ТРИЗ— Теория Решения Изобретательских Задач
Долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения, — был "метод проб и ошибок" ("метод научного тыка").
В 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов".
Суть этих методов — повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании — можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
ТРИЗ была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 году как технология творчества, основанная на идее о том, что поиск и выработка сильных (оптимальных и супероптимальных) решений можно подчинить объективным закономерностям и этот процесс не будет зависеть от субъективного отношения к нему конкретного человека (т.е. от его интуиции, врожденного таланта, вдохновения и озарения).
Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений и сильных решений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Т.е. задача ТРИЗ – превращение «неуловимого искусства» изобретательства и врожденного таланта поиска сильных решений в точную методику (алгоритм), которой может воспользоваться любой человек.
Для этого Г.С. Альтшуллер за период с 1946 по 1971 проанализировал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 основных стандартных приемов решений.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в других областях: бизнесе, политике, управлении и др.
Основные функции и области применения ТРИЗ:
- решение изобретательских задач и поиск сильных решений любой сложности и направленности;
- прогнозирование развития систем, их объектов или процессов;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
Первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективны, а какие — нет?
Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».
На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.
Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.
Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:
· Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?
· Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?
· Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?
· Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?
Основная задача, которую поставил Г. С. Альтшуллер: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?"
Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ:
- Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.
Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
- Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.
Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.
- Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система.
Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.
Алгоритм решения задачи с помощью ТРИЗ:
1. Определите тип задачи -изобретательская или исследовательская.
Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".
Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?". Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"