Взаимосвязь картины мира и мировоззрения. Донаучные картины мира

Когда мы говорим, что система наук дает человеку определенную картину мира, мы подразумеваем при этом, что в нашем сознании на базе научных данных формируется некое отражение окружающей действительности. Отдельные факты, процессы, явления связываются в единое представление о мире, законах его существования и развития. Наука выступает в данном случае тем инструментом, при помощи которого и происходит такое формирование. Однако помимо строгих научных данных имеются еще два фактора, которые определяют картину мира — это личный опыт человека и исторический опыт человечества, который меняется от эпохи к эпохе. Именно поэтому нельзя утверждать, что картина мира базируется только на научных данных — наука делает для этого очень много, но значительную роль играет и мировоззрение человека и общества.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Как видим, мировоззрение включает в себя элементы научного познания, однако ими не исчерпывается. Наука во многом определяет, как именно предстанет окружающий мир в глазах человека, однако она сама направляется и определяется тем, что человек хочет увидеть в окружающем мире, каковы цели его познания и достижению каких материальных и духовных ценностей оно служит.

Разделяют три исторических типа мировоззрения — мифологическое, религиозное и научное (иногда его называют научно-философским). Мифологическое мировоззрение характеризуется в первую очередь синкретичностью, т.е. неразделенностью между субъектом и объектом, между естественным и сверхъестественным мирами и т.д. В мифе форма представляется тождественной содержанию, поэтому отсутствует самый главный критерий научного знания — достоверность. Категории истинности и ложности знания неприменимы к мифу именно потому, что символ, т.е. идеальное отражение объекта, считается полностью соответствующим самому реальному объекту. Миф органически сплавляет в себе зачатки научного знания, религии, искусства и т.д. С наукой миф роднит одна из его функций — объяснение реальности, ее правил и законов. Например, так называемые космогонические мифы описывают происхождение и развитие нашей вселенной, они пытаются объяснить устройство мира, в котором живет человек, но это описание и объяснение (методы, которыми пользуется и современная наука) основывается не на теоретическом знании, подтвержденном практическим опытом, а на произвольном толковании эмпирического материала. Мифологическая картина мира, т.о., предстает гармоничной и завершенной, но не отвечающей современным критериям научности. Основы науки закладываются тогда, когда единая картина впервые дает трещину — для западноевропейского мышления это эпоха высокой античности (V—IV в. до н.э.). При завершенном мировоззрении нет нужды в науке, в первую очередь — в естественнонаучном знании, поскольку миф дает объяснение всех фактов и явлений окружающего мира — от происхождения вселенной до социальных законов.

Разумеется, научное знание в эпоху мифологического мировоззрения присутствует. Например, геоцентрическая модель Вселенной, автором которой является египетский ученый Птолемей, обладает определенными чертами научной теории — она основывается на эмпирическом материале, под который подведена теоретическая база в виде законов, объясняющих фактические данные. Птолемеевская модель была ближе всего к структуре современных теорий, именно поэтому она просуществовала вплоть до XVI в. (1543 г.), когда была представлена работа Коперника «О вращениях небесных сфер». Следует заметить, что еще в Ш-м в. до н.э. Аристарх Самосский выдвинул предположение о гелиоцентрическом устройстве мира, однако это было сугубо умозрительное предположение, не подтвержденное фактами, в то время как теория Птолемея подтверждалась наблюдением за Солнцем и планетами, В самом деле, движение Солнца по небосводу мог видеть каждый, эмпирические доказательства теоретического знания были налицо, и гениальная догадка Аристарха была забыта. Именно умозрительность является, пожалуй, основной чертой античной науки. В 5-м веке до н.э. Демокритом была высказана еще одна гениальная догадка — о существовании мельчайших неделимых частиц, из которых состоит все сущее. Демокрит назвал такие частицы атомами и указал, что их природа недоступна чувственному познанию и может быть постигнута только с помощью логических построений. Отсутствие фактических данных, подтверждающих эту гипотезу, привело к ее забвению до XIX в. Подобные примеры показывают не только неразделенность естественных и гуманитарных наук в эпоху античности, они выражают невыделенность научного знания как такового. Наука и мировоззрение слиты в этот период воедино.

Религиозная картина мира характеризуется четким разделением сверхъестественного и естественного миров. Если в мифах мы встречаем сверхъестественных существ повсюду, они живут рядом с людьми (в античных мифах — наяды, дриады, сатиры и т.д.), и даже боги, отделенные от простых смертных, могут приходить в человеческий мир, то в религиозном мировоззрении Бог четко отделен от человека. Человеческая потребность в познании окружающего мира реализуется в данном случае путем сакрального авторитета. Любая религия, так же как и миф, объясняет окружающую действительность, однако это объяснение происходит путем отсылки к высшему существу — демиургу, творцу, который создал мир и установил его законы. Категория истинности знания в данном случае также не имеет смысла, однако по другой причине, нежели в мифе. Религиозное знание истинно, поскольку оно дано человеку существом, чьи познавательные возможности неизмеримо превышают человеческих разум. Во втором послании к Коринфянам, например, апостол Павел говорит: «Вся мудрость человеческая есть безумие пред Богом». Поэтому в эпоху господства религиозного мировоззрения потребности в науках так же не возникает — все факты и явления окружающего мира находят свое объяснение. Однако религиозное мировоззрение утратило, по сравнению с мифологическим, одну важнейшую черту. В мифе человек не отделяет себя от природы, он гармонично слит с ней, и потому не испытывает потребности (и даже не имеет возможности) в сомнении. Религиозная же картина мира опирается не на ощущение единства с миром, а на авторитет. Категория сомнения уже присутствует, ведь то, что является авторитетным для одного, может не быть таковым для другого. Подтверждением этого служит существование множества различных религий. Вопрос об истинности или ложности знания, таким образом, превращается в вопрос веры или неверия. Неслучайно возникновение в христианской средневековой Европе различного рода ересей — течений, подвергающих сомнению религиозные установления (само слово «ересь» означает выбор).

Религиозное мировоззрение в настоящее время существует и развивается параллельно с научным, хотя исторически оно возникает гораздо раньше. Определенные черты мифологического мировоззрения также могут присутствовать одновременно с наукой и религией. В первую очередь это относится к так называемым социальным мифам — заблуждениям, которые являются общеупотребительными. В качестве примера такого мифа можно указать на продажу Аляски, которая была осуществлена российским царем Александром II. Строго говоря, на этой почве возникло даже два мифа — во-первых, что земля была не продана, а отдана в аренду, а, во-вторых, — что продавала Аляску Екатерина II. Если первый миф был создан официально, дабы избежать негативной оценки этой сделки со стороны общественного мнения, и в настоящее время почти забыт, то второй оказался гораздо устойчивее — до сих пор подавляющее большинство россиян уверены, что Аляску продала именно Екатерина.

В настоящее время различают три типа мировоззрения, которые в значительной степени коррелируют с историческими типами. Это обыденное (повседневное, житейское), религиозное и научное мировоззрение, каждому из которых соответствует определенная картина мира.

Наши рекомендации