Техническое обслуживание средств вычислительной техники
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Техническое обслуживание средств вычислительной техники
Учебно-методическое пособие
Новокузнецк-2008
Рассмотрены на заседании ПЦК «ЭВТ и программирования» протокол №
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
Председатель ПЦК
Агаркова Н. А.
«»2008г.
Турбина Е. Д.
«_ »_2008г.
Автор: Романов Валерий Павлович– преподаватель Кузнецкого индустриального колледжа
Рецензенты:
Заведующий кафедрой «автоматизированного электропривода и промышленной электроники» Сибирского государственного индустриального университета доктор технических наук, профессор Островлянчик В. Ю.
Учебно-методическое пособие | написано в | соответствии с | рабочей |
программой учебной дисциплины | «Техническое | обслуживание | средств |
вычислительной техники» и обеспечивает реализацию государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной
техники и компьютерных сетей» среднего профессионального образования.
Рекомендовано к изданию методическим советом техникума ПРОТОКОЛ №_24
« 25 » декабря 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение.............................................................................................................................................. 7
Основные понятия и определения.................................................................................................... 8
Раздел 1. Организация технического обслуживания СВТ ......................................................... 13
1.1. Типовая система технического профилактического обслуживания и ремонта .......... 13
1.2. Периодичность и организация работ. Материально-техническое обеспечение ........... 19
1.2.1. Виды технического обслуживания СВТ ........................................................................... 19
1.2.2. Методы технического обслуживания (ремонта) СВТ ..................................................... 22
1.2.3. Виды ремонта СВТ. ............................................................................................................. 23
1.2.4. Основные характеристики СТО ........................................................................................ 24
1.2.5. Расчета численности работников, занятых сервисным обслуживанием и текущим ремонтом СВТ 25
1.2.6. Материальное обеспечение обслуживания СВТ .............................................................. 27
1.3. Системы автоматизированного контроля, автоматического восстановления и диагностирования, их взаимосвязь ................................................................................................................................. 28
1.3.1. Диагностические программы ............................................................................................. 28
1.3.2. Взаимосвязь систем автоматизированного контроля ...................................................... 31
1.4. Программный, аппаратный и комбинированный контроль .......................................... 34
1.5. Диагностические программы общего и специального назначения. .............................. 37
Раздел 2. Текущее техническое обслуживание ............................................................................ 40
2.1. Сервисная аппаратура ......................................................................................................... 41
2.2. Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения ................... 47
2.2.1. Системные ресурсы ............................................................................................................. 47
2.2.2. Предотвращение конфликтов, возникающих при использовании ресурсов. ............... 51
2.3. Виды неисправностей, особенности их проявления и .................................................... 56
2.3.1. Основные виды ошибок и принцип подход к ним ......................................................... 56
2.3.2. Основные направления поиска и устранения неисправностей ..................................... 58
2.4. Модернизация и конфигурирование СВТ ...................................................................... 60
2.4.1. Модернизация ...................................................................................................................... 60
2.4.2. Конфигурирование СВТ .................................................................................................... 63
Раздел 3.Типовые алгоритмы нахождения неисправностей ...................................................... 65
3.1. Поиск неисправностей системного блока ........................................................................ 65
3.1.1. Особенности типовой схемы БП ПК. Основные критерии диагностики блоков питания. 65
3.1.2. Неисправности блоков питания, их признаки, причины возникновения и способы устранения. 73
3.1.3. Алгоритмы нахождения неисправностей блока питания ПК ........................................ 79
3.1.4. Основные неисправности системной платы, их признаки, причины возникновения и способы устранения. ....................................................................................................................................... 83
3.1.5. Неисправности БП ЦП, их признаки и способы устранения ......................................... 88
3.1.6. Особенности конструкции современных НЖМД, виды дефектов НЖМД. ................ 91
3.1.7. Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика их устранения 97
3.1.8. Неисправности файловой системы НЖМД и методы их устранения ......................... 102
3.1.9. Типовые неисправности ОС, алгоритм поиска и устранения. ..................................... 106
3.1.10. Неисправности НГМД их характер проявления, методика их устранения ............... 111
3.1.11. Неисправности НОД их характер проявления, методика их устранения .................. 115
3.2. Поиск неисправностей мониторов .................................................................................. 123
3.2.1. Основные принципы построения современных мониторов ........................................ 123
3.2.2. Предосторожности при проведении ремонтных работ ................................................. 124
3.2.3. Причины возникновения неисправностей в ВМ ........................................................... 125
3.2.4. Общие принципы ремонта ВМ ........................................................................................ 127
3.2.5. Особенности устройства источника питания ВМ, методика ремонта ИП ................. 130
3.2.6. Особенности устройства узла управления ВМ. Методика ремонта УУ ..................... 132
3.2.7. Особенности устройства узла обработки видеосигнала ВМ. Методика ремонта узла обработки видеосигнала ВМ. ......................................................................................................................... 133
3.2.8. Схемы подключения ЭЛТ и методика ее ремонта ......................................................... 136
3.2.9. Особенности устройства узла строчной развертки ВМ. Методика ремонта узла строчной развертки ВМ 138
3.2.10. Особенности устройства узла кадровой развертки ВМ. Методика ремонта узла кадровой развертки ВМ. 141
3.2.11. Принцип построения и основные виды неисправностей ЖК - мониторов и методика их ремонта 143
3.2.12. Регулировка монитора ...................................................................................................... 146
3.3. Поиск неисправностей принтеров .................................................................................. 152
3.3.1. Структурная схема матичного принтера и ее особенности. Диагностика неисправностей и ремонт матричного принтера .................................................................................................................... 152
3.3.2. Структурная схема струйного принтера и ее особенности. Диагностика
неисправностей и ремонт струйного принтера ......................................................................... 155
3.3.3. Структурная схема лазерного принтера и ее особенности. Диагностика
неисправностей лазерного принтера .......................................................................................... 160
3.3.4. Диагностика техническое обслуживание и ремонт лазерных принтеров ................. 164
3.4. Поиск неисправностей других видов периферийного оборудования ......................... 172
3.4.1. Диагностика и обслуживание устройств ввода - клавиатуры и манипулятора типа мышь ……………………………………………………………………………………………...172 3.4.2. Диагностика и обслуживание флэш - накопителей ................................................................... 175
3.5. Поиск неисправности сетевого оборудования. .............................................................. 177
Раздел 4. Утилизация неисправных элементов СВТ ................................................................ 182
4.1. Типовая система утилизации неисправных элементов ................................................. 182
4.2. Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования СВТ ................................ 185
Литература………………………………………………………………………………………..175
|
Учебная дисциплина «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» является специальной, формирующей базовые знания для получения выпускником профессиональных умений.
Учебно-методическое пособие дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» опирается на знания полученными студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Архитектура
ЭВМ и вычислительных систем», «Электронная техника», «Электротехнические измерения», «Микросхемотехника», «Электропитание средств вычислительной
техники», «Периферийные устройства вычислительной техники», «Конструкция и компоновка персонального компьютера», «Компьютерные сети и телекоммуникации».
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений учебно-методическое пособие предусматривает
проведение лабораторных занятий.
Учебно-методическое пособие включает в себя следующие разделы:
Часть 1 - лекции по дисциплине «Техническое обслуживание средств вычислительной техники»
Часть 2 - методические указания к лабораторным работам по дисциплине (30часов)
Часть 3 - презентации к урокам по темам:
1. Сервисная аппаратура
2. Алгоритм поиска неисправностей БП
3. Основные неисправности системной платы, их признаки, причины возникновения и способы устранения.
4. Неисправности БП ЦП, их признаки и способы устранения
5. Особенности конструкции современных НЖМД, виды дефектов НЖМД.
6. Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика устранения.
7. Неисправности файловой системы НЖМД и методы их устранения
8. Типовые неисправности ОС, алгоритм поиска и устранения
9. Неисправности НОД их характер проявления, методика их устранения
10.Причины возникновения неисправностей в ВМ 11.Схемы подключения ЭЛТ и методика ее ремонта. 12.Особенности устройства узла строчной развертки ВМ
13.Принцип построения и основные виды неисправностей ЖК -
мониторов и методика их ремонта
14.Структурная схема матичного принтера и ее особенности 15.Структурная схема струйного принтера и ее особенности 16.Структурная схема лазерного принтера Диагностика
неисправностей
17 .Диагностика, техническое обслуживание и ремонт лазерных принтеров
18 .ТО клавиатуры и мыши и флеш памяти 19.Поиск неисправности сетевого оборудования
Часть 4 – Видео материалы:
- ТО Лазерного принтера
- ТО матричного принтера
- ТО НОД
- Профилактика КВ
- Профилактика мыши
- Создание точки восстановления системы
Часть 5 - Электронные модели и программные продукты, используемые при выполнении лабораторных работ.
Части 3-5 размещены на CD-диске, прилагаемого к пособию.
В в е д е н и е
Как известно, современный ПК представляет собой не просто сложное устройство с электронными и электронно-механическими узлами (дисководами, контроллерами, адаптерами), но и устройство, наполненное сложными
операционными системами, программными пакетами, "вшитыми" программами тестирования и самопроверки контроллеров, адаптеров - всех узлов и блоков ПК, принимающих участие в работе машины.
Поскольку сам персональный компьютер и соответственно его программное обеспечение со временем значительно усложнились, появились новые взгляды на диагностику и ремонт ПК, отличающиеся от тех, которые имели место каких- нибудь 6-8 лет назад.
Во-первых, раньше типовая минимальная конфигурация ПК включала в себя помимо системного блока и клавиатуры - только дисплей и принтер. Теперь
сюда входят еще и мышь, модем, звуковая плата, устройство чтения с оптических дисков (как правило, DVD).
Во-вторых, наряду с ростом минимальной конфигурации ПК, возросли как объемы программного обеспечения,- так и его сложность. Сложность, но не прозрачность!
Что это означает?
А то, что за большим количеством имен: драйверов, утилит, оболочек и прочих "наворотов" не стало видно так называемой синхронной сущности или
смысла (как говорят - за деревьями леса не видно) конкретно выполняемой
компьютерной процедуры. Тем более что многозадачный режим позволяет хорошо маскировать эти самые сущности - принтер печатает документ, пользова- тель в это время выполняет свою работу и, если возникает сбой или зависание, трудно сразу сказать, чем вызваны эти неполадки.
В-третьих, фирменные руководства для широкого круга специалистов не доступны и зачастую не учитывают конкретной конфигурации ПК и конкретной конфигурации программного обеспечения. Хотя, конечно, на первоначальном этапе диагностики такие руководства могут быть полезны.
И наконец, в четвертых созданная и успешно эксплуатирующаяся в Советском Союзе система технического обслуживания в 90 годы была сломана и в настоящее время находится в стадии становления.
Именно из-за вышеозначенных причин многие специалисты, эксплуатирующие СВТ, во-первых, не могут «радикально» решать свои проблемы и, во-вторых, хороших сервисных центров «под рукой» в нужный момент может не оказаться.
Изучение дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники» и призвано решать стоящие перед специалистом ТО
задачи.
О с н о в н ы е п о н я т и я и о п р е д е л е н и я Техническое обслуживание(согласно ГОСТ18322-78) это комплекс
операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранения и транспортировании.
Задачей технического обслуживаниясредств вычислительной техники (СВТ) является:
«Обеспечение надежной (правильной и бесперебойной) работы средств вычислительной техники, которые позволяют пользователям использовать в полном объеме информационные массивы организации и другие сторонние источники информации».
Следовательно, понятие технического облуживания СВТ неотрывно связано с его надежностью
В соответствии с ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения"
Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством объекта, которое в зависимости от назначения объекта и условий его пребывания включает следующие понятия:
безотказность, долговечность, ремонтопригодность сохраняемость.
Безотказность- свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное
состояние в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность- свойство объекта сохранять работоспособное состояние при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность- свойство объекта, заключающееся в
приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость- свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять
требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.