Интеллектуальная деятельность руководителя при разработке управленческого решения (УР)

Любое решение принимается в процессе мышления.

С позиций менеджмента процесс мышления включает следующие этапы:
1) идея,

отвечающая на вопрос – что делать? представляет собой либо что-то совершенно новое, либо новое знание, но основанное на имеющейся базе (второе бывает чаще);

2) мысль.

которая отвечает на вопрос – как делать? И представляет собой, является направлением реализации идеи;

3) убеждение.Под влиянием внешней среды и внутренних факторов человека, мысль превращается в убеждение, подтверждающее правильность хода решения проблемы;

4) действие.Убеждение под влиянием внимания и чувств руководителя реализуется в конкретных его действиях;

5) успех.


6) мастерство (искусство). Повторение успехов при решении проблем формирует мастерство (искусство) принятия решения, то есть высокую степень умения принимать качественные решения.

Особенности мышления руководителя:
а) по степени практического применения выработка УР относится к практической сфере мышления, (например, это проявляется в способности преобразовывать сложную информацию в простые и доступные для каждого планы и решения;

б) по типу осмысления информации практическое решение имеет политический, экономический, технический, человековедческий и другие аспекты;

в) по отличительным свойствам управленческое мышление отличается особыми глубиной, широтой, гибкостью и быстротой мысли.

Глубина мышления – умение видеть наиболее скрытые причинно-следственные связи.

Широта мышления – умение воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии.

Гибкость мышления – умение, исходя из сложившейся ситуации, отступать от стереотипных, хоть и оправдавших себя решений, в пользу оригинальных.

Быстрота мышления – «скорость мысли» от анализа проблемы к формулировке ее решения.

4. Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений

"принятие решения" - некоторые авторы отождествляют его с процессом управления в целом. В узком плане - это формально математизированное направление по выбору наилучшего решения.

Формальная (математизированная) теория принятия решений анализирует, как должны приниматься решения, при каких условиях они будут наиболее рациональными.

Нормативные модели основаны на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не на то, что мы думаем на самом деле. Этот тип математического моделирования исходит из идеи "рационального человека".

по мнению известного специалиста по менеджменту Н. Энкельмана, "в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство".

Менеджер должен всегда обладать разносторонними теоретическими знаниями (теории менеджмента, теории организации, психологии, социологии, информатики, математики, других наук) и практическими навыками, опытом разработки управленческих решений, чтобы обеспечить их высокое качество и эффективность.

А математический аппарат, формализованные структуры теории принятия решений и современные информационные технологии будут способствовать этому.

Есть мнение что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.

На основе изучения природы биологических процессов разработаны нейронные механизмы, протекающие в организме (мозге) человека при процедуре принятия решений. Ярким подтверждением этому является шахматный матч чемпиона мира Г. Каспарова с искусственным интеллектом.

С развитием научно-технической революции область формального в разработке решения при помощи искусственного интеллекта на базе электронных вычислительных машин с быстродействием в сотни миллио­нов операций в секунду.

По утверждению специалистов, психология стоит на пороге нового этапа развития - создания математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ними человеческого поведения.

Психологические (неформальные) аспекты - составная часть процесса разработки решений, не учитываемая нормативными моделями.

В обозримом будущем (XXI веке) в противостоянии "человек - искусственный интеллект" может обнаружиться неожиданное ослабление позиций человека. Гипотетически это можно допустить как результат влияния ряда факторов, в том числе экологических, на рекреативное состояние человека, включая его интеллект.

Постоянные изменения в хозяйственной деятельности предприятия требуют ответной реакции в субъекте управление разработки самых разнообразных управленческих решений.

ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Классификация решений

Процесс управления отличается своей динамичностью, постоянные изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений.

Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются:

- технико-технологические,

-социально-экономические

- региональные.

В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные.

Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный характер.

Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

Быстрота реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей.

Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого.

Структура предприятия должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироватьсяисходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные.

По источнику возникновения решения делят:

-на инициативные,

-по предписанию,(однако навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей).

-по предложению "снизу".

По юридическому оформлению решения могут быть в виде:

- плана,

- приказа,

- распоряжения,

- инструкции;

По способу фиксации они делятся на: устные и письменные.

Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления различают:

Приказ- наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей.

Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

По субъекту, принимающему решения, выделяются решения:

- индивидуальные, (принимает лично руководитель)

- коллективные (принимаются коллективами предприятий и организаций)

- коллегиальные (коллегиальными органами (советами, правлением).

По степени уникальности решения делятся: на Рутинные и Новаторские.

Рутинные –решения принимаемые каждодневно, согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Новаторское решение отличается спецификой построения процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.

По методам разработки различают: количественные решения, (включающие методы математического программирования и статистические методы);

и эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний

По степени неопределенности, решения подразделяют на:
- детерминированные - принимаемые в условия определенности, при наличии полной информации; - вероятностные- принимаемые в условиях риска;

- неопределенные - решения, принимаемые в условия неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.

Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей - как одноцелевые многоцелевые.

По степени регламентации, (то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных) различают решения:

- регламентирующие,

- ориентирующие и рекомендующие.

Регламентирующие решения - полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность (с подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность).

Ориентирующие решения - однозначно определяются лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.

Рекомендующие решения -контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

По функциональному признаку (содержанию) решения бывают:

- экономические,

- социальные,

- технические,

- политические

- организационные.

Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.

Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: - долговременные (перспективные)

- оперативные.

Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. (В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др).

Оперативные решения предусматривают меры по реализа­ции прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).

Типология решений

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на типы.

Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются: программируемые и непрограммируемые решения.

К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения (закупка товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др.)

К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях носят разовый, творческий характер, (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).

Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку:

- рутинные,

- селективные,

- адаптационные и

- инновационные.

Рутинные решения - принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Селективные решения - инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. (Например, оценка известных альтернатив и выбор из них оптимальных).

Адаптационные решения - они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Сочетание творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная ини­циатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

Инновационный - Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

Характер проблемылежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений.

В связи с его использованием выделяются три типа проблем:

- хорошо структуризованные;

- слабо структуризованные;

- не структуризованные.

Под структуризацией понимается - возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации (признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом).

Хорошо структуризованными считаются проблемы в которых з между элементами ситуации можно получать численные значения или символы.

При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций".

Слабо структуризованными являются проблемы как правило, сложные проблемы, отличающиеся качественной зависимостью элементов от ситуации.

Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.

Решение проблем неструктуризованных производится с использованием методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления.

В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.

Проблемы и их решение

Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу.

Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Следует отметить, что единого мнения относительно определения понятия «проблема» в методологии науки нет.

Есть общие признаки и свойства проблем:

- если это проблема, то ее обязательно следует решать;

- неповторимость ситуации (ситуации абсолютно точно не повторяются);

- наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы;

- неопределенность последствий принятия решения;

- необходимость учета множества факторов;

- присутствие человеческого фактора (ЛПР или группы лиц, разрабатывающих решение), а, следовательно, субъективных аргументаций по поводу выбора решений.

Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы: как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.

Предмет проблемы - характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: "В чем суть проблемы?"

Объект проблемы - отвечает на вопрос: "Где возникла проблема?" (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.).

Субъект проблемы - тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент).

Связи проблемы характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана проблема?"

В описании проблемы должны быть отражены указанные элементы.

Каждый элемент проблемы может иметь подпроблемы, т.е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим, следует отметить, что в проблеме выделяют «имя» и «формулировку». Их нельзя смешивать. Имя, т.е. название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным.

Решение проблем, как и управление, - это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов.

Специфические черты проблемы – это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.

Способы продумывания проблемы включают:

1. Разделение проблемы на части.

2. Выделение основных и второстепенных характеристик проблемы.

3. Установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам проблемы.

4. Прогнозирования и анализа требуемых действий.

5. Разработка рекомендаций к действиям

Качество управленческих решений во многом зависит от условий, характерных для конкретной ситуации, и факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние.

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

- показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

- степень риска вложения инвестиций;

- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

- степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана Литвак Б.Г Управленческие решения. - М.: Экмос, 2003. - 124 с..

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

К основным условиям обеспечениявысокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

- применение к разработке управленческого решения научных подходов теории управления и менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, (характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения);

- применение методов функционально анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

- структуризация проблемы и построение дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

- обеспечение много вариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам).

Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.

Пути и способы оптимизации качества управленческих решений:

Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат.

Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектированяи экспериментов. М.Крылья, 2002- 207 с.

Основными методами оптимизации являются:анализ;прогнозирование;моделирование (логическое, физическое, экономико-математическое).

В практической теории управления основными методами анализа являются: - метод сравнения;

- индексный метод;

-балансовый метод;

- метод цепных подстановок;

- метод элиминирования;

- графический метод;

- функционально-стоимостный анализ;

-факторный анализ;

-экономико-математические методы.

Под прогнозированием в управлении понимается - непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений.

Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важные задачи прогнозирования:

-разработку прогноза рыночной конъюнктуры;

-выявление экономических и иных тенденций оказывающих влияние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;

-выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;

-экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят: системность;комплексность;непрерывность;вариантность; адекватность и оптимальность.

Модель - это упрощенное изображение конкретной жизненной (управленческой) ситуации.

Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи.

Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.

Проверка модели на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить - все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.

Применение модели. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении - например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий - может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2000.-369 с..

Таким образом, совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.

Тема II. Методологическая парадигма управленческих решений.

Наши рекомендации