Управление объектом на различных этапах жизненного цикла. Понятие FM и CAFM
Этапы ЖЦ объекта недвижимости:
· Проектирование;
· Строительство;
· Эксплуатация;
· Снос/модернизация/реконструкция
В современных условиях проектирование с помощью профессиональных САПР дает возможность создать на базе проектно-конструкторской документации такую информационную систему, которая позволяет отслеживать текущее состояние всех конструктивных и технологических элементов здания, оперативно вносить изменения и выдавать по запросу пользователя всю необходимую информацию, включая графическую.
Идея единой проектно-информационной оболочки подразумевает возможность заполнения баз данных характеристиками, автоматически возникающими в процессе нанесения объектов на чертеж и являющимися их неотъемлемой частью. Кроме того, многие параметры (например, габариты) напрямую связаны с геометрией того или иного объекта, что предполагает их автоматическую коррекцию при изменении объекта на чертеже. Только при наличии подобной непосредственной связи графических и семантических характеристик объектов можно говорить о работоспособной информационной системе, способной по запросу предоставить действительно актуальные данные.
Исходной информацией для создания электронной модели здания служат обычные поэтажные планы, начерченные вручную, – та самая информация, которой обладает подавляющее большинство организаций и служб, занимающихся обеспечением жизнедеятельности любого здания.
Анализ зарубежного опыта показывает, что в настоящее время в Европе и США активно развиваются системы Facility Management (FM). Термин FM возник в Америке в начале 20 в., когда управляющие недвижимостью объединились в ассоциацию, основная цель которой состояла в возможности обмена опытом и эффективного управления имуществом.
Первое определение FM предложено в 1988 году разработчиками САПР, группой специалистов разных национальностей, в одном из филиалов международной ассоциации IFMA: единые программные решения для поддержания систем и самого здания в рабочем состоянии, с целью приспособления к постоянно изменяющимся требованиям.
В 1991 году было дано второе определение FM: все виды деятельности, направленные на приспособление здания под изменяющиеся потребности и использование ресурсов с целью извлечения дохода на протяжении всего жизненного цикла здания.
Новым в этом определении является получение прибыли от эксплуатации здания. До этого момента идея “дохода от здания” использовалась только при продаже объекта.
В 1994 году опубликовано третье определение FM: организация, обновление интегрированных баз данных и САПР и управление зданием, ориентированное на получение дохода.
В 1996 году появилось новое определение FM: высоко автоматизированный процесс управления объектами, ориентированный на получение прибыли.
В 1997 году немецкое общество GEFMA выдвинула свое определение FM: изучение, анализ и оптимизация всех процессов в здании, связанных с возникновением издержек.
По мнению зарубежных специалистов, основной целью систем FM при проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонтах и демонтаже зданий является снижение издержек и повышение эффективности эксплуатации объектов недвижимости.
Интегрированные системы FM, известные под общим названием Computer Aided Facility Management (CAFM), основаны на использовании компьютерных технологий, позволяющих прорабатывать различные варианты рациональной эксплуатации зданий.
CAFM-система реализует комплексный подход к автоматизации всех уровней управления объектом, который подразумевает обязательность автоматизации всех стадий управления, так как использование старых методов хотя бы на одной из них существенно, снижает эффективность всей системы.
Целью CAFM-системы является то, чтобы интегрировать как можно больше каналов информации и создать наиболее обширную базу данных. Система организованна так, что каждый участник проекта может работать самостоятельно. Передача же одинаковой информации проходит через единую базу данных.
CAFM-система состоит, по сути, из 2 компонентов. В качестве графического элемента используется САПР, для текстовых данных – база данных (БД). В этих двух программных продуктах графические и текстовые данные связаны друг с другом.
В CAFM возможна графическая обработка данных и переработка управленческих решений по объектам, причем банк данных автоматически получает и перерабатывает новую информацию. Проанализированные данные формируются и содержатся в интегрированном и пронумерованном банке данных. Возможен обоюдный вызов данных из САПР и БД для определенных CAFM. Это означает, что имеется возможность выбрать графический объект и вывести информацию по этому объекту, или найти соответствующею информацию в БД и вызвать графику.
Преимущества от внедрения CAFM-системы могут быть сформулированы следующим образом:
• возможность быстрого изменения графических данных;
• входных и расчетных характеристик объекта;
• высокий уровень и комфортабельность самой системы управления;
• возможность вариантного планирования;
• поддержание ПЭК здания на заданном уровне;
• минимизация издержек на стадии эксплуатации объектов;
• получение прибыли при эксплуатации здания.
В представленной схеме выделены четыре этапа формирования информационной базы системы. Каждому из этих этапов присущ свой круг задач, но все они имеют общую цель – обеспечение эксплутационных качеств конкретного здания в заданных нормативных пределах в течение заданного срока эксплуатации:
Планирование объекта (эскизное проектирование) |
Проектирование (разработка проекта) |
Эксплуатация |
Строительство объекта |
Единый банк данных информационной системы |
Подходы и варианты решений задач управления на каждом этапе жизненного цикла объекта различны.
На этапе эскизного проектирования разрабатывается компьютерная модель здания (КМЗ) (определение КМЗ – см. вопр. 2), в которой заложены предварительные значения ПЭК для будущего объекта строительства. Прорабатываются различные варианты объемно-планировочных и конструктивных решений.
На основании данных КМЗ производится:
§ определение стоимости строительства методом суммирования по видам работ;
§ оценка различных вариантов архитектурно-планировочных решений с учетом последующих затрат на весь период эксплуатации;
§ определение последовательности возведения объекта (календарный план, организационно-технологические схемы);
§ оценка уровня надежности здания (время безаварийной службы строительных элементов в процессе эксплуатации);
§ перспективное планирование ремонтов здания (календарный график проведения ремонтов здания для выбранного архитектурно-планировочного решения здания).
При разработке проектно-сметной документации КМЗ детализируется, составляются документы с указанием нормативных значений ПЭК.
На данном этапе выполняется:
§ организационно-технологическое моделирование строительства объекта;
§ составление унифицированной нормативно-технологической документации (УНТД) по комплектации объекта на основании КМЗ;
§ разработка раздела проекта «Техническая эксплуатация здания»;
§ расчет эксплутационных характеристик здания.
На этапе оперативного управления строительством объекта осуществляется:
§ поэтапная корректировка КМЗ;
§ пооперационный контроль фактических значений ПЭК;
§ пространственная привязка технологических комплектов к видам строительно-монтажных работ (наименование материальных ресурсов; марка; ГОСТ; стоимость; поставщик);
§ контроль изготовления и монтажа конструкций;
§ пооперационный контроль производства строительно-монтажных работ;
§ составление актов на скрытые работы;
§ сравнение нормативных и фактических значений ПЭК при приемке здания в эксплуатацию;
§ составление технического паспорта здания.
На этапе эксплуатации объекта производится:
§ управление объектом на базе интегрированной информационной системы (постоянное обновление КМЗ);
§ организация системы сбора и обработки статистических данных о надежности строительных конструкций и систем инженерного оборудования;
§ контроль технического состояния строительных конструкций, инженерных систем и самого здания в целом;
§ организация системы технического обслуживания и ремонтов (ТО и Р) здания.