Шаг 20: Саморазоблачение
Пройдя через горнило битвы, герой претерпевает изменения. Он узнаёт, кто он на самом деле. Это знание либо уничтожает его, либо делает сильнее. Саморазоблачение является значительным, если:
- происходит внезапно
- сокрушительно для героя
- герой получает ранее неизвестную информацию о себе
- герой понимает как и в чём он был не прав в отношении других
Эффективность истории в значительной мере зависит от качества саморазоблачения. Внимание: Убедитесь, что герой получает действительно важный опыт, а не просто красивые слова или банальности.
Возможные ошибки:
- Герой не достигает саморазоблачения.
- Саморазоблачение наступает в истории слишком рано
- Саморазоблачение не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше.
- Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь)
Контрольные вопросы:
- Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для своей игры?
- Действительно ли герой получает новую часть информации?
Шаг 21: Моральный выбор
Когда в результате саморазоблачения герой понимает, как следует действовать дальше, он должен сделать и моральный выбор. Моральный выборпроисходит в тот момент, когда герой стоит на развилке, где каждая из дорог обозначает определённую систему ценностей и образ жизни.
Моральный выбор является выражением того, что герой узнал в процессе саморазоблачения. Его действия показывают, кем он стал.
Возможные ошибки:
- Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор. Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является правильным.
- Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор – между двумя позитивами или уход от двух негативов.
Контрольные вопросы:
- Заключительный моральный выбор – это выбор между двух позитивных ценностей?
- Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни?
Шаг 22: Новое равновесие
После того, как недостаток героя был преодолён, а желание героя было исполнено, все возвращается в нормальное русло. Но есть одна большая разница. Из-за саморазоблачения герой в настоящее время находится либо на более высоком, либо на более низком уровне.
Возможные ошибки:
- Нет ощущения окончания истории.
- Окончание не следует логически (притянуто за уши)
Контрольный вопрос:
- Даёт ли окончание понимание более глубокой проблемы, на которой базируется история?
Возможные ошибки по другим аспектам истории
Состав персонажей
- У вас слишком много персонажей в истории
- Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа.
Вопрос:
- Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю?
Связь между персонажами
- У вас нет четырёхточечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой.
- Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот – столь же сложны, как и главный герой.
- Конфликт между героеми противникомповерхностный
- Геройне обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.
- Противникне обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.
Вопросы:
- Кто главный противник и кто вторичные противники?
- Как противникиспользует основные слабости героя?
- Что является той драгоценностью, за которую сражаются между собой геройи противник?
- Что, по мнению героя, включает в себя понятие «жить правильно»?
- Чем ценности противникаотличаются от таковых героя?
Мир персонажа
- Вы не смогли создать детализированный мир истории
- Мир не выражает глубоких слабостей героя.
- Мир не меняется из-за действий героя.
- История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи.
Вопросы:
- Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя?
- Каковы самые значительные последствия деяний героя?
- Могли бы эти последствия быть более значительными?
Контекст / Общество / Институты
- Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована.
Вопрос:
- Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории?
Социальная среда
- Не показано, как социальные силы воздействуют на героя.
Вопрос:
- Осознаёт или не осознаёт геройвоздействие социальных сил?
Символика мира
- Нет набора символов (символических значений), закреплённых в мире истории.
Вопрос:
- Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира?
Время года / Праздник
- Использованное время года (или праздник) является клише или предсказуемо.
Вопрос:
- Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории?
Диапазон изменения мира
- Мир не меняется с течением истории.
Вопрос:
- Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории?
Визуальные семь шагов
- Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга.
Вопрос:
- Какие уникальные места ассоциированы с каждой ключевой точкой сюжета?
Диалоги
- Сцена не сфокусирована на главном
- В цене лидирует не тот характер.
- Нет противостоящих характеров с разными целями.
- У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели.
- У сцены нет ясной концовки.
- Диалоги имеют значение, но не двигают историю.
- Нет аргументов»правильного» и «неправильного».
- В диалогах нет индивидуальности персонажей.
- Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера.
Моральные действия
- На протяжении истории характер не растёт и не падает морально.
- Другие характеры не реагируют, если геройдействует аморально.
Вопросы:
- Как далеко может зайти герой, пытаясь достичь цели?
- Как ваш геройкритикуется другими за свои поступки?
- Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно?
Предпосылка
- Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз.
- Мелкая идея растянута на два часа.
- Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано)
- Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории.
Вопросы:
- Почему вас волнует эта проблема?
- Интересует ли лично вас решение этой проблемы?
- Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею?
- Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?)
- Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы?
- Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас?
Список сцен
- В сцене используется более одной сюжетной линии.
- Описание поверхностных элементов вместо сути действия.
- Включаются сцены, которые не требуются для драматического развития истории.
- Вы озабочены хронологическим порядком больше, чем структурой.
Вопросы:
- Можно ли объединить несколько сцен в одну?
- Расставлены ли сцены по порядку?
- Нет ли промежутков в списке сцен?
Течение истории
- Ваши сцены не расположены согласно «22 step» - самому драматургическому пути развития истории
- Вы не в состоянии проверить «спинной хребет» истории.
- В сценах нет символов.
Символ в сцене
- Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог.
- Ваши символы не связаны с темой.
- Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом.
- Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя.
Вопрос:
- Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории?
- Какой символ выражает изменение характера вашего героя?
- Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа?
Тема
- Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю.
- Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории.
- Не знаете свою тему.
- Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю.
- Характеры не выражают уникальный взгляд на центральную проблему истории.
- Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему.