И прохождения предрейсового медицинского осмотра

МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по обслуживанию электропоездов,

обеспечению безопасной посадки и высадки

пассажиров и их культурного обслуживания

в локомотивном (моторвагонном) депо

Санкт-Петербург Финляндский (ТЧ-20)

Октябрьской железной дороги.

С.Петербург

2007 год

Оглавление:

1. Общие положения.    
     
2. Порядок начала, окончания работы и прохождения предрейсового медицинского осмотра.    
     
3. Обслуживание электропоезда в пути следования.    
     
4. Порядок постановки электропоезда на отстой и приемка с отстоя.    
     
5. Техническое обслуживание электропоезда.    
     
6. Маневровая работа.    
     
7. Порядок обслуживания электропоездов зимой.    
     
8.Порядок обслуживания скоростемера и устройства безопасности КЛУБ-У, оформления и сдачи скоростемерной ленты и кассет регистрации.    
     
9. Проведение полного и сокращенного опробования тормозов.    
     
10. Порядок эксплуатации сдвоенных поездов.    
     
11. Порядок действий локомотивной бригады при формировании состава в пути следования.    
     
12. Действия локомотивной бригады в аварийных и нестандартных ситуациях.    
     
13. Охрана труда и стажировка.    
     
14. Заключение.    

1. Общие положения.

1.1. Каждый электропоезд обслуживается машинистом и помощником машиниста. Машинист является старшим и ответственным лицом в поезде. Указания и требования машиниста, касающиеся обслуживания электропоезда, обязательны для исполнения помощником машиниста, дублером помощника машиниста и другими работниками, обслуживающими электропоезд – проводниками, работниками кафе-бара и др., в части обеспечения безопасности движения.

1.2. Каждый электропоезд закрепляется за локомотивными бригадами, которые образуют микроколонну. Старшим машинистом этой микроколонны назначается наиболее опытный машинист, из машинистов, закрепленных за этим электропоездом. Указания и требования старшего машиниста, касающиеся содержания закреплённого электропоезда в культурном и технически исправном состоянии обязательны для всех работников локомотивных бригад и других работников, обслуживающих данный электропоезд.

1.3. Работники, обслуживающие электропоезд обязаны:

1.3.1. Находиться на работе опрятно одетыми по установленной форме.

1.3.2. Содержать свое рабочее место (кабины управления) и вверенный электропоезд в технически исправном и культурном состоянии.

1.3.3. Строго выполнять требования приказов и инструкций по безопасности движения, требований охраны труда, а также требования настоящей инструкции.

1.3.4. Обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, быть вежливыми и предупредительными в обращении со всеми лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил.

1.4. При обслуживании электропоездов в зимний период локомотивная бригада обязана строго руководствоваться требованиями Технических указаний по подготовке к работе и техническому обслуживанию электропоездов в зимних условиях, Инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их расследовании, Инструкции о порядке обслуживания токоприемников, Памяткой машинисту и помощнику машиниста, работающим первую зиму, и главой № 7 данной инструкции.

1.5. Допускается эксплуатация электропоездов на участках, как с высокими, так и с низкими пассажирскими платформами с поднятыми фартуками в тамбурах вагонов, при этом должно быть обеспечено информирование пассажиров об особой осторожности при посадке в данный электропоезд и высадке из него, а так же обеспечена полная освещенность тамбуров вагонов в ночное время.

Назад

2. Порядок начала, окончания работы

и прохождения предрейсового медицинского осмотра.

2.1. Машинисты и помощники машинистов электропоездов обязаны являться на работу согласно месячного графика работы, утвержденного начальником депо и согласованного с профсоюзным комитетом депо, в подготовленном виде, с обязательным домашним отдыхом не менее нормы установленной ОАО «РЖД», в случаях нарушения работы по графикам - приказа о вызове на работу. В экстренных случаях, когда приказ о вызове на работу оформить невозможно, явка на работу производится по вызову нарядчика или дежурного по депо, дежурного по пункту оборота. В месячный график работы локомотивных бригад на основании указаний руководства дороги или отделений дороги могут быть внесены изменения (распоряжением начальника депо или заместителя начальника депо по эксплуатации), которые должны быть доведены до сведения локомотивных бригад не менее, чем за 3 суток до наступления соответствующих изменений.

2.2. Местом явки локомотивных бригад, прохождения ими инструктажей является рабочее помещение дежурного по депо или дежурного по пункту оборота. Время явки определяется графиком работы, приказом о явке, указанием нарядчика или дежурного по депо (пункту оборота).

2.3. При невозможности своевременной явки или в случае, если работник не сможет явиться на работу в данный день, тогда работник локомотивной бригады обязан сообщить об этом не менее чем за 3 часа до времени установленной явки дежурному по депо (пункту оборота) с сообщением причины невозможности явки на работу. При явке на работу данный работник локомотивных бригад обязан предоставить объяснение или оправдательный документ.

2.4. Ответственность за допуск локомотивной бригады к работе несёт дежурный по депо или дежурный по пункту оборота.

2.5. В случае несвоевременной явки или отстранения от поездки работника локомотивной бригады должностные лица обязаны немедленно сообщить о случившемся начальнику депо или заместителю начальника депо по эксплуатации для принятия необходимых мер (для дежурного по депо ТЧ-21, начальнику или заместителю начальника депо по эксплуатации ТЧ-20);

2.6. При прибытии на явку работника локомотивной бригады позже установленного срока данный работник до работы не допускается и направляется дежурным по депо или дежурным по пункту оборота к начальнику депо для проведения разбора. Второй работник данной локомотивной бригады также не допускается до поездки, а на данную явку выставляется резервная сформированная локомотивная бригада;

2.7. Маршрутные листы, подготовленные к выдаче согласно суточному наряду, должны храниться у дежурного по депо или дежурного по пункту оборота;

2.8. Дежурный по депо проверяет наличие необходимых документов у явившейся на работу локомотивной бригады, выдаёт ей маршрутный лист и направляет её для прохождения предрейсового медосмотра (не ранее чем за 1 час до установленной явки). В случае отсутствия необходимых документов или одного из них, дежурный по депо обязан доложить о данном факте рапортом на имя начальника депо для принятия мер (для дежурного по депо ТЧ-21 сообщить по телефону начальнику ТЧ-20 или заместителю начальника депо по эксплуатации, а также машинисту инструктору волховской колонны для проведения предварительного расследования);

2.9. При отсутствии служебного формуляра разрешается допустить работника к работе на одну поездку и только после разрешения начальника депо или заместителя начальника депо по эксплуатации с отметкой дежурного по депо или пункту оборота в суточном наряде и маршрутном листе: «Допущен к работе без служебного формуляра по указанию ТЧ (ТЧЗЭ, ТЧГ)» и заверить эту запись своей подписью. В любом случае дежурному по депо (пункту оборота) запрещается допускать к работе машиниста (помощника машиниста) без прохождения инструктажей и технического формуляра.

2.10. После проведения медицинского осмотра медицинским работником ставится именной штамп в маршрутном листе о прохождении локомотивной бригадой медицинского осмотра. Кроме этого прохождение медицинского осмотра регистрируется в специальном журнале. Прохождение предрейсового медицинского осмотра заверяется личной печатью фельдшера, подписью и указанием времени прохождения медицинского осмотра в маршрутном листе машиниста, отдельно для каждого члена локомотивной бригады. Кроме того прохождение медицинского осмотра регистрируется в индивидуальной карте предрейсового и послерейсового медицинского осмотра работников локомотивных бригад формы НУ-3.

2.11. После прохождения предрейсового медицинского осмотра локомотивная бригада проходит предрейсовый инструктаж, знакомится с изменениями в расписании движения поездов, графике работы и т.д. Прохождение предрейсового инструктажа, после опроса по темам инструктажа, дежурный заверяет своей подписью и штампом в маршрутном листе. При необходимости прохождения внеочередного, внепланового, периодического инструктажей локомотивная бригада обязана пройти данные инструктажи в установленном порядке. В случае если локомотивная бригада заступает на работу на электропоезд оборудованный системами КЛУБ-У, РПДА, то она обязана получить у дежурного картриджи для данных систем, а дежурный в свою очередь выдав картриджи сделать об этом запись под 5-ым разделом маршрутного листа, с указанием номеров выданных носителей информации.

2.12. К прохождению предрейсового инструктажа должностные лица имеют право допустить локомотивную бригаду только при наличии в маршрутном листе штампа о прохождении предрейсового медицинского осмотра и личной росписи фельдшера;

2.13. В случае, если бригада является вновь сформированной, то дополнительный инструктаж вновь сформированной бригаде проводится лично начальником депо, главным инженером или заместителем начальника депо по эксплуатации (для удаленной маловишерской и волховской колонны, как исключение согласование и допуск производит машинист – инструктор данной колонны).

2.14. Допуском локомотивной бригады к работе является маршрутный лист, заверенный подписью и штампом дежурного по депо (пункта оборота) и отметкой фельдшера медпункта о прохождении предрейсового медосмотра.

2.15. По окончанию работы локомотивная бригада в полном составе является к дежурному по депо (пункту оборота), согласно графика работы, приказа или распоряжения дежурного по депо (пункту оборота), для сдачи маршрутного листа, поездных документов (скоростемерных лент, картриджей КЛУБ-У, РПДА, рапортов и т.д.) и проверки наряда (графика) на следующие сутки, а также прохождения периодического, внепланового или внеочередного инструктажа, разработанного за время нахождения локомотивной бригады в поездке (на смене). В исключительных случаях, по производственной необходимости, рабочее время локомотивной бригады может быть увеличено распоряжением дежурного по депо или пункту оборота, при этом время работы не должно превышать установленную продолжительность нормативными документами ОАО «РЖД», приказом начальника дороги.

Порядок сдачи скоростемерных лент, кассет регистрации КЛУБ-У установлен в главе № 8 настоящей инструкции.

2.16. Во всех случаях проследования под запрещающее показание светофора (входного, выходного, маршрутного, проходного, маневрового и т.д.), а также в любом другом случае задержки поезда в пути следования и в случаях задержки поезда по отправлению или опоздания поезда на конечную станцию, в обязательном порядке машинист обязан произвести запись в книгу замечаний машинистов или в книгу опозданий поездов, а также предоставить рапорт на имя начальника депо.

2.17. В случае необходимости, по закрытому графику, утвержденному начальником депо, локомотивная бригада может быть подвергнута послерейсовому медосмотру. В процессе работы локомотивная бригада может быть подвергнута внезапному наркологическому контролю (проверке).

2.18. По окончании смены дежурный по депо или по пункту оборота в случае необходимости прохождения работником локомотивной бригады послерейсового медицинского осмотра, наличия признаков заболевания или алкогольного, токсического, наркотического опьянения обязан направить данного работника на прохождение послерейсового медицинского осмотра, о чем делается отметка в маршрутном листе и личной медицинской карте;

2.19. В случае отказа или непрохождения работниками локомотивной бригады послерейсового медицинского осмотра должностные лица немедленно сообщают об этом начальнику депо или заместителю начальника депо по эксплуатации для принятия мер.

2.20. Запрещается дежурным по депо или пунктам оборота принимать маршруты машинистов при отсутствии на них штампов и личных росписей работников пунктов медицинского осмотра о проведении предрейсового, а в необходимых случаях внутрирейсового и послерейсового медицинского осмотра локомотивных бригад. Обо всех данных случаях дежурный по депо или пункту оборота обязан немедленно доложить руководителям депо для принятия мер с последующим предоставлением рапорта на имя начальника депо.

2.21. Дежурному по депо и пункту оборота в случае выявления маршрутных листов без отметки о прохождении медицинского осмотра после отдыха предоставить рапорт на имя начальника депо (для дежурного по депо ТЧ-21 сообщить машинисту инструктору волховской колонны для проведения предварительного расследования).

2.22. В случае необходимости, изменение времени явки на работу (или выдачи нового маршрутного листа вызванной на работе, по производственной необходимости, локомотивной бригаде, не указанной в суточном наряде), производится дежурным по депо (пункту оборота), путем изменения явки (в случае вызова бригады – дополнения) локомотивной бригаде в суточном наряде и выдачей локомотивной бригаде нового маршрутного листа, с поставленной новой явкой, с оформлением в журнале выдачи маршрутных листов.

2.23. В случае допущенного во время поездки брака в работе, наезда на людей, опоздания поездов и других нестандартных ситуаций, локомотивная бригада обязана вместе с маршрутом сдать дежурному по депо (пункту оборота), рапорт или объяснение установленного образца от обоих членов локомотивной бригады, согласно приложения № 11 к настоящей Инструкции, а так же произвести необходимые записи в книгу «Опозданий поездов», книгу «Замечаний машинистов» и в книгу «Человек на пути» (для волховской колонны в книгу «Замечаний машинистов», «Человек на пути» ТЧ-21 с последующей передачей оператору ТЧ-20 АСУ «Книга замечаний машинистов» для обработки и учета).

2.24. Не позднее следующего дня после даты окончания отпуска, командировки, отсутствия на работе по другим уважительным причинам (в том числе по болезни) более 10-ти дней, работник обязан явиться к 08.00 со служебным формуляром: машинист - к начальнику депо, помощник машиниста - к заместителю начальника депо по эксплуатации, для прохождения инструктажей по безопасности движения, охране труда, сдачи зачетов по темам технических занятий, ежемесячных периодических инструктажей, разработанных за время его отсутствия на работе, и прохождения собеседования с записью в служебный формуляр. Через 8 часов после прохождения инструктажа, данный работник может быть допущен к работе.

При отсутствии работника локомотивных бригад на работе более 3-х дней, но менее 10 дней, он обязан явиться на инструктаж к дежурному машинисту-инструктору непосредственно перед явкой. Нарядчик локомотивных бригад обязан поставить в известность дежурного машиниста-инструктора о необходимости проведения инструктажа данному работнику. (для удаленных маловишерской и волховской колонн – ответственность за принятие зачетов по пройденным темам технических занятий, инструктажам по безопасности движения, ежемесячных периодических инструктажей, а также допуск к работе несет машинист инструктор колонны). Разрешается проведение инструктажей по безопасности движения командным составом машинистам-инструкторам удаленных маловишерской и волховской колонн.

2.25. После перерыва в работе менее 3-х дней, работник обязан в течении 2-х часов после закрытия больничного листа, сообщить об этом нарядчику локомотивных бригад, а при его отсутствии дежурному по депо (пункту оборота), а после 20.00 этих же суток, проверить у дежурного по депо (пункту оборота) явку на работу на следующий день (сутки).

2.26. В случае отмены явки (поездки) время окончания работы устанавливает дежурный по депо (пункту оборота) и заверяет это своей подписью и штампом в маршруте машиниста.

2.27. Особенности работы удалённой волховской колонны ТЧ-20.

2.27.1. Местом явки, прохождения инструктажей, а так же окончания работы локомотивных бригад волховской колонны является рабочее помещение дежурного по депо ТЧ-21.

2.27.2. Ответственность за допуск локомотивной бригады волховской колонны, своевременность обслуживания пригородных поездов несёт дежурный по локомотивному депо Волховстрой ТЧ-21.

2.27.3. Выполнения пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.11, 2.12, 2.14, 2.15, 2.18., 2.20., 2.21, 2.22, 2.26 являются обязательными для дежурных по локомотивному депо Волховстрой ТЧ-21.

Назад

3. Обслуживание электропоезда в пути следования.

3.1. Локомотивная бригада обязана содержать инструмент, инвентарь, противопожарные и сигнальные принадлежности в исправном и опрятном состоянии.

3.2. При приемке электропоезда локомотивная бригада производит ТО-1 по циклам согласно приложения №9 к настоящей инструкции и в соответствии п. 5.10.1 настоящей инструкции с записью в журнал формы ТУ-152, а также по журналу формы ТУ-152 знакомиться с записями о работе оборудования и техническом состоянии электропоезда от предыдущего планового ремонта (технического обслуживания).

3.3. Машинист обязан отметить в журнале формы ТУ-152, при приемке и сдаче электропоезда, наличие блоков системы «ПРИЗ». При обнаружении отсутствия данных блоков кроме записи в журнал формы ТУ-152 машинист обязан сообщить об этом рапортом на имя начальника депо. При обслуживании поезда на электропоезде должна быть включена система «ПРИЗ»: в головном вагоне в режиме «маршрут», в хвостовом – в режиме «хвостовой».

Локомотивные бригады, заступающие на пунктах оборота, обязаны перед приемкой электропоезда осмотреть, в случае если имеется возможность, прибывающий электропоезд с осмотром экипажной части и крышевого оборудования с обеих сторон. Путь прибытия электропоезда уточняет дежурный по пункту оборота у дежурной по станции и ставит в известность локомотивную бригаду. Перед производством сокращенного опробования тормозов локомотивная бригада производит продувку тормозной и напорной магистралей через концевые краны при закрытых разобщительных кранах к крану машиниста: сдающая локомотивная бригада производит продувку магистралей со стороны головного вагона, с кабины управления которого обслуживался последний поезд, принимающая – со стороны противоположного головного вагона. Данная продувка производится при включенном устройстве КЛУБ-У, и вставленной кассете регистрации в кассетоприёмник КЛУБ-У. После приемки электропоезда с ночного отстоя и заправки тормозной и напорной магистралей сжатым воздухом, перед производством сокращенного опробования тормозов, локомотивная бригада обязана продуть тормозную и напорную магистрали с обеих сторон, с протяжкой скоростемерной ленты и только после этого производить опробование тормозов.

3.4. Помощник машиниста при ведении поезда обязан находиться в кабине управления головного вагона. Машинист электропоезда для обеспечения наблюдения за работой оборудования и устранения возникших неисправностей, при неисправной радиостанции, оповещения в головной кабине управления, а также для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, при ограничении видимости на посадочных платформах (туман, метель, плохое освещение), может изменить местонахождение помощника машиниста. Нахождение помощника машиниста при прибытии на конечную станцию в головной кабине обязательно, за исключением случаев необходимости устранения возникших неисправностей .

3.5. При отправлении электропоезда с начальной станции, до выполнения проверки действия тормозов в пути следования, помощник машиниста обязан находиться в хвостовой кабине управления. При этом обмен информацией и регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста должен проводиться, в объёме установленном приказом начальника дороги, по переговорному устройству между кабинами, а при их неисправности с помощью звуковой сигнализации или в необходимых случаях по поездной радиосвязи. Переход помощника машиниста из хвостовой кабины управления в головную, должен осуществляться только после проверки действия тормозов в пути следования и с разрешения машиниста. Осуществлять проверку работы оборудования, и отлучатся из кабины управления, помощник машиниста может только с разрешения машиниста. Запрещается помощнику машиниста покидать головную кабину управления при следовании к сигналу уменьшения скорости или остановки, при следовании по опасному месту, в условиях ограниченной видимости (туман, метель, проливной дождь), при следовании поезда в нестандартной ситуации (приказу, путевой записке, неправильному пути и др.). Запрещается отправления поезда со станции при отсутствии помощника машиниста в кабине управления электропоезда.

3.6. Помощник машиниста осуществляет переход из хвостовой кабины в головную по вагонам поезда, проверяя состояние внутривагонного оборудования, состояние дверей, а в зимнее время и состояние печей, калориферов и других приборов отопления с соблюдением ПТБ, не касаясь кожухов печей и не открывая шахт калориферов. При проходе по составу электропоезда помощник машиниста обязан докладывать машинисту по связи «пассажир-машинист» о номере вагона, в котором он на данный момент находится. Машинист информирует помощника машиниста о восприятии данной информации кратковременным включением или отключением (в зависимости от времени суток) главного освещения в салонах электропоезда. По приходу в головную кабину помощник машиниста докладывает машинисту о результатах проверки и состоянии поезда, а в зимнее время теплового режима в салонах поезда.

3.7. Не реже одного раза в смену, при производстве ТО-1 локомотивная бригада обязана, контролировать работоспособность радиооповестительной установки поезда, исправность вентиляции, раздвижных дверей, стекол, а в зимнее время через 30-40 минут и отопления в салонах электропоездов, которое должно включаться при температуре наружного воздуха ниже +5 С0 и поддерживать температуру в пассажирских отделениях вагонов в пределах +11С0 – +15С0, за исключением электропоездов повышенной комфортности, в которых установлен особый температурный режим.

3.8. Помощник машиниста обязан проходить по составу в пути следования для проверки работы электрического и механического оборудования, работы отопления салонов, а также для проверки хвостовой кабины на предмет наличия посторонних лиц и предметов в тамбуре и кабине. Проверку состояния колесно-моторных блоков в режиме тяги и на выбеге помощник машиниста контролирует по звуку. Участки, на которых помощник машиниста обязан проходить с данной проверкой по составу указаны в приложении №7 к данной инструкции.

При проходе по составу электропоезда помощник машиниста обязан докладывать машинисту по связи «пассажир-машинист» о номере вагона, в котором он на данный момент находится. Машинист информирует помощника машиниста о восприятии данной информации кратковременным включением или отключением (в зависимости от времени суток) главного освещения в салонах электропоезда.

При обнаружении посторонних шумов помощник машиниста, с соблюдением правил техники безопасности, осматривает колесно-моторный блок и подвеску редуктора через приоткрытый люк, в полу вагона над колесно-моторным блоком, на ходу поезда и немедленно докладывает о выявленных замечаниях машинисту по связи “пассажир-машинист” из вагона. Машинист электропоезда, получив такую информацию от помощника машиниста, останавливает поезд, приводит его в нерабочее состояние, закрепляет его ручным тормозом, и тормозными башмаками, информирует по радиосвязи машинистов вслед идущих (при необходимости и встречных) поездов, ДСП, ДНЦ, согласно приказа Начальника дороги. Лично осматривает узел и принимает решение о дальнейшем следовании.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9. На станции отправления машинист и его помощник обязаны подготовить электропоезд к посадке пассажиров и отправлению, при необходимости произвести открытие или закрытие (с закреплением) фартуков тамбуров, осмотреть ходовые части, установленным порядком проверить состояние автотормозов, открыть автоматические двери со стороны платформы не менее чем за 5 минут до отправления поезда, установить на маршрутных указателях название станции назначения следования поезда. Перед отправлением поезда, за 2-3 минуты проинформировать пассажиров, по радиооповестительной установке поезда, о маршруте следования поезда и остановочных пунктах, которые он проследует без остановок. Перечень “Обязательных объявлений пассажирам электропоездов” приведен в приложении №4 к данной инструкции. Информирование пассажиров о порядке следования поезда, также проводится на станциях пересадок, массовой посадки и высадки пассажиров.

Перед отправлением поезда с начальной станции машинист обязан включить систему САВПЭ и ввести в неё соответствующие параметры для следования с обслуживаемым поездом. В случае неисправности САВПЭ текст обязательных объявлений в пути следования поезда передает машинист или помощник машиниста.

3.10. Для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров локомотивная бригада обязана выполнять следующие требования:

3.10.1. Остановить электропоезд в пределах пассажирской платформы, не проезжая головной кабиной электропоезда сигнального знака «Остановка первого вагона», а при его отсутствии торца пассажирской платформы.

3.10.2. Машинист электропоезда производит открытие автоматических дверей только после полной остановки поезда.

3.10.3. О платформах, которые по своей длине не вмещают полностью электропоезд, обслуживающая бригада обязана заблаговременно предупредить пассажиров по радиооповестительной установке поезда с указанием, из каких вагонов возможен выход. Такое объявление должно быть передано перед отправлением поезда с начальной станции, на предыдущей по ходу движения остановке и перед остановкой у укороченной платформы. На микроплатформах предназначенных для выхода пассажиров только из первого тамбура, посадка и высадка пассажиров производится через первый тамбур головного вагона. Если не произведена модернизация, позволяющая открытие или обесточивание (снятие питания) с вентилей привода автоматических дверей только первого тамбура головного вагона, то посадка и высадка пассажиров производится через служебный тамбур головной кабины управления. В приложении №5 к данной инструкции приведен полный список пассажирских платформ, не вмещающих полностью по своей длине электропоезд, с указанием вагонов, из которых осуществляется выход для каждой платформы.

3.10.4. Помощник машиниста обязан внимательно наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров через открытое окно двери служебного тамбура (в случае невозможности открытия окна служебного тамбура через открытую боковую дверь служебного тамбура, держась за поручни или за специально установленную ручку на стене служебного тамбура) головного или хвостового вагона электропоезда, с соблюдением требований ПТБ. В случае расположения пассажирской платформы со стороны рабочего места помощника машиниста, а также при нахождении помощника машиниста в хвостовой кабине управления, разрешается наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров через форточку кабины управления, при условии, что видимость состава не ограничена.

Прекратить наблюдение за составом и вернуться в кабину управления помощник машиниста может только после проследования поездом всей платформы.

3.10.5. На платформах, расположенных в кривых участках пути, при плохой освещенности платформ или при других помехах, ограничивающих видимость состава: помощник машиниста, после остановки, обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к перилам платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда. Убедившись в разрешающем показании светофора и окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (в светлое время суток поднятием руки вверх, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря с прозрачно-белым огнем). После закрытия автоматических дверей удостоверившись, что ими никто не зажат, помощник машиниста возвращается в служебный тамбур. Убедившись в разрешающем показании путевого светофора и обменявшись информацией с машинистом о показании путевого светофора (или локомотивного светофора, если не видно путевой светофор) подает звуковой сигнал на отправление поезда. Особое внимание требуется уделить при наблюдении за посадкой и высадкой на неосвещенных платформах, а также расположенных в кривом участке пути. За задержку электропоезда при отправлении с платформ, вследствие длительной стоянки по условиям ограниченной видимости платформы, локомотивная бригада ответственности не несёт. Об отсутствии освещения на платформах локомотивная бригада обязана сообщить ДСП ближайшей станции, а на участках с диспетчерской централизацией поездному диспетчеру и по окончании работы сделать запись в Книгу замечаний машинистов.

3.10.6. Перечень остановочных пунктов, где помощник машиниста обязан находиться в хвостовой кабине, указан в приложении № 6.

3.10.7. При необходимости нахождения помощника машиниста в составе электропоезда, информирование пассажиров по радиооповестительной установке, проверку готовности поезда к отправлению, контроль за посадкой и высадкой пассажиров, а также наблюдение за платформой при отправлении поезда осуществляет машинист. В этом случае о наличии разрешающего сигнала машинист информирует помощника машиниста кратковременным включением или отключением (в зависимости от времени суток) главного освещения в салонах электропоезда. При неполучении этой информации от машиниста, помощник машиниста обязан не допускать начала движения электропоезда открытием “стоп-крана”. При необходимости вызова помощника машиниста из состава в кабину управления, машинист использует радиооповестительную установку поезда. При отправлении поезда со станции помощник машиниста, в обязательном порядке обязан находиться в кабине управления электропоезда.

3.10.8. При ограниченной видимости платформы через зеркало, машинист обязан вызвать из вагона помощника машиниста для осуществления наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров в соответствии с п. 3.9.4.

3.11. Локомотивная бригада обязана соблюдать следующий порядок отправления поездов со станций и остановочных пунктов:

3.11.1. При нахождении помощника машиниста в служебном тамбуре головного вагона:

- убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров и наличии разрешающего показания (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора, машинист снимает команду «пауза» с системы САВПЭ для производства объявления о закрытии автодверей электропоезда (в случае неисправности САВПЭ помощник машиниста (машинист) по радиооповестительной установке поезда объявляет: “Посадка окончена, будьте осторожны, двери закрываются”). Помощник машиниста дает команду на закрытие автоматических дверей;

- машинист, получив команду от помощника машиниста на закрытие автоматических дверей и, убедившись в разрешающем показании (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора закрывает двери, предварительно убедившись по зеркалу заднего вида, в пределах видимости, в отсутствии препятствий;

- помощник машиниста, визуально убедившись в закрытии автоматических дверей и отсутствии между ними препятствий (пассажиры, предметы багажа, домашние животные и др.) в ночное время в горении лампы подсветки на хвостовом вагоне, выполняет регламент переговоров в соответствии с приказом Начальника дороги, после чего дает команду на отправление поезда;

- машинист, получив команду на отправление поезда, убедившись в разрешающем показании светофора и загорании контрольной лампы закрытия автоматических дверей, а также в том, что никто не зажат автоматическими дверьми (в пределах видимости, через боковое зеркало обратного вида), выжидает 3-5 секунды и приводит электропоезд в движение.

Подача помощником машиниста команды на закрытие автоматических дверей и отправление поезда при запрещающем сигнале впередистоящего светофора (входного, выходного, маршрутного, проходного, погасшем повторительном) категорически запрещается, за исключением случаев предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. После остановки поезда, машинисту запрещается подтягивать поезд к сигналу с запрещающим показанием, без устного указания ДСП станции.

3.11.2. При нахождении помощника машиниста в служебном тамбуре хвостового вагона:

Помощник машиниста, после окончания высадки и посадки пассажиров, дает звуковой (звонковый) сигнал на закрытие автоматических дверей вагонов. Визуально убедившись в отсутствии между створками автоматических дверей препятствий (пассажиры, предметы багажа, домашние животные и др.) в ночное время в горении лампы подсветки на головном вагоне и убедившись через машиниста, или лично в разрешающем показании впередистоящего светофора дает машинисту звуковой (звонковый) сигнал на отправление поезда.

При нахождении платформы в кривых участках пути, помощник машиниста обязан выполнить вышеперечисленные действия, находясь на платформе так, чтобы полностью просматривать электропоезд со стороны платформы.

Если из служебного тамбура хвостовой кабины помощник машиниста не видит показания светофора, то он обязан выяснить это перед отправлением у машиниста по переговорному устройству между кабинами и только после этого дать звонковый сигна

Наши рекомендации