Глава II. Нормы поведения правового консультанта во взаимоотношениях с клиентом
Статья 5
1. Во взаимоотношениях с клиентом правовой консультант должен быть тактичным, корректным, вежливым, при необходимости оказывать клиенту моральную поддержку, проявлять искренний интерес к личности клиента и заинтересованность в его делах.
2. Правовой консультант должен соблюдать основополагающие правила делового общения, быть ответственным, честным, пунктуальным, дисциплинированным и обязательным.
3. Правовой консультант не должен допускать фамильярных отношений с клиентом.
Статья 6
Правовой консультант не вправе:
1) действовать вопреки законным интересам клиента; оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь только соображениями собственной выгоды, реально осознавая бесперспективность предполагаемых действий; безнравственными интересами или находясь под воздействием извне;
2) занимать по делу позицию, противоположную позиции клиента;
3) разглашать без согласия клиента сведения, сообщенные им правовому консультанту в связи с оказанием ему юридической помощи;
4) допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения;
5) приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором правовой консультант принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь.
Статья 7
1. При обращении клиента за правовой помощью отношения по поводу ее оказания возникают между клиентом и правовым консультантом непосредственно.
2. О передаче дела от одного сотрудника правового консультанта к другому клиент должен быть заранее уведомлен. При этом клиенту должны быть разъяснены причины такой передачи.
3. При ведении дела двумя и более сотрудниками правового консультанта у них не должно быть разных позиций решения проблемы клиента. Все подобные противоречия должны быть немедленно устранены без участия клиента.
Статья 8
1. Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности правового консультанта.
2. Правовой консультант не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме клиента, сообщившего ему сведения, составляющие профессиональную тайну. Без согласия клиента правовой консультант вправе использовать сообщенные ему клиентом сведения в объеме, который правовой консультант считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при оказании правовой помощи.
Статья 9
1. Правовой консультант должен быть уверен в своей компетентности, а также обязан сообщать клиенту о любых сомнениях в благоприятном исходе дела.
2. Правовой консультант должен предлагать клиенту наиболее оптимальные пути решения проблемы в плане минимизации сроков оказания услуг и, соответственно, материальных затрат клиента.
3. Правовой консультант должен проявлять целеустремленность, находчивость и инициативу в решении стоящих перед ним задач, помогать клиенту находить нестандартные решения и использовать все имеющиеся способы для достижения поставленных целей.
4. Правовой консультант должен стремиться к тому, чтобы оказывать положительное влияние на клиента и на ситуацию, в которой клиент находится.
5. Правовой консультант должен постоянно стремиться к повышению своей квалификации, личностному росту, расширению кругозора.
Статья 10
1. Правовой консультант обязан информировать клиентов о любых обстоятельствах, которые могли бы повлиять на независимость и объективность ведения дел, консультаций (обслуживание конкурентов и т.п.).
2. Правовой консультант вправе контактировать с оппонентом своего клиента только с согласия или в присутствии последнего.
3. Правовой консультант не должен принимать поручение, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее принятого поручения.
Статья 11
1. Правовой консультант обязан в согласованные сроки информировать клиента о положении дела и своевременно отвечать на обоснованные запросы о предоставлении информации.
2. Информация, представляемая клиенту, должна быть полной, понятной и объективной.
Статья 12
1. Правовой консультант не может вводить клиента в заблуждение, давая гарантии в успешном разрешении судебного дела.
2. Правовой консультант обязан принять все зависящие от него меры к наиболее полному уяснению всех обстоятельств дела клиента, знакомству с судебной практикой и соответствующей научно-методической литературой, прибегая по мере необходимости к консультациям с коллегами, соблюдая при этом правила конфиденциальности.
3. При невозможности в силу различных причин оказать правовую помощь обратившемуся лицу правовой консультант обязан поставить об этом в известность клиента заблаговременно.
Глава III. Нормы поведения правовых консультантов при взаимодействии между собой и с иными юристами
Статья 13
1. Правовой консультант строит свои отношения с другими правовыми консультантами или иными юристами на основе признания и соблюдения их профессиональных прав.
2. Правовой консультант должен воздерживаться от:
1) употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого правового консультанта и (или) иного юриста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности;
2) использования в беседах с клиентами выражений, порочащих другого правового консультанта и (или) иного юриста, а также критики правильности действий и консультаций правового консультанта и (или) иного юриста, ранее оказывавшего правовую помощь этим клиентам.
3) обсуждения с клиентами обоснованности гонорара, взимаемого другими правовыми консультантами и (или) иными юристами;
3. Правовой консультант не вправе склонять лицо, обратившееся к другому правовому консультанту и (или) иному юристу, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом.
4. В случае, если при оказании юридической помощи клиенту выявится присутствие на стороне оппонента члена НП «ЗСПП», оба консультанта обязаны попытаться решить проблему путем переговоров (возможно, с использованием регламентов, действующих в НП «ЗСПП»).
5. В случае невозможности оказания услуг клиенту по различным причинам, консультант, исходя из объективной оценки проблемы, должен принять все необходимые меры по рекомендации клиенту коллег по НП «ЗСПП» согласно представленным специализациям.
6. Отношения между правовыми консультантами и (или) иными юристами не должны влиять на защиту интересов участвующих в деле сторон. Правовой консультант не вправе поступаться интересами клиента во имя товарищеских, корпоративных отношений.
Статья 14
1. Распространение информации одним правовым консультантом о другом правовом консультанте допустимо, если такая информация не содержит: негативных оценочных характеристик правового консультанта; отрицательных отзывов других лиц о работе правового консультанта; негативных сравнений с другими правовыми консультантами и (или) иными юристами и критики правовых консультантов и (или) иных юристов; заявлений, намеков, двусмысленностей, отрицательно характеризующих правового консультанта, которые могут ввести в заблуждение потенциальных клиентов.
2. Если правовому консультанту стало известно о распространении без его ведома другим правовым консультантом информации о деятельности первого, которая не отвечает требованиям части 1 настоящей статьи, он обязан сообщить об этом в Комиссию по этике НП «ЗСПП».
3. Решение Комиссии по этике НП «ЗСПП», принятые по фактам, указанным в настоящей статье, должны быть доложены Совету НП «ЗСПП» на его ближайшем по времени заседании.