стороны сотрудников всех авиакомпаний, создающих альянс.

В условиях глобализации экономики, повсеместного объеди­нения усилий авиакомпаний для получения существенного пре­имущества в конкурентной борьбе с другими объединениями и союзами, авиакомпания, не нашедшая партнеров, оказывается не в состоянии противостоять таким альянсам в одиночку.

По сведениям IATA (International Air Transport Association -Международной ассоциации воздушного транспорта) почти все международные авиакомпании являются партнерами по ком­мерческому сотрудничеству, имеющему следующие формы:

- стратегические альянсы;

- глобальные альянсы;

- маркетинговые альянсы.

Так называемые рыночные (маркетинговые) альянсы, кото­рые включают в себя сотрудничество по «Интерлайн» ("Interline"), совместное выполнение рейсов («Код – шеринг») под одним номером рейса по соглашению являются весьма важными для авиакомпа­ний в смысле увеличения их рыночной доли, объемов перевозок, снижения расходов и повышения прибыльности авиалиний. Вместе с тем, коммерческое партнерство, как правило, не за­прещает альянсов с конкурентами, не предполагает также со­вместного владения имуществом и взаимных инвестиций.

Наибольшую известность получил «Звездный альянс» -"Star Alliance"(«Стар Альянс»).

Этот альянс основан на принципах заключения полномас­штабных соглашений о сотрудничестве всех партнеров друг с другом и отличается высоким уровнем интеграции. Например, авиакомпании "United Airlines", "Lufthansa" и "SAS" согласова­ли свои расписания полетов и организовали удобные стыковки рейсов. Особенно заметна интеграция участников альянса в об­ласти маркетинга: авиакомпании альянса проводят совместные рекламные кампании, формируют общую систему продажи авиаперевозок. Создан веб-сайт в Интернете, который позволяет потребителям получить призы и скидки с цен за приобретение большого набора услуг партнеров альянса (полеты на рейсах нескольких авиакомпаний альянса, бронирование через альянс мест в гостиницах и аренда автомобилей).

Вторым по величине является альянс «Единый мир» - "One World"(«Вануорлд»).

Альянс «Крылья» - "Wings"(«Уингс») является самым ма­лочисленным по числу участников (2), но занимающим третье место по объему перевозок среди мировых альянсов.

Следует остановиться еще на одном альянсе - «Звездная ко­манда»(«Sky Team»), поскольку он представляет интерес для российских авиакомпаний. Авиакомпания «Аэрофлот - Российские авиали­нии», является его участником. В настоящее время в него входят авиакомпании:

- «Air France» (Франция); «Delta» (США);

- «Air Mexico» (Мексика);

- «Korean Air» (Южная Корея) и д.р.

Таким образом, глобальные альянсы являются наиболее удобной, а потому и распространенной формой объединения авиакомпаний, поскольку позволяют перевозчикам получить существенные конкурентные преимущества на рынке авиацион­ных перевозок без утраты финансовой независимости и само­стоятельности.

Мировой рынок пассажирских, а так же и грузовых перевозок уже фактически поделен между глобальными альянсами круп­нейших авиакомпаний. Авиакомпаниям, не вошедшим в альян­сы, приходится искать свои региональные ниши, либо подбирать «крохи», оставленные мировыми перевозчиками.

Наши рекомендации