Механизм искажения информации

Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Каждый человек сталкивается в жизни с тем, что переданная через кого-то информация существенно отличается от первичной. Происходит преломление сути сообщения иногда до прямо противоположно от первоначального.

Для более полного раскрытия этого феномена рассмотрим на примере поведения толпы такие факторы, как психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм.

Психологическое заражение. Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от

одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведения болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления заключаются в следующем:

• Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.

• Происходит на бессознательном уровне. • Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике. • Происходит как на уровне больших так и малых групп. • Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.

Внушение. Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с

сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится чёрным, а чёрное белым. Вот основные характеристики этого явления:

• Может быть индивидуальным или групповым. • Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.

• Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственными.

Подражание. “В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое

лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение. Такого рода действия до того распространены и настолько достоверны, что мы все в большей или меньшей степени подвержены их власти. В них есть особого рода обояние, против которого не могут устоять некоторые слабые натуры”.

Эбрар.

Основные характеристики подражания заключаются выглядят так: • Сложное динамическое свойство. • Может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации. • Может носить характер сознательного, мотивированного подражания.

Соревнование. В соревновании главным источником активности является состязательный дух,

стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование даёт возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей, а затем и превзойти самого себя. Но не для всех это оказывается посильным и приятным. Поэтому одни люди любят состязаться, а другие – нет. Одни желали бы расширить пределы своих возможностей, добиться общественного поощрения, другие же избегают этого. Всё это в той или иной степени может приводить к умышленному искажению информации. Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности..

• Свойство людей сравнивать себя с другим человеком. • Желание быть “не хуже других”. • “Не ударить в грязь лицом”. • Вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. • Может являться стимулом развития.

• Может перерасти в соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

Убеждение. Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем.

Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из- за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.

• Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.

• Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.

Три типа конформизма. Конформность – приспособляемость субъекта под индивидуальные, групповые,

социальные феномены, которые проявляются в трансформации его актов поведения, социальных установок и сказывается в разделении им тех или иных идей другого индивида, группы, общества, класса, клана. Выделяют три типа конформизма: 1. “Майский жук – Дюймовочка”. Человек искренне следует за мнением группы,

перестаёт доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить, под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверили, что она не красива, так как непохожа на жука.

2. “Защита”. В этом случае человек ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.

3. “Новое платье для короля”. В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы.

Негативные психологические установки и восприятие. Психологическая установка представляет собой положительное отношение к какому-либо человеку или объекту. Негативная психологическая установка – прямая

противоположность. Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса

непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Если установка одной стороны по отношению к другой положительна (или отрицательна), то её преимущественное восприятие скорее всего будет положительным (или отрицательным).

Участники конфликта обычно видят себя более морально устойчивыми, а иногда более одарёнными и способными, чем противная сторона.

Установки и соответствующее им восприятие имеют тенденцию к сходству у обеих сторон конфликта. Это явление известно как феномен “зеркального образа”.

Существование “зеркального образа” часто не осознаётся сторонами конфликта.

Эффекты негативных установок и восприятия.

• При наличии негативных установок и восприятия легче винить противную сторону в собственных неприятностях. Поскольку людям свойственно искать виноватых, чтобы объяснить свои проблемы, а ответ на вопрос о том, кто несёт ответственность, часто неоднозначен, те, кто вызывают неприязнь и недоверие, часто становятся объектами обвинений, а те, кто нравятся высвобождаются от обвинений. Негативные установки способствуют эскалации конфликтов.

• Когда противная сторона вызывает недоверие и её неоднозначные действия истолковываются как угрожающие. Сомнения в её лучших намерениях сильны, а вера в них слаба. Это способствует зарождению страха и эскалации защитных действий.

• Ослабление факторов, которые сдерживают возмездие в ответ на провокацию. Агрессия против стороны, которая вызывает уважение и симпатию, обычно совершается с нежеланием, даже если она явно считается виновной в неприятностях. На агрессию против стороны, которая не заслуживает уважения и симпатии, идут с готовностью.

• Мешающие общению. Людям свойственно избегать тех, к кому они настроены враждебно. По мере нарастания противоречий связи между представителями противоположных сторон ослабевают. Это способствует непониманию и умножению разногласий, а также затрудняет достижение их мирного урегулирования.

• Негативные установки и восприятия создают тенденцию к снижению эмпатии по отношению к другому. Другая сторона кажется столь чужой, что трудно поставить себя на её место. Более того, имеется ещё и простое объяснение отсутствию сочувствия: действия противной стороны рассматриваются как мотивированные злом. Отсутствие эмпатии, подобно отсутствию общения, взращивает непонимание.

• Негативные установки и восприятия формируют ожидание соперничества по принципу “всё или ничего”. Из-за этого кажется, что ориентироваться на разрешение проблемы

бесполезно. Позиции сторон становятся жёсткими, созидательное начало в них

пропадает. • Негативное восприятие доходит до крайности, другая сторона начинает представляться

демоническим врагом, а конфликт – войной света и тьмы. Мы избраны, а они “империя зла”.

Источники негативных установок и восприятия. • Своего рода самозащита, результат выгодных для себя атрибутивных искажений.

• Различие между точками зрения действующего лица и наблюдателя его действий. • Чужую голову себе не приставишь. Поэтому по мере эскалации и интенсификации конфликта каждая сторона находит всё большие свидетельств того, что он происходит

не по её вине. • Попытки одной из сторон найти рациональное объяснение собственному

эскалационному поведению могут способствовать усилению её негативного взгляда на

другую сторону, что подкрепляет её эскалационное поведение.

20. Основные функции коммуникаций.

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая сторона). Но эта передача в конечном счёте влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эимоционально-коммуникативную.

Информационно – коммуникативная функция. Раскрывается в процессах передачи и приёма информации партнерами по общению. • Не просто передаётся – принимается, но и формируется, что является важным

моментом для творческого продуктивного общения. • Выравнивание различий в исходной информированности партнёров.• • •

Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их. Выразить своё согласие или несогласие. Прийти к определённым согласованным или новым результатам.

Регулятивно – управляющая функция. Проявляется в воздействии на поведение партнёров в процессе их общения.

• Возможность регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей.

• Происходит взаимная “подстройка” действий. • Возможность оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого

зависит от индивидуальных свойств партнёров общения. Эмоционально – коммуникативная функция. Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.

• Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. • Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить своё

эмоциональное состояние. • В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных

состояний партнёров: происходит либо сближение этих состояний, либо их

поляризация, взаимное усиление или ослабление. • Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить

эмоциональную напряжённость. Аутокоммуникация.

Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определённых обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.

“Барьеры” коммуникаций.

Чаще всего разногласия и непонимание, то есть “барьеры коммуникаций, связаны не с искажением информации или её недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать своё видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя, при этом, непонимание и вынужденную защиту.

1. Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога автономия – возможность самостоятельно выбрать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия созвучны нашим целям и ценностям – мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

2. Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

3. Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

21. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий – регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде. Его причинами могут быть объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а так же природные, характеризующие явления климата, землятресений и др.

Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникнуть и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экономическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое положение в группе кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Эгостенциальные или сущностная природа кризиса.

• Проблема жизни и смерти (не могут быть решены раз и навсегда, которые решаются в течении всей жизни).

• Проблема свободы и несвободы выбора человека (если принимаем свободу, то и отвечаем за неё).

• Проблема изоляции или одиночества.(осознание, что две души не могут быть вместе, как одна; нам хочется быть с близкими людьми, но они требуют времени и ограничений).

• Проблема близости с людами.• Проблема смысла жизни.

Регулирование. Регулирование – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние

институциональных образований экономической системы, проще говоря, это частичное или временное решение конфликта.

Вот некоторые признаки регулируемого выхода из кризиса. • Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это

преобразования в области отношений найма. Это и определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия. Это и выявление того, происходит ли заметное изменение образа жизни, нарушения или изменения в сфере материального потребления и какое влияние это может оказать на отношения найма и организацию производства.

• Поиск условий распространения инноваций. • Определение различий между локальными и глобальными изменениями. • Установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений.

Здесь важно ответить на следующие вопросы. Насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования в логическом и социально-политическом плане? Каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне?

• Организационно-структурные новшества. Речь здесь идёт об укреплении административного механизма. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций по тому, насколько её последствия отражаются на их повседневной жизни.

Разрешение. Устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно достигаемое

с помощью соглашения сторон: • что сделать с конфликтом; • соглашения сторон.

Существующие препятствия или нежелание выходить из конфликта: • Один из участников конфликта принял решение о разрыве отношений. • Конфликт выгоден сторонам или кому-нибудь из участников (снятие с себя

обязательств).

Управление.

Иногда потенциальные выгоды от вступления в конфликт не стоят затрат. Вступив в конфликт, как правило, каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения, достигнута её цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными и дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т. е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Предотвращение.

• Главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.

• Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.

• Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. Нужно прежде всего избавиться от внутреннего беспокойства или волнения.

• Чтобы легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих.

• Одним из эффективных приёмов предупреждения конфликта является их запрещение на работе

• Лучшим средством предупреждения конфликта на производстве является чёткая организация труда.

Функциональные последствия конфликтов.

• Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

• Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут

использовать его в будущем. • Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными

разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать своё

мнение, отличное от мнения старшего по должности. • Улучшаются отношения между людьми.

• Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.

Дисфункциональные последствия конфликтов. • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

• Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. • Представление о противоположной стороне как о “враге”, о своей позиции – как об

исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. • Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной,

препятствующее решению производственных задач. • Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. • Чувство обиды, неудовлетворённости, плохое настроение, текучесть кадров.

Наши рекомендации