Исторические изменения в лексике
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СРСП и СРС
По дисциплине «Русский язык»
Для студентов 1 курсов неязыковых специальностей
Тема № 1: Язык и его основные функции.
Цели: формирование понятий «язык», «мировой язык», предоставить вниманию студентов классификацию мировых языков, определить место русского языка в современном мире. Рассказать о видах и формах речи, письменной речи.
Основные вопросы
1. Понятие о языке. Основные функции языка.
2. Мировые языки.
3. Виды и формы речи. Письменная речь.
СРСП № 1
Задание: 1. Работа с текстом «Язык» с. 395 – 396, зад. № 5, 8, 11, 13. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.
ЯЗЫК
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
Ребенок, опуская ресницы, засыпает под монотонное журчание бабушкиной сказки. А ведь сказка – это язык.
Подросток идет в школу. Юноша шагает в университет или институт. В речах учителей, на страницах книг развертывается перед ним отраженная в слове огромная вселенная. Он узнает о том, что было сто или тысячу лет назад, что существует на экваторе или в Арктике. Этого никогда не видали (а может быть, никогда и не увидят) его глаза, но он знает, что это есть!
Он роднится с мыслями, возникшими в головах людей за века и века до его собственного рождения. В своих сочинениях, в научных работах он обращается к тем, кто будет жить спустя столетие после него. И все это возможно только благодаря языку.
Радостная или гневная, летит над просторами Родины песня. Песня – это язык.
На черной школьной доске резко белеет строгая формула математики. Это формула – тоже язык.
Я пишу книгу; разумеется, я пользуюсь при этом языком, словами.
Вы читаете то, что я написал: для этого вам тоже необходим язык… А разве можно думать без слов?
Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.
Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.
Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно «устроено», из каких частей состоит, как работает, как изменяется с течением времени, какого обращения требует с собою…
(По Л. Успенскому).
Задания к тексту: 1) прочитать текст, записать функции языка, о которых идет речь в тексте;
2) ответьте на вопросы, мотивируйте свои ответы
· Мыслима ли жизнь человека без языка?
· Возможно ли постижение мира без языка?
· Кому дано с наибольшей пользой использовать язык?
3) Переведите слова свойство, принадлежность, социальный, целостность, материализовать, динамика на казахский язык.
4) Перескажите текст «Язык».
Методические рекомендации: копии текста вклеиваются в тетрадь, задания выполняются письменно в тетради.
Форма контроля: устный и письменный ответы.
Срок предоставления работы: 1 неделя.
Тема № 2: Речь. Виды и формы речи.
Цели: формирование понятий «речь», «письменная речь», охарактеризовать особенности речи, ее видов и форм, провести параллель «язык - речь», показать их взаимосвязь, познакомить с устной речью и ее особенностями.
Основные вопросы
1. Понятие о речи. Виды и формы речи.
2. Устная речь и ее ведущие признаки.
СРСП № 2
Задание:
Чтение наизусть стихотворения о языке (устно).
Составить конспект «Закона о языках в РК»
Методические рекомендации:стихотворение должно быть на русском языке о любом языке. Контроль отбора стихотворений осуществляется преподавателем. Конспект «Закона о языках» производится путем отбора наиболее существенных статей. Беседа проводится на основании конспектов.
Форма контроля: устный и письменный ответы.
Срок предоставления работы: 1- 2 неделя.
Тема № 3: Текст как ведущая единица словесной коммуникации
Цель:дать определение понятиям текст, тема, идея текста; научить определять тему и формулировать основную идею текста, познакомить с ССЦ и видами связи предложений в тексте.
Основные вопросы
1. Текст как стройная система с особыми законами построения и развития мысли. Признаки текста.
2. Средства связи предложений в тексте (таблица).
3. Композиция текста.
4. ССЦ
5. Виды связи предложений в тексте.
СРСП № 3
Задание
1. Работа с текстом: «Исторические изменения в лексике», задание №1, стр. 430, задания № 7, 8, 9, 10, 13, стр. 432. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.
2. Работа с текстами по своей специальности: определить тему и основную мысль текста, способ связи предложений в тексте.
3.Работа с текстами по специальности: озаглавить текст, составить план, определить данную и новую информацию текста
Задание № 1.Опираясь на толковые словари русского языка, определите значение слов.
Обновление, накопление, особенность, смежность, преобладать, отчетливо, принцип, функция, разрозненный, тенденция, арсенал, оттенок, избирательность, совершенствование.
Исторические изменения в лексике
Словарь языка изменяется путем обновления лексики, накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история изменений в жизни народа, общества. Сравнивая, например, лексическую систему современного русского языка со словарем древнерусского языка, мы обнаруживаем не только количественные различия, но и более глубокие, качественные. Эти изменения нескольких типов.
Во-первых, изменения в способе называния предметов.
Раньше названия предметам давались по особенностям их формы, по материалу, по смежности с другими предметами и др. (Так, например, стакан назван по материалу. В старину они изготавливались из досок – достаканъ). С развитием языка начинает преобладать – и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее – принцип наименования предмета по его функции, назначению.
Во-вторых, изменения в родо-видовых отношениях между понятиями и их отражение в словаре.
В древнерусском языке существовали названия стол, скамья, лавка, кресло, кровать и другие обозначения видов мебели. Но самого слова мебель или какого-либо другого, которое бы объединяло все видовые названия, не было.
В русском языке вместо разрозненных наименований формируется группа слов, между которыми устанавливаются родо-видовые отношения. Тенденция к организации слов в подобные множества с одним родовым наименованием возрастает на последующих этапах развития русского языка.
В-третьих, изменение синонимических отношений между словами, увеличение синонимических рядов.
Развитие синонимии, увеличение арсенала синонимических средств – один из главных показателей совершенствования языка, его выразительных возможностей… Каждое слово синонимического ряда, называя одно и то же действие или качество, подчеркивает в нем какой-либо особый оттенок.
В-четвертых, изменение лексической сочетаемости.
С развитием языка возрастает избирательность слова в его сочетании с другими словами, тем самым усиливается идиоматичность.
(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»).
Задание № 7.Внимательно прочитайте теоретический материал, затем назовите структурные части текста.
Задание № 8.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
Задание № 9.Найдите в каждом абзаце «сцепляющие» слова, связующие предыдущий абзац с последующим, выпишите их.
Задание № 10. Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста.
Задание № 13.Выпишите из текста лингвистические термины. Опираясь на словари лингвистических терминов, объясните их значение.
Методические рекомендации:Перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. В библиотеке нужно взять толковый словарь русского языка и принести на занятие.
Задания № 2, 3 выполняются после подготовки СРС № 3, т.е. студенты подбирают два текста по своей специальности и дальнейшую работу осуществляют с этими текстами.
Форма контроля:письменный ответ
Срок предоставления работы: 2-3 неделя