Оперативно-розыскные мероприятия
Виды, сущность и назначение оперативно-розыскных
Мероприятий
Там, где начинается ОРД, там кончается сфера
социалистической законности…, это параллельная
процессу деятельность не может использоваться
в доказывании, оперативно-розыскные мероприятия
являются, по сути дела, разрешенным законом
суррогатом следственных действий.
Опубликованные суждения отдельных
ученых советского периода
Федеральный закон при определении оперативно-розыскной деятельности указывает, что она осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Из этого нетрудно понять, что ОРМ – это основная центральная часть (подсистема) оперативно-розыскной деятельности как сложной системы. В отдельной норме закона дан перечень оперативно-розыскных мероприятий. Он выглядит следующим образом (ст. 6 Закона об ОРД):
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Указанные ОРМ, образно говоря, – движущая сила, механизм ОРД. И, давая характеристику ОРД, чаще всего подвергают анализу именно ОРМ. Например, обеспечение законности в ОРД – это прежде всего строгое следование правовым основаниям и условиям проведения ОРМ, получение юридически значимой оперативно-розыскной информации – это результат технологии ОРМ и т. д. Как показывают исторические источники, эволюция понимания оперативно-розыскной деятельности исходила, прежде всего, из сути поисковой деятельностной специальных органов: «сыскать допряма», «гонение следа», «производить первоначальные изыскания», «меры полицейского изыскания», «осуществлять сыск» и т. д. В предшествующем уголовно-процессуальном законодательстве уже четко говорится об оперативно-розыскных мерах. Так, в Основах уголовного судопроизводства (ст. 29 в ред. от 12.06.1990 г.) на органы дознания возлагалось «принятие необходимых оперативно-розыскных мер», точно такое же предписание и оказалось в статье 118 УПК РСФСР[128].
Прямо скажем, не очень удачная формулировка. Неудачность ее прежде всего в том, что законодатель пытался закрепить то, что в правовом отношении было не определено и не конкретизировано. В связи с этим ни теоретики, ни практики не приходили к однозначному пониманию «необходимых оперативно-розыскных мер». Иначе говоря, то, что было выработано вековой разведывательно-поисковой деятельностью, то и вошло в ведомственные нормативные акты в качестве понимания «необходимых» мер. Поэтому постоянно возникали серьезные проблемы с обеспечением законности хотя бы потому, что ввиду отсутствия законодательного перечня этих мер, ведомственные нормативные акты пытались представить для практики, образно говоря, довольно условный их перечень, и, конечно же, без определения каких-либо оснований проведения, в том числе и тех, которые непосредственно входили в сферу прав и свобод человека.
Все это давало повод к разной, но часто обоснованной критике оперативно-розыскных действий. Многие ОРМ по своей сути напоминали следственные действия, проводимые непрофессиональным путем. Отсутствие специального закона об ОРД, закрытость ведомственных нормативных актов существенно тормозили научные исследования, особенно со стороны процессуалистов, основных институтов ОРД и прежде всего оперативно-розыскных материалов, с помощью которых добывались сведения для раскрытия и расследования преступлений. Беспокойство о правильном понимании ОРД, ее месте и роли в системе юридических дисциплин побуждает меня напоминать исторически сложившуюся закономерность и необходимость теснейшего законного сочетания многих оперативно-розыскных и следственных действий.
Кстати, в ряде цивилизованных в правовом отношении государств вопрос ставится не о сочетании, а о переплетении этих видов деятельности, и решение проблемы с обеспечением прав человека в сфере борьбы с преступностью, как известно, не самое худшее. Всем давно уже ясно, что человечество пока еще не выработало более эффективных методов борьбы с преступностью, чем ОРД, и вряд ли когда-либо выработает[129].
Объективная тенденция сближения оперативно-розыскной и процессуальной деятельности очевидна, это прослеживается и в международных правовых актах, призывающих мировую общественность и ее правоохранительные органы обратить внимание на усиление борьбы с транснациональной преступностью, с организованными ее формами, с коррупцией, с наркопреступностью и другими средствами негласной (оперативно-розыскной) деятельности. В этой ситуации и нам необходимо более активно отыскивать связи и соотношения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Уже хорошо то, что законодатель сформулировал, наконец, правовую норму, в которой дает перечень оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Закона об ОРД), тем самым ясно указывая, какие это – «необходимые» меры.
Следует сразу же оговориться, что этимологическое толкование сути таких понятий, как «мероприятие», «меры», «действия» имеет практически одинаковое значение[130].
В теории ОРД длительное время оперативно-розыскные меры как в теоретическом, так и практическом аспектах рассматривались как методы. Ничего в этом плохого не было, но методы, более распространенные в науке как способы теоретического исследования, с трудом отличались от методов как совокупности практических приемов и операций и особенно в ситуациях, когда речь шла об одном и том же предмете рассмотрения, как, например, с агентурным методом. Полагаю, что вполне правомерно использовать указанные термины в научных источниках и на практике, вкладывая в них соответствующий смысл, близкий по значению.
Данный в законе перечень ОРМ является исчерпывающим и всякое изменение его или дополнение возможно только по закону. Оперативно-розыскное мероприятие, как уже отмечалось, – это система организационно-тактических действий, проводимых в соответствии с законом и направленных на решение определенных законом задач. В зависимости от сложившейся оперативной ситуации они могут носить гласный, негласный и зашифрованный (при необходимости под соответствующей легендой) характер. Следует иметь в виду, что начавшееся одно мероприятие может повлечь за собой и другое либо целый комплекс взаимосвязанных необходимых ОРМ, влекущих за собой использование специальных технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, различных информационных систем и т. п.
В ходе проведения ОРМ могут использоваться любые научно-технические достижения: информационно-поисковые системы, видео- и аудио-запись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни, здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД)[131].
Сотрудники оперативных подразделений в ходе проведения ОРМ при необходимости могут прибегнуть к помощи должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Оперативно-розыскные мероприятия не должны создавать угрозу здоровью граждан, оскорблять их честь и достоинство, ущемлять права и законные интересы, создавать без крайней необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, учреждений, а тем более их приостановление.
Весь достаточно сложный оперативно-розыскной механизм должен быть целенаправлен на обнаружение, получение и проверку оперативно-значимой информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений, установлении лиц, к ним причастных, выявление предметов и документов, свидетельствующих о преступных деяниях, а также материальных ценностей, добытых преступным путем. Важно, чтобы в ходе ОРМ эти и иные сведения надлежащим образом были зафиксированы для последующего принятия необходимых мер в соответствии с законом.
Инициатива избрания того или иного оперативно-розыскного мероприятия принадлежит оперативному работнику с учетом всех составляющих оперативную обстановку факторов: времени, места, благоприятных либо, напротив, сложных условий. Руководитель оперативно-розыскного органа анализирует предварительное решение своего сотрудника, корректирует его, при необходимости, обеспечивает исполнение (определение участников ОРМ, осуществляет конкретизацию задач, способов и средств поддержания связи, порядка взаимодействия, инструкций, материально-технического обеспечения, документов прикрытия и т. д.), в зависимости от вида ОРМ и его правового регулирования, утверждает решение в форме специального постановления и контролирует исполнение ОРМ.
В случаях, не терпящих отлагательства, и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии сведений о событиях и действии (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Об этом, думаю, лучше сказать применительно к соответствующему ОРМ. Рассмотрим вкратце суть каждого из них.
1. Опрос – специальная (разведывательная) беседа. Проводится в целях сбора и проверки информации, представляющей оперативный интерес, с лицами, которые располагают или могут располагать необходимыми для решения задач сведениями. Опрошены могут быть любые лица с их согласия независимо от гражданства, возраста и социального положения и в любом, подходящем для этого месте (служебные, жилые помещения, места отдыха и т. д.).
В зависимости от цели, сложившихся оперативных условий и личности опрашиваемого, опрос может иметь гласный (с представлением субъекта ОРД и открытых вопросов), негласный (втайне от проверяемых) и зашифрованный (с зашифровкой истинной цели, беседы, с возможной легендой сотрудника, о его профессиональной принадлежности, с документами прикрытия и т. д.) характер. Опрос может быть проведен и другим лицом по поручению оперативного работника.
Методика и тактика проведения опроса фактически ничем не отличается от следственной тактики допроса, широко освещенной в криминалистической литературе.
Однако опрос это не допрос – у них разная правовая природа, и на него не распространяются процессуальные предписания к допросу участника процесса.
В связи с этим лица, отказавшиеся явиться для беседы или, прибыв на нее, не желающие беседовать, не могут быть подвергнуты приводу, и на них не распространяются указания правовых норм об отказе или уклонении от дачи и за дачу заведомо ложных показаний.
Опрашиваемое лицо вправе по своему усмотрению решать: свидетельствовать ли ему против себя и своих близких, знакомых либо вообще отказаться от объяснений без каких-либо последствий для себя.
Для достижений поставленных целей опроса сотрудником применяются различные приемы выведывания информации, в том числе признательной, в зависимости от личности опрашиваемого, складывающейся ситуации, наличия определенных сведений, его личного профессионального опыта и мастерства. При этом запрещается применять угрозы, физическое воздействие на лиц, шантаж, причинять морально-нравственные страдания и т. п. Во всех случаях – это явное нарушение законности и утрата юридической силы получаемой информации.
В ходе опроса могут быть использованы технические средства информации (видео- и аудиозаписи и др.) как с согласия опрашиваемого, так и без его уведомления (негласно).
Если в процессе беседы гражданин попросит о конфиденциальности сообщенных им сведений, то оперативный работник может пойти навстречу его просьбе. Исключением могут быть случаи, требующие обязательного заявления о преступлениях.
Результаты опроса оформляются оперативно-служебными документами (рапорт, справка). Объяснения или протокол гражданина, дается им собственноручно или записывается с его слов, но обязательно удостоверяется его личной подписью. Если в ходе гласного опроса возникает ситуация необходимости изъятия документов, предметов, материалов, то составляется протокол изъятия с учетом основных правил, предъявляемых к протоколам следственных действий (ст. 166 УПК). Объяснение гражданина и протокол, надлежащим образом оформленные, имеют предпочтение, на мой взгляд, перед другими формами сведений об опросе, потому что они приобретают статус письменных документов, заверенных самим опрашиваемым и другими лицами. Объяснение после соответствующей процессуальной проверки может рассматриваться следователем как допустимые сведения в уголовном процессе с последующей оценкой показаний допрошенного в качестве доказательства. Сведения, полученные при опросе, проверяются путем допроса.
При проведении опроса с согласия опрашиваемого может использоваться полиграф – специальное устройство, регистрирующее психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющие выявить тщательно скрываемые им факты. Этот многоканальный медико-биологический прибор фиксирует эмоциональную реакцию опрашиваемого на словесные раздражители или видовые источники информации (кино-, фото-видеофрагменты). Процедура полиграфного опроса предусмотрена ведомственным нормативным актом. Результаты такого опроса доказательственного значения не имеют, но могут использоваться как ориентирующая информация при построении версий, в тактике проведения отдельных оперативно-розыскных или следственных действий.
В последнее время появляются мнения о возможности проведения опроса с привлечением врачей-гипнологов. Сущность опроса заключается в том, что специалисты с помощью репродукционного гипноза помогают добровольно согласившемуся на сеанс лицу восстанавливать и извлекать информацию о наблюдаемых им событиях из глубин его памяти. Разумеется, ни о каком доказательственном значении такой информации речи не идет. Что же касается ориентирующей информации для определения возможного оптимального направления поисковой работы, то препятствий к этому, полагаю, нет. Думается, что такой нетрадиционный метод опроса, опирающийся на научные исследования, может иметь определенные перспективы, хотя бы в ОРД.
2. Наведение справок – это ОРМ, заключающиеся в сборе сведений, как по инициативе оперативных аппаратов, так и по поручению органов расследования для решения задач ОРД и уголовного судопроизводства. Наведение справок осуществляется путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, предприятия, учреждения любой формы собственности, в другие правоохранительные органы и подразделения, органы государственной власти и местного управления, юридическим и физическим лицам, в том числе, в соответствующие информационные системы.
При наведении справок с использованием государственных и негосударственных ресурсов следует иметь в виду, что они в основе своей общедоступны, кроме информации ограничительного доступа, имеющей особые правила ее получения. Эти сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальные регламентируются специальными федеральными законами.
Законодательство о тайне основывается на Конституции РФ (ст. 29), Законе о безопасности от 5 марта 1992 года № 2446-1, «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1 и ряде других актов[132].
Запрещается распространять конфиденциальную информацию, прежде всего, о частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну (ст. 139 ГК), банковскую и тайну денежных вкладов (ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ), нотариальную тайну (ст. 16 закона «О нотариате» от 24 декабря 2002 года № 54-ФЗ), врачебную тайну (ст. 35 и 61 закона «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1), журналистскую (ст. 41 закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124) или иную, специально охраняемую законом тайну[133]. Существенную роль в регулировании порядка циркуляции информации и ее защите играет Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ[134].
Наведение справок о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, обеспечивается внутрисистемной информацией правоохранительных органов. С этими целями создаются автоматизированные банки данных – информационные системы: информационно-поисковые системы; информационно-справочные системы; экспертные системы; автоматизированные системы управления; информационно-обучающие системы и др.
Остановимся вкратце лишь на автоматизированных информационно-поисковых системах (АИПС), по которым чаще всего наводят справки сотрудники оперативно-розыскных органов, следователи, при необходимости, и сотрудники подразделений других правоохранительных органов. Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайорганах ОВД. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИАЦ для формирования соответствующих централизованных банков данных.
Наведение справок проводится, прежде всего, в отношении лиц, имеющих устойчиво выраженную криминогенную ориентацию («воры в законе», преступные авторитеты, неоднократно судимые и т. п.); совершивших особо опасные преступления с межрегиональной направленностью; применяющих оружие, отличающихся профессионализмом исполнения, особой дерзостью, исключительным цинизмом, особой жестокостью; совершающих серийные преступления и т. п. При этом учет особо опасных преступников (рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных формирований) связан с централизованной фото- и видеотекой (фото- и видеозаписями таких лиц).
Для наведения справок используются возможности таких информационных подсистем, как АИПС «Досье» – особо опасные преступники»; АИПС «Опознание» – разыскиваемые подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, пропавшие без вести и другие; АИПС (ФР) «Оповещение» – лица, объявленные в федеральный и межгосударственный розыск и др.
Справки наводятся и по системам учета фактов преступлений (раскрытых и нераскрытых) с характерными способами совершения для информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения опасных (квалифицированных) видов преступлений и похищенного имущества. Это АИПС «Сейф» – хищение ценностей из металлических хранилищ; АИПС «Оружие» – утраченное и выявленное оружие; АИПС «Автопоиск» – сведения об угнанных, задержанных и похищенных автотранспортных средствах. Следует заметить, что из всех эксплуатируемых систем «Автопоиск» является самой эффективной и наиболее используемой АИПС. По результативности с ней, пожалуй, может сравниться автоматизированная информационно-дактилоскопическая система (АДиС) – «Папилок», которая с помощью компьютерных технологий может автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. С принятием Федерального закона «О дактилоскопической регистрации» (1998 г.) перспективы ее применения очень широки. Большое оперативно-розыскное значение имеет специально созданная система учета похищенных предметов, антиквариата и культурных ценностей – АИПС «Антиквариат». Учету подлежат утраченные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную, научную ценность. В случаях розыска похищенного и установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании, без наведения справок по данной системе практически не обойтись.
Общепризнано, что в усложнении криминальной ситуации значительную роль играет антиобщественное поведение иностранных граждан и лиц без гражданства. Справочные данные об иностранцах необходимы: как о субъектах, совершающих преступления, так и о тех, кто является объектами правонарушений.
Определенные функции выполняет справочная система АИС «Криминал – И», связанная с подсистемами «ДТП – И», «Розыск». В настоящее время ситуация существенно изменилась в лучшую сторону в связи с принятием на основе Федерального закона «О миграционном учете иностранных и лиц без гражданства в Российской Федерации» Положения о государственной информационной системе миграционного учета[135].
Автоматизированный банк данных представляет собой межведомственную информационную систему и служит обеспечению национальной и общественной безопасности России в сфере миграции, обеспечению прав и законных интересов российских, а также иностранных граждан, формированию полной, достоверной и актуальной информации о перемещении иностранцев и т. п.
Наведение справок в информационно-поисковых системах осуществляется на основании специальных требований или запросов за подписью руководителя оперативно-розыскного органа. Результаты наведения справок по всем источникам, включая автоматизированные системы, оформляются справкой, рапортом или иными сообщениями с приложением полученных при этом оригиналов документов или их копий, а также в виде специальных бланков, которые могут иметь доказательственное значение.
Отдельная информация, относимая к расследуемому делу, полученная из соответствующих информационных систем, может быть юридически допустима и приобщена к уголовному делу.
Вместе с тем, по причине плохого владения информационным языком допускаются многочисленные существенные искажения в материальном носителе (шифровке информации) при формировании ИПС, например, при заполнении информационно-поисковых карт на преступление, на похищенное имущество и т. д. Это с неизбежностью приводит к серьезным недостаткам при последующей обработке информации и к ее дешифровке в момент использования, при наведении справок в целях обнаружения типичных признаков искомых криминальных событий, вещей, примет преступника и т. п. Страдает конечная цель раскрытия, предупреждения и расследования преступлений.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ по обнаружению и получению предметов, веществ, документов и иных объектов для последующих идентификационных или диагностических исследований в целях определения их отношения к противоправным событиям.
Изъятые материальные носители информации могут служить целям идентификации с имеющимися, ранее добытыми аналогами (следами, предметами, фотоснимками, текстами и т. д.) либо для исследования признаков, характеризующих состояние объектов, их изменение под каким-либо воздействием. Полученные образцы для диагностических исследований и последующие результаты могут указать на возможные противоправные отклонения и подсказать направления их обнаружения. Например, результаты исследований сырья, полуфабрикатов, технологии изготовления готовой продукции могут повлечь за собой ОРМ с применением методов оперативно-экономического анализа и др.
Исчерпывающего перечня образцов сделать невозможно по причине неопределенного множества материальных объектов, могущих быть подвергнутыми исследованиям для выяснения конкретных обстоятельств, представляющих оперативный, а в последующем и следственный интерес.
Основным ориентиром в поиске и сборе образцов должна служить характеристика объекта носителя, которая была бы близка в сопоставлении с доказательственной информацией. Такими объектами могут быть биологические, физические и иные следы человека (пробы крови, слюны, образцы волос, отпечатки пальцев, голоса, почерка и т. д.), транспорта, официальные и неофициальные документы, орудия и средства совершения преступления (воровские «наборы» для преодоления запирающих устройств, средства для фальсификации продукции, приспособления для фальшивомонетничества, фальсифицированные маркировочные ярлыки, товарные чеки, предметы, изъятые из гражданского оборота) и т. д.
В зависимости от происхождения следует придерживаться криминалистического определения на так называемые свободные и экспериментальные объекты. Под свободными понимаются объекты, которые по времени и характеру происхождения могут быть и вне связи с преступными действиями (рукописи, различные изделия, материалы, сырье, подписи, штампы и т. д.) и могут быть свободно получены. Экспериментальные образцы – это те, которые выделены оперативными работниками как носители возможной доказательственной информации в связи с конкретными разрабатываемыми и криминальными событиями.
Данное ОРМ проводится по рапорту сотрудника оперативного подразделения с письменного разрешения руководителя оперативно-розыскного органа. В служебном документе должно быть дано обоснование мероприятия с указанием места нахождения объекта, сведения о его владельце, предполагаемый способ получения образцов и возможные финансовые затраты на их приобретение и др.
Наиболее сложно вопрос стоит о необходимом количестве отбора образцов для сравнительного исследования. Разрешение его зависит от ряда факторов, видов предстоящих исследований – криминалистических или иных (технологических, товароведческих и т. п.), а также от вопросов, которые предполагается разрешить, и от объема продукции, от которой отбирается образец (например, из хранилищ, больших емкостей и т. д.).
Именно в таких случаях необходимы консультации или участие специалистов или специальные справочники, которыми пользуются организации и предприятия в своих лабораторных исследованиях соответствующих образцов. К тому же участие специалиста позволит более качественно и быстро получить отдельные виды образцов.
Мероприятие может быть проведено гласно, негласно и с зашифровкой истинной цели получения образцов. Негласный сбор образцов осуществляется при непременном условии, исключающем возможность обнаружения их недостачи, утраты или получения на временное использование только на период, необходимый для сравнительного исследования (если необходимый образец представляет значительную ценность и находится под строгим контролем).
Гласное изъятие образцов предполагает уведомление владельца или иных, связанных с ним лиц, и оформляется протоколом изъятия документов, предметов, материалов. Вместе с тем, данное ОРМ нередко проводится с зашифровкой цели самого факта получения образца либо субъектов, проводящих его; может быть осуществлено и без уведомления (например, путем обычной закупки).
При сборе образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или для жилища, ущемляющие его честь и достоинство, а также создающие без крайней на то необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности.
Для участия в проведении ОРМ по возможности приглашаются граждане для оказания содействия оперативному работнику в отборе образцов.
Нельзя упускать из виду, что процедура получения образцов может иметь уголовно-процессуальную перспективу, а участники ОРМ вполне могут выступить участниками уголовного процесса при соблюдении соответствующих требований.
В связи с этим надо сказать, что оперативное получение образцов по своей цели и решаемым задачам сходно со следственным действием: получением образцов для сравнительного исследования, выполняемом в соответствии со статьей 202 УПК, но, разумеется, отличного от него по правовой природе их получения.
Вот почему, имея в виду возможную процессуальную проверку результатов ОРМ, надо, на мой взгляд, придерживаться криминалистического правила обращения с образцами, полученными для сравнительного анализа. Образцы следует поместить в тару, упаковать с учетом материальных свойств объекта (конверты, свертки, посуда и иные емкости), беспокоясь о сохранности физического и качественного состояния, опечатать печатью (желательно предприятия, учреждения или организации) или прикрепить к ним бирки, заверенные подписями участников ОРМ. Образцы и саму процедуру изъятия необходимо подробно описать в соответствующем оперативно-служебном документе.
Результаты гласного сбора образцов оформляются протоколом.
Практика выработала подход к оформлению такого документа, согласно которому его содержание сориентировано на требовании к составлению процессуальных протоколов (ст. 166 УПК), что облегчает задачу его анализа участниками – должностными лицами уголовного процесса.
В частности, в протоколе следует указать: цель, место и дату осуществления ОРМ, инициатора его проведения; сведения о каждом участнике; краткое содержание процедуры по изъятию образца, его описание с указанием вида объекта, его количества, меры, веса или индивидуальных признаков; согласие лица на получение образца, если оно испрашивалось; условия и порядок применения научно-технических средств; вид упаковочного материала, способ опечатывания и номер печати. Протокол подписывается всеми участниками ОРМ с отметкой, что с ним все ознакомились, и содержание его соответствует действиям по процедуре изъятия материального объекта; указывается учреждение, куда образец направляется для предварительного исследования. Протокол гласного отбора образцов или отбора с зашифровкой истинной цели от владельца или иных лиц составляется в трех экземплярах. Один с образцами направляется для сравнительного исследования, другой вручается владельцу образцов, а третий приобщается к материалам оперативно-розыскной проверки.
При негласном сборе образцов результаты оформляются рапортом или справкой. В случае получения значительного количества образцов составляется их опись, котораявместе с образцом прилагается к протоколу.
После проведения исследования образцы, если они не представляют дальнейшего следственного интереса и тем более при наличии требования владельца о возврате, возвращаются ему либо уничтожаются по акту. Закономерно встает вопрос: а могут ли быть использованы данные образцы или часть их в качестве материальных объектов для последующей экспертизы после возбуждения уголовного дела. Думаю, что ответ должен быть отрицательным только в силу того, что образцы для экспертизы должны быть получены в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 202 УПК). Оперативно-розыскная информация данного ОРМ ориентирует следователя на места нахождения образцов, их виды (предметы и документы) и возможности процессуального получения. Полученные оперативным путем образцы могут быть использованы в уголовном процессе, но в ином качестве (например, в качестве вещественных доказательств, если отвечают условиям допустимости по источнику получения и требованиям к вещественным документам).
4. Проверочная закупка – это ОРМ, суть которого заключается в легендированном приобретении материальных объектов и услуг либо совершении мнимой сделки с целью выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности проверяемого субъекта или решения иных задач (например, сбор образцов для сравнительного исследования).
Такая закупка может осуществляться по отношению к продавцу в гласной или зашифрованной форме. В числе покупателей могут быть несколько лиц, в том числе и приглашенные граждане.
В зависимости от оперативно-тактической ситуации после проверочной закупки продавец и его руководитель могут уведомляться о проведении данного мероприятия путем объявления ее состоявшегося факта в момент вручения покупателю товара или проведения действий по оказанию услуг. В таких ситуациях немедленно проводится проверка – контрольное взвешивание, обмер, сверяется правильность расчетов и иные формы контроля.
В качестве средства платежа при проверочной закупке выступают деньги, ценные бумаги, облигации, иностранная валюта, а также предметы, изделия или иная продукция.
Проверочная закупка осуществляется на основании рапорта оперативного работника, согласованного с руководителями оперативно-розыскного органа, а закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, – на основании постановления, утвержденного данным руководителем. В последнем случае сферой осуществления этого ОРМ является деятельность нелегального, «черного» рынка по купле-продаже предметов, изъятых из гражданского оборота, и оборот которых ограничен: огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотиков, психотропных, ядовитых, отравляющих и радиоактивных, взрывчатых веществ, взрывных устройств, драгоценных металлов и минералов в «сыром» виде, культурных ценностей, в том числе предметов художественного достояния России и других объектов, в отношении которых установлены специальные правила гражданского оборота и перемещения за границу. В этой ситуации выявляются факты наличия и хождения запрещенного товара путем установления оперативным работником или подставным покупателем контакта с преступником для договоренности и совершения мнимой сделки с целью последующего захвата преступников и указанного товара.
В случае, если будет установлено, что проверочная закупка была произведена при отсутствии постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, то данные, полученные в ходе проведения этого мероприятия, не могут быть признаны допустимыми доказательствами.
Следует особо отметить, что федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» при проведении ОРД, в том числе таких ОРМ, как проведение закупки, разрешает использование наркотических средств в ОРД (ст. 36), а в случае необходимости при проведении данного ОРМ «с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД и допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования» (ч. 3 ст. 49 Закона об ОРД).
В такой ситуации проводится, как правило, специальная операция с применением иных ОРМ в комплексе (наблюдение, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативный эксперимент и др.). При проведении проверочной закупки могут использоваться разрешенные законом технические и иные средства фиксации факта сделки купли-продажи, действий лиц, к ней причастных, контроля за ее ходом, пометки специальными веществами денег, предметов, ценностей.
В тех случаях, когда передача наркотических средств осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Законом об ОРД, содеянное не может рассматриваться как оконченное преступление, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотических средств из незаконного оборота[136]. Такие действия следует квалифицировать как покушение на преступление[137].
Результаты гласной проверочной закупки оформляются, как правило, актом, к которому могут приобщаться соответствующие материальные объекты, вещества. Приобретенные товары учитываются и хранятся в органах, осуществляющих ОРД. Их судьба зависит от того, допустимы ли они для использования в уголовном процессе в качестве вещественных доказательств или для служебной деятельности оперативно-розыскных органов, где они соответствующим образом приобщаются к уголовным делам либо оприходуются в органе. Они могут быть реализованы в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а полученные при этом денежные средства зачисляют на соответствующую статью в счет компенсации расходов финансирования ОРД.
5. Исследование предметов и документов как ОРМ заключается в получении сведений, необходимых для предупреждения, раскрытия преступлений, решения иных задач путем привлечения лиц, обладающих специальными и иными знаниями для дачи заключений. К исследованию привлекаются специалисты, имеющие позн