Тема 2. Общая характеристика имиджа. Типы имиджей

Имидж как комплексное понятие. Семантика понятия имидж. Приоритетные функции имиджа. Три подхода к имиджу: функциональный, сопоставительный, контекстный. Варианты имиджа, присущие функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный множественный. Отрицательный имидж. Закрытый имидж. Индивидуальный имидж. Профессиональный имидж.

Тема 3. Имидж в системе социальной коммуникации

Имидж как инструмент общения в социальной среде. Взаимосвязь менталитета и имиджа. Многоканальность воздействия как необходимое условие формирования позитивного имиджа. Каналы коммуникации, участвующие в процессе построения имиджа. Визуальное сообщение как лидер по эффективности воздействия на аудиторию. Роль средств массовой информации в формировании имиджа. Лидеры мнений и их роль в процессе «горизонтального» распространения информации.

Тема 4. Построение имиджа

Процесс построения имиджа как культивирование необходимой реакции на объект. Зависимость имиджа от конкретного исторического периода. Учет общественного мнения при построении имиджа. Треугольник имиджа: реальный, идеальный и созданный образы. Четырехтактная модель (алгоритм) формирования имиджа: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, конструирование образа, перевод модели в реальность. Зависимость формируемого имиджа от характеристик аудитории: пола, возраста, религии, национальности и т.д. «Атмосфера» места.

Тема 5.Управление имиджем

Процесс управления имиджем как интенсивное введение информации с прогнозируемой реакцией на нее. Факторы, влияющие на процесс управления имиджем: требования канала коммуникации, требования аудитории, требования задачи, возможности объекта. Системный характер введения имиджа в массовое сознание. Эмоциональная и рациональная составляющие. Четыре подхода к процессу построения и управления имиджем: маркетинговый, социологический, ситуативный, коммуникативный.

Технология формирования имиджа личности. Стадии процесса консультирования по формированию имиджа: установление контакта; техника наблюдения; активное слушание; техника вопросов. Эскиз имиджа. Групповое и индивидуальное имиджирование. Телесно-ориентированное имиджирование. Личностно-центрированное (глубинное) имиджирование.

Тема 6. Приемы, используемые при построении имиджа (инструментарий имиджелогии)

Позиционирование как основная стратегия. Структура позиционирования (трансформация, утрировка, перевод). Манипулирование. Два уровня воздействия при манипулировании: скрытый и явный. Мифологизация. Типология мифологических образов. Основные черты мифологизации. Вербализация и визуализация. НЛП. Подача противоречивых сигналов. Детализация и акцентирование.

Тема 7. Имиджи личности в разных контекстах реализации

Деловой имидж. Понятие делового имиджа принципы построения и формы его выражения. Габитарная, средовая, кинетическая и вербальная составляющие имиджа Личностный и профессиональный имидж. Имидж деловой женщины. Имидж делового мужчины.

Понятие политического имиджа. Цели, задачи и пути построения имиджа политического лидера. Политический имидж и мифология. Специфика работы имиджмейкера при построении политического имиджа.

Цели, задачи и средства построения имиджа в шоу-бизнесе. Особенности имиджа поп-звезды: ориентация на потребности зрителя, стертость лишней информации, яркость вводимого образа. Зрелищность имиджа поп-звезды как необходимое условие выхода на массовую аудиторию. Использование слухов и скандалов в формировании имиджа. Роль средств массовой информации при формировании имиджа в шоу-бизнесе.

Тема 8. Имидж фирмы

Цели, задачи и принципы формирования имиджа фирмы. Имидж и репутация. Имидж и цена. Мастер-план создания имиджа. Фундамент имиджа: положение о целях бизнеса, основанное на принципах; определение долгосрочных задач; стандарты. Факторы формирования внешнего имиджа: качество продукта; осязаемый имидж (5 чувств); реклама; общественная деятельность; связи с инвесторами, отношение персонала к работе и его внешний вид. Факторы внутреннего имиджа: финансовое планирование; кадровая политика; ориентация и тренинги сотрудников; программа поощрения. Организационная культура как основа внутреннего имиджа. Неосязаемый имидж (самоимидж). Эмоциональные связи как основной ингредиент при формировании имиджа.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)

№ п/п Названия тем Всего часов Аудиторная работа Самост. работа
Лекции Семинары
4 семестр – 100 часов
Имиджелогия как наука и учебная дисциплина. Профессия «имиджмейкер»
Общая характеристика имиджа. Типы имиджей  
Имидж в системе социальной коммуникации
Построение имиджа  
Управление имиджем  
Приемы, используемые при построении имиджа (инструментарий имиджелогии)  
Имиджи личности в разных контекстах реализации
Имидж фирмы
  Зачёт        
  Итого по дисциплине:

(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ п/п Названия тем Всего часов Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары
8 семестр – 100 часов
Имиджелогия как наука и учебная дисциплина. Профессия «имиджмейкер»
Общая характеристика имиджа. Типы имиджей  
Имидж в системе социальной коммуникации
Построение имиджа  
Управление имиджем  
Приемы, используемые при построении имиджа (инструментарий имиджелогии)  
Имиджи личности в разных контекстах реализации
Имидж фирмы
  Зачёт        
  Итого по дисциплине:

(заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ п/п Названия тем Всего часов Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары
Имиджелогия как наука и учебная дисциплина. Профессия «имиджмейкер»  
Общая характеристика имиджа. Типы имиджей  
Имидж в системе социальной коммуникации  
Построение имиджа  
Управление имиджем  
Приемы, используемые при построении имиджа (инструментарий имиджелогии)    
Имиджи личности в разных контекстах реализации  
  Имидж фирмы
  Зачёт        
  Итого по дисциплине:

IV. перечень СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Номер темы дисциплины Тема семинарского занятия Кол-во часов
Тема 1 Имиджелогия как наука и учебная дисциплина. Профессия «имиджмейкер» 6 часа
Тема 3 Имидж в системе социальной коммуникации 4 часа
Тема 7 Имиджи личности в разных контекстах реализации 6 часа
Тема 8 Имидж фирмы 6 часа

V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 2003

2. Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы: учеб. пособие. Екатеринбург, 2004.

3. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М., 2006.

  1. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПб., 2000.
  2. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001.
  3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2005.
  4. Шепель В.М. Имиджелогия. М., 2004.

Дополнительная:

1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие. Новосибирск, 2003.

2. Бельских И.Е. Имидж компании как образ национальной экономики // ЭКО. – 2006. N 10, с.161-169.

3. Власова Е., Нефедова И. Я и мой имидж. М., 2004.

4. Гордина И. Имидж организации как объект управления // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. М., 2007. N 1, с.38-42.

5. Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя. Новосибирск, 2000.

6. Ивлева Э.К. Имидж и управление: (Рабочая кн. руководителя). Новосибирск, 2001.

7. Кошмаров А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента. Психология как система направлений / Ежегодник Российского психологического общества, т. 9, вып. 2. М., 2002.

8. Морган Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития: пер. с англ. М., 2006.

9. Мухамедьяров Р.А. Формирование имиджа образовательного учреждения культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. N 3, с.52-57.

10. Никонова А.А. Имидж как объект управления // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. N 10, с.63-65.

11. Петрова Е.А. Психология имиджа: наука или искусство? М., 2003.

12. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер как профессия // Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000. №3, с.47-67.

13. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. М., 2002. N 2, с.37-41.

14. Сальникова Л.С. Имидж и репутация: символы или реальность? // Филос. науки. 2007. N 3, с.130-140.

15. Секерин В. Использование экологических образов для формирования имиджа компаний // Маркетинг. 2007. N 5, с.73-79.

16. Сорина Е.А. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения (Одежда плюс психология). М., 2005.

Периодические издания (журналы):

1. Эксперт.

2. Деловые люди.

3. Формула карьеры – менеджер.

4. Предпринимательство.

5. Профессиональное тестирование.

6. Шеф (the CHIEF tm).

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации