Альянсы авиаперевозчиков
По мере глобализации экономики мира, авиакомпании стали задумываться о путях своего дальнейшего развития. Крупные компании, имевшие разветвленную сеть воздушных линий, стали более устойчивыми в постоянно меняющейся рыночной среде. Они применили программу поощрения часто летающих пассажиров, тем самым, создав себе имидж авиакомпании, заботящейся об интересах своих пассажиров. Экономия масштаба позволила снизить себестоимость авиаперевозок за счет распределения постоянных расходов на большее количество единиц продукции (пассажиро-километры, тонно-километры). Но авиакомпании - гиганты порой становились трудно управляемыми разросшимся бюрократическим аппаратом, имели большие накладные расходы.
Отдавая себе, отчет о достоинствах и недостатках гигантских экономических структур, авиапредприятия пошли по пути интеграции. Некоторые крупные авиакомпании изначально были основаны на концепции альянса. Так, например, осознав более 50 лет тому назад, что сотрудничать лучше, чем конкурировать, Швеция, Норвегия и Дания создали интегрированную авиакомпанию SAS как национального перевозчика трех стран.
В 80-х годах авиакомпании выбрали стратегию глобализации своей деятельности. Одни добивались быстрого роста перевозок на международных воздушных линиях (American Airlines). Другие авиакомпании поглощали менее удачливых конкурентов и так добивались собственного роста: Delta Airlines купила West-em Airlines (1987 г); Northwest Airlines приобрела Republic Airlines (1987г); произошло слияние US Airlines, US Air и Piedmont. В то время происходили слияния авиакомпаний одной страны, так как международное право не разрешало получение коммерческих прав тем компаниям, в которых присутствует более 25% иностранного участия. Авиакомпании осознали, что в условиях обострения конкуренции за долю рынка авиаперевозок, в одиночку им не выжить.
На международных линиях стали складываться первые альянсы, не предполагающие обмена собственностью. Авиакомпании, вступающие в альянс, координируют расписание своих полетов, предоставляют свои терминалы партнерам по альянсу, вместе представляют информацию о своих услугах в компьютерных системах бронирования.
Альянсы по сути своей представляют собой некие объединения авиакомпаний, как финансово зависимых друг от друга, так и сохраняющих полную самостоятельность, с целью повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли на авиатранспортном рынке.
Альянсы позволяют быстро нарастить производственные мощности, пополнить свой парк воздушных судов, получить коммерческие права, принадлежавшие другой авиакомпании. Кроме того, поглощение авиакомпании, имеющей свой hub, позволяет сделать этот аэропорт своей крепостью, недоступной для конкурентов.
Однако на пути развития альянсов встает немало проблем: авиакомпании имеют различные стратегии своего развития, неодинаковый уровень сервиса, несогласованные расписания полетов и разнообразные системы тарифов. Решение этих проблем требует немало времени и усилий со стороны сотрудников всех авиакомпаний, создающих альянс.
В условиях глобализации экономики, повсеместного объединения усилий авиакомпаний для получения существенного преимущества в конкурентной борьбе с другими объединениями и союзами, авиакомпания, не нашедшая партнеров, оказывается не в состоянии противостоять таким альянсам в одиночку.
По сведениям IATA (International Air Transport Association -Международной ассоциации воздушного транспорта) почти все международные авиакомпании являются партнерами по коммерческому сотрудничеству, имеющему следующие формы:
- стратегические альянсы;
- глобальные альянсы;
- маркетинговые альянсы.
Так называемые рыночные (маркетинговые) альянсы, которые включают в себя сотрудничество по «Интерлайн» ("Interline"), совместное выполнение рейсов («Код – шеринг») под одним номером рейса по соглашению являются весьма важными для авиакомпаний в смысле увеличения их рыночной доли, объемов перевозок, снижения расходов и повышения прибыльности авиалиний. Вместе с тем, коммерческое партнерство, как правило, не запрещает альянсов с конкурентами, не предполагает также совместного владения имуществом и взаимных инвестиций.
Наибольшую известность получил «Звездный альянс» -"Star Alliance"(«Стар Альянс»).
Этот альянс основан на принципах заключения полномасштабных соглашений о сотрудничестве всех партнеров друг с другом и отличается высоким уровнем интеграции. Например, авиакомпании "United Airlines", "Lufthansa" и "SAS" согласовали свои расписания полетов и организовали удобные стыковки рейсов. Особенно заметна интеграция участников альянса в области маркетинга: авиакомпании альянса проводят совместные рекламные кампании, формируют общую систему продажи авиаперевозок. Создан веб-сайт в Интернете, который позволяет потребителям получить призы и скидки с цен за приобретение большого набора услуг партнеров альянса (полеты на рейсах нескольких авиакомпаний альянса, бронирование через альянс мест в гостиницах и аренда автомобилей).
Вторым по величине является альянс «Единый мир» - "One World"(«Вануорлд»).
Альянс «Крылья» - "Wings"(«Уингс») является самым малочисленным по числу участников (2), но занимающим третье место по объему перевозок среди мировых альянсов.
Следует остановиться еще на одном альянсе - «Звездная команда»(«Sky Team»), поскольку он представляет интерес для российских авиакомпаний. Авиакомпания «Аэрофлот - Российские авиалинии», является его участником. В настоящее время в него входят авиакомпании:
- «Air France» (Франция); «Delta» (США);
- «Air Mexico» (Мексика);
- «Korean Air» (Южная Корея) и д.р.
Таким образом, глобальные альянсы являются наиболее удобной, а потому и распространенной формой объединения авиакомпаний, поскольку позволяют перевозчикам получить существенные конкурентные преимущества на рынке авиационных перевозок без утраты финансовой независимости и самостоятельности.
Мировой рынок пассажирских, а так же и грузовых перевозок уже фактически поделен между глобальными альянсами крупнейших авиакомпаний. Авиакомпаниям, не вошедшим в альянсы, приходится искать свои региональные ниши, либо подбирать «крохи», оставленные мировыми перевозчиками.