Неречевое общение и невербальное поведение
Неречевое общение (невербальная коммуникация) осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения.
Невербальное поведение- это все те виды поведения, исключая произносимые слова, которые имеют место во время общения. Такие невербальные аспекты поведения включают в себя:
• выражение лица;
• жесты и движения кистей, рук и ног;
• позу, наклон и ориентацию тела;
• тон голоса и другие вокальные характеристики, в том числе высоту, скорость речи, интонацию и паузы;
• дистанцию между людьми при общении;
• прикосновения друг к другу;
• взгляд и визуальное внимание.
Невербальное поведение, таким образом, включает в себя как те виды поведения, которые мы обычно ассоциируем с активным самовыражением, так и другие, менее яркие и более трудноуловимые поведенческие моменты.
Согласно схеме Экмана и Фризена, типы невербального поведения можно разбить на пять основных категорий:
• иллюстраторы;
• адаптеры/манипуляторы;
• эмблемы;
• эмоции;
• регуляторы.
Иллюстраторы- это виды невербального поведения, которые мы используем для того, чтобы подчеркнуть какие-то аспекты нашей речи. С их помощью мы иллюстрируем визуально то, что пытаемся символически выразить словами. Многие люди, например, используют жесты рук, чтобы проиллюстрировать или подчеркнуть свои слова.
Адаптеры/манипуляторы- это виды невербального поведения, которые помогают нашему телу адаптироваться в окружающей нас среде. Если мы чешемся, трогаем себя за кончик носа, кусаем губы или трем глаза - это адаптивное поведение.
Эмблемы- это невербальное поведение, которое несет информацию само по себе. Эмблемы могут и не применяться во время общения, хотя используются довольно часто. В таких случаях они передают сообщение, подобно слову, предложению или фразе. Конечно, есть более простые и более прямолинейные эмблемы, такие как кивок головой, означающий «да», покачивание головой, означающее «нет», и старый добрый «палец».
Эмоции- еще один вид посланий, передаваемых с помощью невербального поведения. Лицо человека - наиболее широко исследуемый канал невербальной передачи эмоций, вероятно, из-за его хорошей способности передавать дискретные, специфические для данного момента эмоциональные состояния. Однако другие виды невербального поведения, включая тон голоса и положение тела, также могут нести определенную информацию об эмоциональных или аффективных состояниях.
Регуляторы- это такие аспекты невербального поведения, с помощью которых мы регулируем поток речи во время общения. Мы часто используем выражение своего лица для того, чтобы сигнализировать о том, что устали, или ждем, или даже предлагаем кому-то другому что-то сказать. Наш тон голоса также регулирует речь, информируя других о том, что мы закончили говорить.
6.Особенности установления невербального доверия.
Основные стратегии проведения дискуссии.
Дискуссии возникают в ходе деловых переговоров, презентаций, совещаний, собраний, собеседований, брифингов, пресс-конференций и т.д. Этот вид общения позволяет участникам придти к взаимоприемлемому решению проблемной ситуации путем сопоставления или противопоставления своих взглядов и позиций.
Для того, чтобы дискуссия была успешной, она должна носить позитивный и предметный характер, представлять из себя объективное и обстоятельное обсуждение позиций, ведущее к решению проблемы. Столкновение амбиций с взаимными претензиями, упреками и обидами сторон недопустимо. Нельзя подменять объективное обсуждение предмета субъективным выяснением межличностных отношений оппонентов. Конфронтационный ход дискуссии ведет к конфликтам и вражде участников, а главное — к сохранению, а иногда и обострению проблемы.
ЦЕЛЬ ДИСКУССИИ:
Цель дискуссии — добиться результата, устраивающего всех участников встречи, принятие приемлемого с их точки зрения решения проблемы. Учитывая, что в дискуссии принимают участие, как минимум, два участника, каждый из них должен поставить себе два вопроса:
- Чего я хочу добиться в результате дискуссии?
- Чего будет добиваться мой оппонент?
Поскольку интересы участников редко совпадают полностью, результатом дискуссии чаще всего является компромисс.
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ
Пути движения к целевому результату включают в себя:
- точное изложение исходной ситуации;
- четкое формулирование проблемы;
- выявление интересов, взглядов, позиций, целей и приоритетов сторон;
- определение совпадающих либо пересекающихся интересов;
- подбор адекватных аргументов и фактов, подтверждающих собственную позицию;
- убедительное представление информации оппонентам;
- принятие разумных аргументов другой стороны;
- заключение приемлемых компромиссов по решению проблемной ситуации.
Цель и пути движения к результату дискуссии вместе составляют СТРАТЕГИЮ дискуссии.
СТРАТЕГИЯ ДИСКУССИИ:
Пути движения к результату
-Показать оппоненту конкурентный потенциал моей фирмы (плюсы и минусы).
-Представить аргументы, почему у нее не было зарубежного партнера (например ВПК).
- Выяснить, что побудило оппонента искать контакты в России.
- Конкретизировать выгоды и преимущества сотрудничества для оппонента.
-Выяснить, какие собственные слабости он хочет преодолеть через партнерство.
-Выявить его предубеждения и развеять их.
-Определить границы допустимых компромиссов в выборе формы сотрудничества.
8. Пространственно-временная организация участников беседы