Телестудия и ее оснащение
Телевизионный центр является сложным комплексом устройств для подготовки и передачи программ телевизионного вещания посредством радиоволн или кабелей на телеприемники. Телецентры обычно бывают программными и передающими, предназначенными для ретрансляции. Оба типа телецентров действуют совместно.
Телецентр – первое звено телевизионной передающей сети, в котором создаются телевизионные программы. Основа технической базы телецентра – аппаратно - студийный блок. В него входят телевизионные студии с соответствующими техническими аппаратными, оборудование для передачи по телевидению кинофильмов и для записи и воспроизведения сигналов телевизионных программ на магнитную ленту, аппаратура для включения в текущую передачу программ, поступающих от других телецентров по междугородным линиям связи, и для передачи своих программ на другие телецентры.
Телевизионная студия представляет собой звукоизолированное помещение площадью от нескольких десятков до тысяч квадратных метров. Для создания требуемых акустических характеристик звучания стены и потолок студии покрывают звукопоглощающими материалами. Студия оснащается системой освещения с программным управлением, обеспечивающим быстрое воспроизведение режимов освещения, найденных во время репетиций. Для отвода тепла, выделяемого осветительными приборами, студию оборудуют системой принудительной вентиляции с кондиционированием воздуха.
Рядом со студией располагается режиссёрская аппаратная с рабочими местами режиссёра и звукооператора. Её отделяют от студии звуконепроницаемым стеклом, через которое режиссёр видит, что происходит в студии, и, пользуясь внутренней связью, руководит работой ассистентов режиссёра и операторов телекамер. Одновременно он наблюдает на экранах телевизоров изображения с работающих телекамер и переключает камеры в соответствии со сценарием передачи. Основу технического оснащения режиссерской аппаратной составляют видеомикшеры. Такие устройства бывают трех видов: микшеры прямого эфира, монтажные видеомикшеры, выходные эфирные видеомикшеры.
В студии и аппаратных находится также оборудование для получения сигналов звукового сопровождения телевизионного изображения.
Обычно передачи из студии дополняются показом изображений различных фотографий, надписей и сюжетов, заранее снятых на киноплёнку или записанных на магнитную ленту. Такие технические возможности широко используются при передаче новостей, в научно - познавательных и иных передачах. Рядом с телевизионной студией расположены артистические комнаты, гримерные, костюмерные, живописные мастерские и другие вспомогательные службы, необходимые для подготовки актёров и декораций
к передачам.
Оборудование для передачи кинофильмов размещается в телекиноаппаратных комнатах. Телекинопередатчики сопрягаются с телекамерой оптически. Движение киноплёнки в них синхронно и синфазно движению электронного луча в передающей камере. Оборудование для записи и воспроизведения сигналов изображения размещается в видеомагнитофонной аппаратной. Число телекиноаппаратных и видеомагнитофонных аппаратных и количество оборудования в них зависят от объёма вещания конкретного телецентра. Обычно на телецентре устанавливают не менее трёх комплектов оборудования: два - для непрерывной демонстрации фильмов или записей, третий - резервный. В составе современного телецентра имеется оборудование для проведения собственно киносъёмок. Такие киносъёмки необходимы в первую очередь для подготовки различных хроникальных передач, например последних известий. В крупных телецентрах производятся также киносъёмка художественных фильмов и тиражирование копий для обмена кинопрограммами с другими телецентрами. Для хранения кинофильмов и магнитных записей имеются специальные фильмотеки и хранилища.
В составе телецентра имеются также помещения для редакторского и режиссёрского персонала и других специалистов, занимающихся составлением программ, подготовкой и осуществлением их передач.
Телецентр располагает и мобильными телестанциями, которые используются для проведения внестудийных передач. На студийных передачах камеры обычно находятся на больших расстояниях от объекта и не могут передвигаться. Поэтому для передачи изображения различными планами камеры снабжают набором объективов с различными фокусными расстояниями (от 30 - 50 мм до 1 м и более), а для создания эффекта «наезда» камеры - также объективами с переменным фокусным расстоянием.
Передающая станция - конечное звено телевизионной передающей сети, обеспечивающее передачу сигналов изображения и звукового сопровождения в виде радиоволн, распространяющихся над поверхностью Земли. В состав передающей телестанции входят телевизионные передатчики, соединенные с мощными источниками питания через фидеры, с передающей антенной и контрольно - измерительной аппаратурой.
Режиссерский или микшерный пульт современной студии включает в себя видеомикшеры – специальные устройства, позволяющие производить видеомонтаж теле - и видеопрограмм.
Вопросы для повторения к пятой теме
1. Развитие телевизионной техники.
2. Современная телевизионная техника.
3. Передающая телевизионная камера, видеокамера.
4. Видеомагнитофон.
5. Видеокассеты и видеодиски.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в фотолитографию. – М.: Энергия, 1977. – 400 с.
2. Головко С. Оцифрованная светопись // Журналист. – 2002. – №1. –
С. 90 - 93.
3. Издательства в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития учебного и научного книгоиздания в высшей школе и его нормативно - правовое регулирование. – М.: СПб.: Логос, МГУП, 1999. – 188 с.
4. Кроков В. Цифровая фотография наступает // Журналист. – 2000. – №1. – С. 52 - 53.
5. Лазаренко Э.Т. Фотохимическое формирование печатных форм. – Львов, 1984. – 154 с.
6. Лебедев Т.Ю. Корпоративная коммуникация по ИНТЕРНЕТУ
// Искусство обольщения: паблик рилейшнз по - французски. – М.: МГУ, 1996. – С.105 - 116.
7. Лени Г. Баретт Дж. Настольные издательские системы. – М.: Радио и связь, 1993. – 317с.
8. Листовые офсетные машины в газетном производстве // Журналист. – 2001. – №8. – С.68 - 69.
9. Лухов В.А. Электронная доставка документов. – М.: ИНИОН РАН, 1999. – 132 с.
10. Макклур Э. Вентура: Издательский пакет программ: Справочник. – М.: Радио и связь, 1993. – 190 с.
11. Мемировский Е.Л. Изобретение Иоанна Гуттенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. – М.: Наука, 2000.
12. Мильчин А.Э Издательский словарь справочник. – М.: Юрист, 1998. – 472 с.
13.Настольные издательские системы // Журналист. – 2001. – №2. –
С. 66 - 67.
14. Пикок Дж. Издательское дело: Пер. с англ. – МЭКО. – М.: 1998. – 400 с.
15. Сеньковский В.Н. Автоматизация фотонаборных процессов.– Львов, 1987. – 140 с.
16. Словарь издательских терминов. – М.: Книга, 1983. – 207 с.
17. Стандарты по издательскому делу. – М.: Юрист, 1998. – 376 с.
18. Филин В. Современная типография // Журналист. – 2001. – №10. – С. 76 - 77.
19. Он же. Фотопленки в полиграфии //Журналист. – 2001. – №11. – С.80 - 81.
20. Он же. Цифровые процессы на полиграфическом предприятии
// Журналист. – 2001. – №7. – С.74 - 75.
21. Шафрин Ю.А. Информационные технологии в 2 - х частях. Ч.1. Основы информатики и информационных технологий. – М.: АБЗ, 1999. – 320 с.
22. Шкаев А.В. Настольные издательские системы: Справочник. – М.: Радио и связь, 1994. – 229.
23. Эволюция информационной инфраструктуры общества в индустрии книг и СМИ // Человек и город. Т.1. – М.: МГВПКОКС, 2000.