Глава 2. Выдвижение версий по делам о серийных убийствах
Выявление серийных убийств, получение и оценка информации о том, что несколько таких преступлений, совершенных без очевидцев, являются эпизодами преступной серии, всегда представляет собой значительную сложность. Эта работа достаточно специфична. Она требует больших временных и умственных затрат, изучения и сопоставления большого количества фактических данных, сосредоточенных в изучаемых уголовных делах. Это достаточно длительный процесс накопления и анализа сведений, позволяющих выявить определенные закономерности в совершении преступлений со сходными признаками, а равно установление таких преступлений и их целенаправленный отбор с последующим соединением уголовных дел в одном производстве. Требуется особо тщательный подход к анализируемым сведениям и систематизации установленных совпадающих признаков.
Изучение уголовных дел и других материалов, в которых содержатся указывающие на серийность убийств данные, целесообразно поручать специально выделенным в составе следственно-оперативной группы сотрудникам. В любом случае необходимо, чтобы каждый из участников такого аналитического ее подразделения лично их изучил. Это значительно упростит последующее обсуждение результатов изучения и формирование окончательного мнения о наличии либо отсутствии признаков серийности преступлений в изученных материалах. Обрабатываемая информация дифференцируется по отдельным эпизодам убийств с помощью специальных сопоставительных таблиц или классификаторов, в компьютерных базах данных[11].
В перечень признаков, которые должны быть достаточно изучены и проанализированы, входят следующие данные:
1. О мотиве каждого убийства и подтверждающих вывод о таком мотиве обстоятельствах.
2. О жертвах убийств с перечислением их половых, возрастных и других социально-демографических характеристик; социального статуса; знакомых и связях; непрофессиональной деятельности; криминальном прошлом; привычках и наклонностях; физическом и психическом здоровье; коммуникабельности или замкнутости; отношении к религии. К этим сведениям должны прилагаться фотокарточки потерпевших (желательно, выполненные в сравнительно недавний до гибели период), что имеет существенное значение для выявления совпадающих признаков внешности (при сексуальных убийствах), а также для организации и проведения розыска без вести пропавших потерпевших.
3. О местах обнаружения трупов потерпевших. Это имеет значение для установления фактов совершения убийств, уголовные дела о которых изучаются, в одних и тех же местах; для выявления определенной аналогии в характеристиках удаленных друг от друга мест обнаружения трупов потерпевших, если эти места одновременно являются местами их убийств; для установления таковой в случаях, когда имеются основания полагать, что места обнаружения трупов не являются местами убийств.
4. О способе и механизме совершения убийства; об особенностях почерка преступника; об обстановке убийств.
5. О времени совершения убийств.
6. О результатах судебно-экспертного исследования телесных повреждений на трупах потерпевших; биологических выделений и микрочастиц на их одежде; следов рук, ног, орудий взлома, обуви и транспортных средств, обнаруженных на местах происшествий; стреляных пуль и гильз; одорологических выборок объектов — вероятных носителей запаха преступников и иных следов и предметов; данные о проверках перечисленных следов и объектов, подлежащих уголовной регистрации по соответствующим учетам.
7. О похищенных преступниками после убийства предметах и ценностях, принадлежавших потерпевшим, с точным установлением их вида, количества, индивидуальных признаков и иных характеристик, позволяющих выделить эти объекты из числа им подобных и в последующем осуществить их целенаправленный розыск и доказывание принадлежности потерпевшим.
8. Данные о преступниках, сведения об определенных характеристиках которых содержатся в заключениях экспертов по результатам исследования следов их рук, обуви, биологических выделений, волос, потожирового вещества и иных носителей информации; в показаниях свидетелей и оставшихся в живых потерпевших об их внешности, особых приметах, тембре голоса, физических аномалиях. При наличии таких показаний в уголовном деле и материалах оперативно-розыскной работы должен находиться композиционный портрет неизвестного, составленный методом «фоторобота» или субъективного рисованного портрета (СРП)[12].
Своевременное установление таких признаков группы убийств и их правильная оценка позволяют аккумулировать, оптимально и более продуктивно использовать комплекс значимой для их раскрытия информации, ранее содержавшейся в разрозненных уголовных делах и материалах оперативно-розыскной работы.
При накоплении и анализе названных данных основой версии о том, что несколько убийств, уголовные дела о которых изучены, составляют серию, в первую очередь служит подтвержденная совокупностью объективных фактических данных однотипность их совершения, сходство в деталях механизма убийства, почерка неизвестного преступника.
Способ совершения преступления является центральным элементом его криминалистической характеристики, и ему принадлежит основная роль в установлении других достоверных данных о преступлении. Его повторяемость, проявляющаяся в соответствующих признаках, нередко дает основание для предположения о том, что образование данных признаков есть результат действия одного и того же преступника или их группы в сходных условиях внешней среды с использованием собственного определенного опыта.
Индивидуальность способа — это его неповторимость при совершении преступлений одного и того вида или одной и той же разновидности другими лицами. Вывод об индивидуальности способа совершения преступления может быть основан на своеобразном, неповторимом сочетании признаков способов совершения преступлений, имеющих внутривидовые особенности, и на наличии группы признаков совершения убийств и связанных с ними изменений, индивидуализирующих лицо, совершившее преступление. Эти признаки содержатся в зафиксированной в протоколах осмотров и в приложениях к ним обстановке мест происшествий; в заключениях экспертов о результатах исследования трупов потерпевших, следов, микрочастиц, биологических выделений, стреляных пуль и гильз и др.; в протоколах осмотров вещественных доказательств и в самих вещественных доказательствах, а также в заключениях исследовавших их экспертов; в показаниях свидетелей и в других материалах уголовных дел. Каждый из источников соответствующей информации должен быть подвергнут всестороннему и тщательному исследованию, анализу и сравнению с аналогичными источниками, содержащимися в других делах, прежде чем он будет принят в рассматриваемом качестве в уголовных делах.
Положительный результат в выявлении серийных убийств может быть достигнут за счет построения информационной модели действий предполагаемого серийного убийцы. Данная модель рассматривается как своего рода эталон, используемый для анализа каждого отдельно взятого убийства и решения вопроса о возможности его отнесения к конкретной серии (группе) этих преступлений. Характер соответствия модели его фактическим обстоятельствам на первоначальном этапе работы достаточно условен, т.к. это соответствие напрямую зависит от степени установления элементов, образующих ее «оригинал». Решение данной задачи обеспечивается путем получения следователем максимально возможного в отсутствие обвиняемого и в наличествующих условиях работы объема информации о каждом составляющем серию убийстве. При изучении уголовных дел о них рекомендуется придерживаться следующей предлагаемой последовательности:
- формирование и изучение максимально достоверной индивидуальной информационной модели каждого убийства;
- выделение в их числе таких убийств, о которых собран наибольший объем характеризующих их признаков, в том числе совпадающих с аналогичными признаками других убийств;
- сопоставление комплексов указанных признаков;
- формирование обобщенной модели, содержащей как признаки, свойственные всем составляющим серию убийствам, так и выявленные только в отдельных из них;
- экстраполирование обобщенной модели на каждую индивидуальную модель[13].
Такое экстраполирование дает возможность и основания предполагать наличие еще не установленных фактов и доказательств по тем уголовным делам о составляющих серию убийствах, по которым они еще не обнаружены и процессуально не закреплены, а также связей между этими фактами и доказательствами, обеспечивает верную целенаправленность расследования. При выявлении убийств с признаками серийности основное внимание на первоначальном этапе этой работы акцентируется на мотивах их совершения, поскольку их установление сразу позволяет отграничить конкретную группу убийств от других. Последующие аналитические действия должны быть сосредоточены на таких совпадающих признаках группы выбранных из общего массива совершенных по определенному мотиву убийств, которые связаны непосредственно со способом их совершения и с сопутствующими данному способу обстоятельствами. Другие признаки на этом этапе в ряде случаев по объективным причинам не бывают известны, либо о них имеется только предположительное суждение.