Архетипы и стереотипы в рекламе. Общественные и национальные стереотипы. Моральные архетипы
Стереотип- устойчивое представление о чем-то. Гл.св-во - то, что любая инф. к-ая ему противоречит блокируется или воспринимается с недоверием. Стереотипы влияют на решения покупателей вопреки логике и чувств.опыту. Они также способствуют принятию автоматич.решений. Стереотипы обладают выраженной конкретностью, т.е. бывают либо+, либо-, либо нейтральные. Задача рекламиста при проведении мотивац. анализа приложить усилия для определения степени влияния остальных факторов. Архетипы явл.основой коллективного бессознательного К.Юнга. Это сверхличные символы. Это определенные внутренние психологические программы к-ые обуславливают внимание, интерес чел-ка.
Считается, что если Р.строится на архитипах, то она лучше сохраняется на подсознательном ур-не чел.и образует больше устойчивых ассоциаций.
Основные архетипы:1) ребенок - образ будущего
2) мать - желание любить, защищать
3) тень - подавл.бессознат.желания
4) небо - символ совершенства
5) вода - чистота.жизнь
6) анима - женщина, мать
7)анимус - муж.начало,агрессия
При создании Р.архетипы следует использовать с осторожностью. Архетипов очень мало, хотя есть и др.точки зрения. Только базовые понятия м/являться архетипами.
Миф и мифологическое и сознание существуют столько, сколько существует сам человек. Вера человека в чудо — очень древний и сильный архетип. Теория мифа активнейшим образом разрабатывалась французским этнологом К. Леви-Стрессом. Исходя из признания своеобразия мифомышления (как мышления на чувственном уровне, метафорического), К. Леви-Стросс показал, что это мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу. Мифологическая логика достигает своих целей как бы ненароком, окольными путями. Мифы не умирают, а перерождаются в соответствии с идеями новой социально-экономической эпохи.
Применение мифотехнологий в рекламе соответствует процессу мифотворчества, по К. Юнгу, и транформирует архетипы в образы рекламы. Рассмотрим некоторые из них: дитя, по К. Юнгу, символизирует начало пробуждения индивидуального сознания, оппозицию смерти и новое рождение. К. Юнг делает вывод о том, что архетип ребенка выражает целостность человечества и является свойством будущности. Он — символ, объединяющий противоположности, носитель исцеления, творец нового. В рекламе архетип ребенка является также символом будущего, надежды, вечно юной силы, возрождения и обновления. Отсюда значительное количество изображения младенцев, детей и подростков
Архетип тени, по К. Юнгу, символизирует оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник, в нем отражается темная сторона человеческой души. Этот архетип подчеркивает двойственность человеческой натуры. Многие мифы, основанные на оппозиции добра и зла, используют этот архетип. В рекламе архетип тени находит довольно широкое применение. Его используют, когда представляется некая негативная ситуация или объект, символизирующий зло, от которого нужно избавиться, а затем ситуация кардинально меняется. Особое значение для использования в рекламе имеют Анима и Ани-мус, которые воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола. В разных культурах во все времена женщина рассматривалась как начало всех начал, как мать, хранительница очага, и вместе с тем одновременно ощущалась эротическая, сексуальная сущность этого образа.
Виды психологического воздействия в рекламе. Убеждение. Внушение. Ассоциации.
Основные псих.возд-я
*Убеждение - характеризуется заранее объявленной целью, откр.хар-ом, аргументации, логич.обоснованностью документов, допущением критики и добровольным принятием позиции субъекта воздействия. Оно возможно если объект заинтересован в получении инф., а субъект - умеет донести свою т.з. в доступной форме. До применения метода необходимо собирать инф.об избирателях и разработать аргументы
*Психологическое заражение- инф.подается через психологич.состояние и помимо воли объекта. Волнообразное опред.настроений. Заражение осущ.в процессе непосредственного общения с избирателями (митинги и др.меропр-я). Суть: выбирается доминирующее настроение в общ-ве и усиливается. Эффективность определяется природными качествами (харизма, артистизм итд)
*Подражание - преднамеренное или не преднам.копирование субъектами политических взглядов, форм поведения, установок, эл-ов внешности, присущих тому или иному п.лидеру. Мотивами подражания м/б желание походить на лидера или принадлежать группе его сторонников.
*Внушение (суггестия)- внушение направленное на чувства чел.через сферу бессознательного и через чувства влияет на выбор и поведение людей
Внушение м/б прямым,т.е. с помощью спец.словесных формулировок и косвенным (влияющ.на эмоц.восприятие) т.е. внушается не д-, а эмоц. состоян.(«все будет хорошо»)
С др.т.з. внушение м/б манипулятивным , т.е. основанным на принуждении и запугивании, и вдохновляющим, т.е. основанным на авторитете лидера.
Методы внушения
внушение через мотивационную сферу личности - активизируется какая-либо потребность избирателей, а затем им предлагается «выход»
в-е через ссылку на авторитеты
через идентификацию - избиратель начинает идентифицировать себя с опред.гр. и делает выбор также как все участники гр.( эмо, пенсионеры и др.)
через персонификацию - инф.в эмоцион.форме излагается от имени конкрет.личности со ссылками на собств.опыт, т.е. подается как совет чел.,пережившего ту же ситуацию.
Через демонстрацию уверенности
Через предупреждение - избирателя склоняют к нужному выбору обрисовывая возмож.последствия
Через повторение - лозунги повторяются настолько часто, что начинают восприниматься без критического анализа
Через особенности речи и речевой динамики
*НЛП – 1)использование цвета - цвет выполняет след.функции:
а) создает необход.эмоц. настрой, б) придает региональный колорит, в) адаптирует р.продукцию для восприятия людьми определённого возраста, г) цвет отражает черты полит.имиджа лидера и т.д.
2.) Исп.спец.символов и образов