Проведение аварийно-спасательных операций на судне
Шлюпочная тревога.
· Весь экипаж должен ознакомиться со своими обязанностями по тревогам сразу после прибытия на борт судна.
· Каждый член экипажа должен быть обеспечен отдельной дополнительной карточкой, которая должна показать в деталях специальные обязанности.
· Весь экипаж должны быть проинструктирован об их особых обязанностяхи в соответствии с обстоятельствами.
Сигнал тревоги.
Общесудовая :Семь (7) коротких звуков (или более), а затем один (1) продолжительный звук подаваемых тифоном ти общесудовой сигнализацией. После подачи сигнала делается объявление по общесудовой транслации о виде тревоги.
Шлюпочная тревога означает не покидание судна, а прибытие к месту сбора со спасательными жилетами и термокостюмами и другим дополнительным снабжением согласно расписания по тревогам.
Машинное отделение.
Остановить главный двигатель и поставить телеграф в положение «Отбой».
Оставление судна.
Только после получения команды капитана «Покинуть судно».
Процедуры оставления судна.
Судно считается «лучшей шлюпкой для спасения жизни », так как оно обеспено всеми системами жизнеобеспечения, любое решение отказаться от него следует воспринимать легкомысленно.
Если судно после столкновения, пожара, взрыва, выброса токсичных веществ или опрокидывания, или по любой причине, оказывается опасным для жизни экипажа, то следует его покинуть.
Перед покиданием судна находящиеся на борту ответсвенные лица будут обязаны обеспечить соблюдение мер безопасности. Все производимые операции следует немедленно прекратить.Электропитание должно быть отключено и изолировано, все рабочие механизмы должны быть остановлены. По врзможности необходимо стравить давление пара из систем.
При получении сигнала шлюпочной тревоги экипаж должен проследовать к месту сбора, если не поставлены другие задачи. Например эвакуация с помощью вертолёта.Защитная одежда выбирается св зависимости от обстоятельств. Но в любом случае спасательные жилеты должны быть надеты поверх одежды, за исключением гидротермокостюмов с положительной плавучестью.
Если время позволяет, дополнительные элементы безопасности должны быть собраны в шлюпки до покидания судна.
Эти элементы могут включать:
· Аварийный радиобуй (АРБ).
· Маяк ответчик (РЛО).
· УКВ радиотелефы ГМССБ.
· Гидротермиокостюмы.
· Дополнительную питьевую воду и продовольствие.
· Запасные одеяла.
· Спасательные пояса или спасательнымые жилеты.
· Предметы медицинского назначения.
· Рации.
Команда «Покинуть судно» передается усто. Персонал в шлюпках должн находится на штатных местах. Необходимо оказать медицинскую помощь пострадавшим, если они имеются и перенести их в спасательные средства.
Обязанности командира шлюпки.
Перед посадкой в шлюпки:
· Проверить правильность надевания спасательных жилетов и что они надежно закреплены.
· Убедится, что все члены экипажа и пассажиры на месте сбора, правильно одеты по погоде, и имеют дополнительное водонепроницаемая верхнее покрытие.
· Осмотреть шлюпки до начала спуска на воду.
· Убедится, что место спуска шлюпки на воду не имеет каких-бы то ни было препятсвий или плавающих людей.
· Убедится, что все спасательных шлюпок и плоты готовы к безопасному спуску и не представляют опасности для эктпажа.
Процедура спуска шлюпок с помощью шлюпбалок.
Шлюпбалки работают по принципу сбрасывания шлюпки от собственного веса. Конструкция шлюпбалки включает в себя устройства безопасности, как правило, предохранители на спусковых устройствах. При спуспке шлюпки необходимо убедиться, что предохранители убраны, прежде чем приступить к спуску.
Конструкция шлюпбалки по требованию СОЛАС позволяет спуситить шлюпку при крене 20°. Большинство систем оснащены фалинями, удерживающими шлюпку радом с местом посадки.
Опасность при спуске шлюпки на воду:
После того как шлюпка опустится на поверхность воды, следует с особой осторожностью отсоединить гаки,чтобы избежать травмы от удара блоком.
Рулевой должен убедиться что :
· Электрический кабель отсоединён.
· Сливные пробки в шлюпке закрыты.
· Стяжки убраны.
· Предохранители убраны.
· Экипаж находится на штатных местах.
· Пристяжные ремни затянуты и не имеют слабины.
· Клапан сброса давления внутри шлюпки в рабочем состоянии.
· Фалини разнесены и не имеют избыточной слабины.
Подробную информацию о типе шлюпки и процедуре спуска можно найти в
судовой папке «Программа выживания и тренировки согласно требований СОЛАС»".
ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ.
Общия определения.
Любое событие, которое угрожает безопасности человеческой жизни или безопасности судна или происшествие, котороу может привести к загрязнению окружающей среды. классифицируется как чрезвычайная ситуация.
Четкое представление о правильной процедуре борьбы с пожаром является основной задачей данного учебного пособия .
Открытый огонь.
Большинство пожаров может быть потушено в самом начеле с помощью огнетушителя или другого устройства. Член экипажа, обнаруживший очаг возгорания, при условии, что нет риска быть подверженным воздействию огня и дыма, должен начать борьбу с пожаром, предварительно активировав сигнал тревоги.
Важнейшим действием для предупреждения распространения огня и дыма, является закрытие дверей и вентиляционных отверстий. Открыв дверь, можно вызвать повторное возгорание и часто невозможно опять закрыть дверь из-за воздействия пламени. Открытие дверей в помещении возгорания допускается в случае поиска пострадавших и для борьбы с огнем. Если помещение считается незанятым, или если дверь горячая, гораздо безопаснее держать его закрытым, пока аварийная партия приступит к тушению.
Рис.1. Определение возгорания внутри помещения: переборка горячая на ощупь, краска вспучивается и отшелушевается, дым поступает через щели.