Символы, обряды, мифы и легенды в компании
Символический блок культуры включает в себя обряды, символы, мифы, легенды, героических личностей организации, которые в достаточно образной и лаконичной форме отражают наиболее сильные, значимые стороны культуры компании и ее важнейшие ориентиры.
133
Организационные обрядыявляются основой внутренних коммуникаций компании, призванных создавать яркое и притягательное поле взаимодействия единомышленников, связанных особыми тайнами и знаниями. Основу этих знаний составляет внут-риорганизационное представление об идеальном мироустройстве. В это понятие компания вкладывает и визуальную организацию пространства, территории компании, и соответствующую символическую атрибутику: особая форменная одежда, эмблемы, гербы, знаки и значки, символические цвета, музыкальные и звуковые атрибуты (гимны, «речевки», мелодии).
Виды организационных обрядов приведены в табл. 2.6.1.
Таблица 2.6.1
Назначение этих обрядов — не только закрепление желатель- ! ных моделей поведения, демонстрация сплоченности и верности, успехов и достижений, но и создание уникальной атмосфе- I ры неповторимости, делающей пребывание в организации привлекательным и желанным для сотрудников.
Так, в компании ИКЕА на корпоративном уровне отмечаются Но-вый год и День солнечного солнцестояния, который широко празднуется в Швеции, на родине основателя компании.
Во многих российских сетях («Азбука вкуса», «Спортмастер» и др.) при- 1 нято отмечать дни рождения супермаркетов.
Корпоративная культура компании «Спортмастер» эволюционировала вместе с самой фирмой — по мере укрупнения сети все больше
134
мим мания уделялось организационной структуре управления, властной
■ Груктуре, системе контроля. Тем не менее нашлось место и старым
Гри шциям — так в день рождения коммерческого директора каждый
Ютрудник получает фрукты, пирожное и бокал шампанского.
На этапе вхождения работника в коллектив важно донести до 001 рудников компании, что именно они являются носителями этой i ультуры. Для этого многие фирмы практикуют тактику «погруже-iiii i ■ сотрудников в корпоративную культуру компании.
II компании «Спортмастер» знакомство с компанией начинается с корпоративного кодекса, со знакомства с руководством компании. Сотрудни-i И вновь открывающихся в городах России магазинов этой компании i имандируются на месяц в Москву для обучения в тренинг-центре.
И сети «Седьмой континент» разработана и опубликована «Книга Новичка», которая содержит необходимую информацию о компании,
■ | истории, философии, корпоративных принципах и правилах; в сети
' упсрмаркетов «Азбука вкуса» существует традиция: каждые три ме-
| |цв для новых сотрудников проводится чаепитие с генеральным ди
ректором, где в неформальной обстановке новички могут поделиться
первыми впечатлениями от работы в компании и получить ответы на
интересующие их вопросы непосредственно от генерального директора.
Символы и логотипы
Символ — это объект, действие или событие, отражающие суть культуры данной компании и несущие в себе значение важнейших ценностей.
Весьма популярный пример символа, выражающего заботу о благе и ин-ирссах клиентов и подчеркивающего гостеприимство и дружеское распо-Южение к ним, заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве, — ваза | яблоками, поставленная в приемной знаменитой американской рекламной компании Лео Барнета. Тем самым посетителям как бы говорится: «Мы рады тому, что вы пришли; пока вы ждете — съешьте яблоко или возьмите •го с собой, когда будете уходить, и скорее возвращайтесь обратно».
Трехконечная звезда фирмы «Mercedes* трактуется как ее господ-i жующее положение в воздухе, на воде и на земле.
Подтверждая свою приверженность политике открытых дверей, Б. Арнольд, президент компании Nashvilles Centennial Medical Center, снял с пе-iель дверь своего кабинета и подвесил ее в холле, чтобы все работники видели, что в компании действительно реализуется принцип открытости.
Systems Inc. разработала и внедрила символ красных пуговиц, которые должны были носить работники, не соблюдавшие график выполнения подавленных задач по выпуску компьютеров, но работа которых имела существенное значение для существования компании. Красные пуговицы сим-
ственное значение для существования компании. Красные пуговицы символизировали серьезность ситуации, и считалось, что все работники компании станут оказывать помощь тем людям, которые носят эти пуговицы. Многоаслектность деятельности и ответственность компании перед потребителями подчеркивается в новом логотипе компании «Юнилевер».
«Люди не так много знают о Юнилевере, и, как правило, продукция компании у них не ассоциируются с ее названием. Для многих людей мы "невидимы". Большинство не знает, что мы из себя представляем, нас воспринимают как одну из многих международных корпораций. Новый логотип — это преодоление прежних стереотипов, это выражение истинной философии. Цель компании — Придать Жизни Энергию. Может это и звучит амбициозно, но эта философия всегда была основой нашего бизнеса. Сейчас мы хотим сделать ее более понятной для всех. И мы верим, что движемся в правильном направлении»1.
Рассмотоим логотип компании подообнее.
Ложка — символ питания, дегустации и приготовления пищи. Котел с ароматной едой символизирует готовое блюдо, горячие напитки или супы.
Приправы и ароматизаторы, изображенные в виде перца чили, добавляют остроту и разнообразие вкусовым ощущениям. Рыба символизирует пищу, море или чистую воду. Искра символизирует чистоту, здоровье и заряд энергии. Птица—символ свободы, освобождения от дневных забот и получения удовольствия от жизни.
Знак цикличности символизирует последовательность и постоянство при ведении бизнеса.
Губы символизируют красоту, хороший внешний вид и вкус. Мороженое — это символ угощения, удовольствия и наслаждения. Чай символизирует растение или экстракт растения. Кроме того, это символ ведения хозяйства и выращивания растений. Частицы — знак, символизирующий экспериментальную науку, пузырьки и шипение.
Замороженные частицы: растение — символ свежести, снежинка представляет процесс замораживания; замороженные частицы —это знак трансформации.
Волна символизирует продукты личной гигиены и моющие средства, которые дарят людям чистоту, свежесть и энергию. Капли воды символизируют чистую воду и чистоту. Контейнер символизирует упаковку — баночку с кремом, представляющую продукт личной гигиены.
Рубашка символизирует свежевыстиранное белье и опрятный внешний вид. Сердце — символ любви, заботы и здоровья.
ТТдоня п «Юнилрмчт»
Мы, друзья, единая команда, И не раз готовы повторить, Хватит нам уменья и таланта, Чтобы людям праздник подарит] Чтобы в каждом доме полной ча] Счастье и добро и детский смех. Это стало частью жизни нашей. Пусть всегда сопутствует успех. Припев:
Запад или Юг, Восток или Север, Знаменит повсюду «Юнилевер», Потому, что «Юнилевер» — это Времени особая примета!
Говорим: «Сомнения оставьте! И на жизнь глядите веселей, Вы в нее энергии добавьте, Сразу станет мир вокруг светлей!» й, Дорожим не зря торговой маркой, Ведь успех зависит от труда. Человек рожден для жизни яркой, В этом мы уверены всегда! Припев:
137
Компания General Electric разработала восемь принципов — Кодекв поведения, определяющий стремление к обновлению и защите кор поративной репутации1:
В России, наверное, нет такого человека, который не знал бы фирменв ного знака кондитерского концерна «Бабаевский» — дом. Ранее этот дом принадлежал основателю фабрики А.И. Абрикосову, на сегодняшний день,! когда ОАО является концерном, знак приобрел новый смысл: дом I значит общность, целостность, семья.
Девиз компании: «Два века качества!».
В 1993 г. корпорация Samsung Electronics с целью восприятия ее ми! ровой общественностью разработала новый корпоративный логотип! голубой цвет, олицетворяющий надежность и прочность, излучает доби
1 www.ge.com. 138
и доверие; название компании написано по-английски — так его
прочесть и запомнить; эллипс выражает основную идею посто-
110 развития и поступательного движения корпорации, а также
им ионизирует нашу планету, продвигающуюся в пространстве, пере-
i и новые этапы развития.
Первая буква S и последняя С, частично выходя за рамки эллипса,
чают связь внутренней сущности корпорации с окружающей сре-
liitl и демонстрируют ее стремление слиться в единое целое с окружа-
.... м миром и служить мировому сообществу.
( ной корпоративный стиль компания Life's Good (LG) раскрывает чередующий логотип: литеры L и (У, вписанные в круг, символизируют иную, будущее, юность, гуманизм и технологию, подчеркивая гума-ИИ1 шческую направленность философии компании, а также семейность ' ношений с клиентами во всем мире. Ноютип состоит из двух частей: серого литера LG и лицеобразного ■ импола LG в корпоративном красном цвете. Красный цвет подчер-I ипает, с одной стороны, дружелюбие, а с другой — стремление ком-Нммии LG к прекрасному.
Геральдика в компании
1'оссийская компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» разработала свой Прб, обосновав его необходимость тем, что компания, приходящая на рынок всерьез и надолго, обязана иметь определенные корпоративные I им полы помимо обязательной торговой марки, отражающие Цель, Миссию и Принципы ее деятельности.
Щит пересечен справа. Пересечение образовано двумя точильными камнями, наложенными друг на друга в виде шестиступенчатой ле-
139
стницы (2 и 6 — астрологические числа). Каменная лестница— атрибут любого строения (недвижимости) — сама по себе символизирует постепенность (стабильность) подъема. Точильный камень — «Стачивая, он стирается сам» — означает, что каждая победа чего-то стоит компании.
Лебедь под лавром — символ осторожности в сочетании со своевременными средствами. Лебедь предусмотрительно укрывается под лавром — деревом, которое редко поражается молнией и которое одновременно является символом признания и процветания.
Голова лошади, взнузданная уздечкой с двумя эмблемами агентстпа «Миэль», — Москва под упряжью этого агентства.
Шлемы символизируют единство руководства и коллектива агентства «Миэль»: слева — турнирный шлем руководителя, справа — турнирный шлем коллектива со стилизованными решетинами под эмблему агентства «Миэль».
Клейнод: два крыла дракона (герб Москвы), обложенные шестью золотыми византинами, обремененными эмблемами агентства «Миэль» (по три на каждом), что символизирует три филиала агентства «Миэль» в Москве.
Девиз: Robur теит — subsidium vestmm, что в переводе с латинского означает «Моя сила — ваша опора».
Кодекс одежды в компании
Символика компании нередко подразумевает введение дресс-кода для сотрудников, т.е. в основном выбор между строгой одеждой и одеждой свободного стиля. При этом в понятие строгой одежды входит: у женщин — белая блузка, темная юбка, отсутствие декольте, колготки (независимо от времени года); у мужчин — светлая сорочка, костюм, галстук, ботинки. Не приветствуется обилие украшений и косметики у женщин. Такой деловой стиль, как правило, характерен для иерархических культур государственных учреждений, банков, офисных подразделений компаний различной направленности. Свободный стиль предполагает большее разнообразие в одежде при соблюдении тех же требований чистоты и презентабельности внешнего вида сотрудника. Многие компании придерживаются так называемого смешанного стиля: с понедельника по четверг — ношение деловой одежды, а пятница — «джинсовый день».
Для ряда сфер деятельности кодекс одежды подразумевает наличие собственной профессиональной спецодежды: фирменная одежда для линейных сотрудников розничных торговых сетей, гостиниц, ресторанов и т.д. Однако введение дресс-кода для сотрудников центрального офиса остается на усмотрении руководителей.
140
Например, в российском офисе ИКЕА наиболее популярен по-
■ манный стиль одежды, но если кто-то привык ходить на работу
in поме и галстуке, его никто не будет заставлять менять свои при-
м В компании «Комус», напротив, приветствуется деловой стиль
Цы.
< i ремясь к введению униформы, руководство компании пре-■ и цует две цели: 1) внешняя — декларирование корпоративных | мидартов как символа порядка и надежности для выработки по-ф( пительской лояльности; 2) внутренняя, дисциплинарная — по-i inчение выражения индивидуальности работником в соответ-I мши с неким допустимым уровнем, регламентированным его • mi усом. Униформа должна отвечать требованиям современной ИОДЫ, соответствовать неким общепринятым эстетическим нормам, должна быть практичной и недорогой.
Наиболее жесткие требования к униформе продавца предъяв-i потея в компаниях, в которых внешний вид работников дол-м и соответствовать специфике представленных товаров— например, в бутиках, парфюмерных и ювелирных магазинах, где предлагаются товары высокой ценовой категории. На пошив форменной одежды в компаниях, работающих в высоком ценовом сегменте и связанных с торговлей элитными товарами, вы-и'ниются большие средства.
Западные компании, развивающие свой бизнес в России, как правило, используют единые для всей сети модели униформы. [ля российских отделений применяются лекала моделей одеж-ЦЫ, разработанные и протестированные в европейских подразбиениях компании, а заказы на пошив размещаются на российских предприятиях. Нередко требуется доработка предложенных моделей или разработка принципиально новых, что увеличивает стоимость костюма в 2—3 раза по сравнению с базовыми мо-лслями, разработанными самими производителями.
Так, в компании Ives Rocher комплект одежды продавца стоит око-к) 120 долл. Нетрудно подсчитать расходы компании, если учесть, что и Москве открыт 21 магазин Ives Rocher, в Петербурге — 7 и по одному магазину в Хабаровске и Мурманске, а в среднем в магазине рабо-1иют 7—10 продавцов-консультантов. Одежда на всю российскую сеть магазинов этой компании изготавливается централизованно в Моск-ве. Срок изнашиваемости формы — 1,5 года. У каждого продавца имеется два комплекта одежды, причем содержать их в чистоте обязан сам сотрудник. Фирменная символика не наносится. Модели разрабатываются во Франции. Со времени выхода Ives Rocher на российский рынок сменилось пять модификаций моделей униформы.
141