Представление информации. Основные типы человеко-машинных интерфейсов
Основной задачей процесса представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе «человек – компьютер». При этом осуществляется преобразование информации в форму, удобную для восприятия пользователя.
Среди существующих вариантов интерфейса в системе «человек – компьютер» можно выделить два основных типа: на основе меню («смотри и выбирай») и на основе языка команд («вспоминай и набирай»).
Интерфейсы типа меню облегчают взаимодействие пользователя с компьютером, так как не требуют предварительного изучения языка общения с системой. На каждом шаге диалога пользователю предъявляются все возможные в данный момент команды в виде наборов пунктов меню, из которого пользователь должен выбрать нужный. Такой способ общения удобен для начинающих и непрофессиональных пользователей.
Интерфейс на основе языка команд требует знания пользователем синтаксиса языка общения с компьютером. Достоинством командного языка является его гибкость и мощность.
Указанные два способа реализации интерфейса представляют собой крайние случаи, между которыми возможно существование различных промежуточных вариантов.
Технология представления информации должна давать дополнительные возможности для понимания данных пользователями, поэтому целесообразно использование графики, диаграмм, карт.
Пользовательский интерфейс целесообразно строить на основе концептуальной модели предметной области, которая представляется совокупностью взаимосвязанных объектов со своей структурой. Однако доступ к объектам и их экземплярам возможен только через систему окон различных типов. Ряд окон связан с конкретным объектом. В соответствии с этим предложением в сценарии работы пользователя при информационном наполнении понятий предметной области выделяются две фазы:
• выбор окон;
• работа с окнами.
Для упрощения работы окна можно группировать в соответствии с функциональными потребностями. С этой целью вводится механизм разделов, который предоставляет возможность создания иерархии функционально ориентированных разделов, в каждый из которых включается необходимый набор других разделов и окон. Посредством спецификации окон для каждого из объектов возможно указать допустимые режимы работы с экземплярами и состав видимых атрибутов с режимами работы с ними. Возможно отобрать несколько разделов и несколько окон в них одновременно.
Таким образом, фаза выбора объектов должна поддерживаться следующими функциями:
• работой с общим каталогом окон в главном разделе;
• созданием нового раздела;
• удалением раздела;
• редактированием описания раздела;
• передачей определений и окон между разделами;
• движением по иерархии разделов;
• отбором разделов для работы;
• отбором окон для работы.
Позиции окон могут быть связаны с другими окнами через соответствующие команды из типового набора. По существу спецификация окон задает сценарий работы с экземплярами.
Окно – средство взаимосвязи пользователя с системой. Окно представляется как специальный объект. Проектирование пользовательского интерфейса представляет собой процесс спецификации окон.
Примером оконного интерфейса является интерфейс операционной системы MS Windows, использующий метафору рабочего стола и включающий ряд понятий, близких к естественным (окна, кнопки, меню и т.д.).
Пользователь автоматизированной информационной системы большей частью вынужден использовать данные из самых разных источников: файлов, баз данных, электронных таблиц, электронной почты и т.д. При этом данные имеют самую различную форму: текст, таблицы, графика, аудио- и видеоданные и др. В связи с этим возникает проблема интеграции источников информации, заключающаяся в том, что, во-первых, пользователю должны предоставляться не данные, а информация в форме максимально удобной для восприятия, во-вторых, он должен использовать единственный универсальный интерфейс, позволяющий единообразно работать с подготовленной информацией. Пассивные пользователи, называемые иногда потребителями, обладают рядом специфических качеств, связанных с отсутствием времени, желания и квалификации для более глубокого изучения используемых инструментальных средств. В этом случае алгоритм общения с системой должен быть предельно простым. Другая часть пользователей требует предоставления достаточно широкого круга средств активного влияния на выполняемые информационные процессы.
Развитие средств вычислительной техники привело к ситуации, когда вместо традиционных параметров – производительность, объем памяти, узким местом стал интерфейс с пользователем. Первым шагом на пути преодоления кризисной ситуации стала концепция гипертекста. По своей сути гипертекст – это обычный текст, содержащий ссылки на собственные фрагменты и другие тексты.
Аналогом гипертекста можно считать книгу, оглавление которой по своей сути представляет ссылки на главы, параграфы, страницы. Внутри книги содержатся ссылки на другие источники. Дальнейшее развитие гипертекст получил с появлением сети Интернет, позволившей размещать тексты на различных, территориально удаленных компьютерах. При этом требовалось дальнейшее совершенствование интерфейса, так как имеющийся не позволял представить разнообразную информацию разной природы, был ограничен и затруднен для восприятия, отсутствовал доступ множества потребителей к единому массиву структурированной информации. В результате была предложена и реализована концепция Web-навигатора. Web-сервер выступает в качестве информационного концентратора, получающего информацию из разных источников и в однородном виде представляющего ее пользователю. Средства Web обеспечивают также представление информации с нужной степенью детализации с помощью Web-навигатора. Таким образом, Web – это инфраструктурный интерфейс для пользователей различных уровней.
Преимуществом Web-технологии является удобная форма предоставления информационных услуг, имеющая следующие особенности:
• информация предоставляется потребителю в виде публикаций;
• публикация может объединять информационные источники различной природы и географического расположения;
• изменения в информационных источниках мгновенно отражаются в публикациях;
• в публикациях могут содержаться ссылки на другие публикации без ограничения на местоположение и источники (гипертекстовые ссылки);
• потребительские качества публикаций соответствуют современным стандартам мультимедиа (доступны текст, графика, звук, видео, анимация);
• публикатор не заботится о процессе доставки информации к потребителю;
• число потенциальных потребителей информации не ограничено;
• публикации отражают текущую информацию, время запаздывания определяется исключительно скоростью подготовки электронного документа;
• информация, предоставленная в публикации, легко доступна благодаря гипертекстовым ссылкам и средствам контекстного поиска;
• информация легко усваивается потребителем благодаря широкому спектру изобразительных возможностей, предоставляемых Web-технологией;
• технология не предъявляет особых требований к типам и источникам информации;
• технология допускает масштабируемые решения: увеличение числа одновременно обслуживаемых потребителей не требует радикальной перестройки системы.