Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела
Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
К числу явных признаков следует отнести:
1) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению;
2) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных — учетным, учетных — отчетным;
3) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т. д.);
4) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных);
5) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкротства.
К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежности. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товарно-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.
Источниками первичной информации могут быть и лица определенной категории: продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, не осознающие факт его совершения; очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секретари, шофера, работники охраны и др.); лица, замешанные в преступлений (контрагенты, пособники, поставщики, потребители); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий, представителей общественности и добровольных помощников органов дознания; налоговые инспекторы, налоговые полицейские, сотрудники службы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).
Практика свидетельствует о том, что наиболее часто поводами к возбуждению данной категории уголовных дел являются: непосредственное обнаружение налоговых преступлений органами налоговой полиции, сообщения налоговых инспекторов; использование налоговой полицией информации указанного выше рода, получаемой из различных источников.
В ходе проверок, осуществляемых главным образом налоговой полицией, реализуется оперативно-розыскная деятельность, регулируемая Законом об оперативно-розыскной деятельности (1995 г.) и Приказом ФСНП России № 296 от 4 октября 1996 г. "О порядке работы с материалами, содержащими признаки налоговых преступлений". Согласно этому приказу, если установлены признаки налогового преступления, осуществляется проверка организации на предмет соблюдения налогового законодательства.
Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации: первичная информация получена негласным путем; первичные данные поступили из открытых и официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторских служб, актов КРУ, от средств массовой информации).
Для первой ситуации закономерна скрытая проверка: негласное наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства;
изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т. п.).
При получении информации из официальных источников проверка носит комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действия. Однако то, что не удается выявить таким путем, стараются установить негласно.
Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям, осуществляемыми до возбуждения уголовного дела, являются: ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, налоговой полиции, службы БЭП; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов налоговыми полицейскими или оперуполномоченными службы. БЭП; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем "контрольных закупок"; получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: определения вида документа и его относимости к данному расследованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составлению конкретного документа; каким образом может быть истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т. п.
Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.
В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, полицейским.
Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:
а) ее относимость к целям и задачам расследования;
б) допустимость и целесообразность использования (в качестве доказательственной, в качестве ориентирующей);
в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела и принятия процессуальных решений;
г) перспективы расследования.
С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждают на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой службы, целесообразно подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.
В соответствии со ст. 9 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" налоговые инспекции в случаях выявления фактов сокрытия объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах обязаны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные подразделения налоговой полиции, чтобы провести дознание и решить вопрос в соответствии с законодательством.
Согласно положениям совместного письма Генеральной прокуратуры РФ (№ 15/5-95 от 11 мая 1995 г.), Департамента налоговой полиции РФ (№ ВП-605 от 6 апреля 1995 г.) и Государственной налоговой службы РФ (№ ЮБ-4-08/19н от 12 мая 1995 г.) "О порядке передачи материалов о недопущениях налогового законодательства в органы налоговой полиции и прокуратуры", в правоохранительные органы должны быть направлены следующие документы:
а) письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли или иных объектов налогообложения) налогоплательщиком;
б) акт документальной проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему начальника Госналогинспекции (с приложением подлинных бухгалтерских документов, отчетов, деклараций и т. п.);
в) документы о разъяснении налогоплательщику его прав, а также его возражения и объяснения;
г) объяснения должностных лиц налогоплательщика, если они были даны;
д) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
е) протокол, постановление и иные документы о привлечении к административной ответственности за неуплату налогов (если это имело место ранее).
Собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налогового органа материалы несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о субъективной стороне. Поэтому уголовное дело возбуждается во многом на основе предположительных выводов о наличии в действиях налогоплательщика всех признаков преступления.