В каком предложении слово вокруг является предлогом?
1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.
2) От этого луча солнца всё вокруг посветлело.
3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
4) Там вокруг высились тёмные сизые сопки.
В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?
1) каждый – определительное местоимение
2) перечитывающий – действительное причастие настоящего времени
3) пробирался – глагол прошедшего времени
4) так же – сочинительный союз
Задание: цифрой 1 обозначьте предлоги, цифрой 2 – союзы.
В течение, зато, несмотря на, чтобы, так как, как…так и, ни…ни, будто, вследствие, мимо, несмотря на то что, ввиду, в продолжение, или, как будто, также, не то…не то, вдоль, от, оттого что , тоже, для того чтобы, а, либо, для, вроде, в связи, потому что, навстречу, не только…но и , сквозь, то..то, по, как только, если.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Задание: определите, чем выражены все члены предложения в данном тексте.
Глядя на небольшую находку, я убедился, что передо мной довольно ценная вещь, способная украсить любой музей. Меня наполнило каким-то необъяснимым волнением, которое я даже не смог скрыть. Моё лицо сияло, и это привлекло внимание коллег, внимательно наблюдавших за моей застывшей над небольшим осколком фигурой.
Задание:
Выпишите номера предложений, в котором выделенное слово не является предлогом.
I. 1. Инавстречу декабрьской метели вышли стоять под огнем. 2. А навстречу рвется ветер волглый и звенит бубенчик заливной. 3 . Крутыми тропинками в горы, вдоль быстрых и медленных рек, минуя большие озера, веселый шагал человек.4. Бежит вверх аллейка, а ярко-рыжие цветки стоят вдоль.
5.Космонавт уснул совсем как дома... мимо мчалась звездная река. 6. Шли ребята мимо зданья, что на площади Восстанья. 7. Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи. 8. Я писал этюд, а она стояла возле и смотрела восхищенно.9. Сколько ягод не доели, раскидали их вокруг! 10. Не пряжу мотать на клубок – вокруг Земли обороты.
Выпишите номера предложений, в которых выделенное слово является предлогом.
II. 1. Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре. 2. Страна встает со славою навстречу дня. 3. Так вот она, широкая какая, встает навстречу, глаз не утоля, исконная, родная, золотая, никем не покоренная земля. 4. А кругом стоял тот смутный, непрерывный и веселый шум, которым днем и ночью полон воздух в начале лета. 5. В саду и кругом сада все слабо шумело, шуршало, словно живое, – трава, цветы, кусты. 6. Иди, мой сын! Враги не ждут, врагов кругом немало.7. Прожужжит в полете жук... Вздрогнет земляника. И опять покой вокруг. 8. В марте грачи носятся стаями, делают облеты вокруг грачевен.9. Ночью мы перебрались на знаменитые торфяные болота к деревне Вороваткино. Переночевали вблизи. 10 . Вблизи высокого кургана начались дубы.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.
3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот, Например, Однако Именно Поэтому
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.
2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.
УРОК 2
МОРФОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ
Задание:
Подчеркните частицы.
Вот об этом и поговорим; ведь ты прав; вот-вот приедет; лишь он; не только ты, но и он; только не читай! Что за красота! Разве я не права? Где бы ты ни был…; не знал ни правил, ни формул; точно янтарь; как он красив! Спросил, знал ли он это; пусть всегда будет солнце! Сделал бы правильно.
Подчеркните частицы.
Неужели у меня двойка? Возьми-ка ручку; пусть отвечает; вон за тем домом; ну просто красота! Как раз сегодня; вот глупость какая; ни у кого не было; давай погуляем; только ты; чуть не уронила стакан; даже я не знаю; не рано ли? Неужто вы боитесь? Именно это задание; приставка и суффикс; вот мои друзья и готовы; уж вы будьте так добры.