Понятие гостиничные ассоциации. Основные элементы договора между гостиницей и ассоциацией
В мире существует несколько международных ассоциаций, которые руководят различными отелями или, если точнее, гостиничными цепочками. Членство в них является лучшей характеристикой гостиницы, ее визитной карточкой. Основной критерий объединения отелей — это определенный уровень обслуживания согласно внутренним стандартам цепочки. Как правило, они изложены в специальной книге стандартов, где по всем службам расписано абсолютно всё, начиная от приветствия гостя и вплоть до товаров, закупаемых для проведения конференций. Ассоциации жестко контролируют соблюдения своих стандартов, но не вмешиваются в управление отеля, хотя оставляют за собой право исключения его из своих рядов, в случаях грубых нарушений корпоративных норм.
Гостиницы, вступившие в сеть, могут пользоваться единой корпоративной клиентской базой. Кроме того, они должны участвовать в маркетинговых программах и благотворительных акциях, проводимых в соответствии с правилами цепочки. Их вносят в сетевой каталог, и на сайте ассоциации они могут бронироваться по специальным тарифам, а также участвуют в основных международных туристских выставках. У большинства мировых операторов участие в сети не предусматривает обязательного владения гостиницей. Ассоциации, объединяющие гостиничные цепочки, — это, как правило, международные маркетинговые компании, представляющие интересы гостиниц на международном рынке.
Членство в ассоциации.
Первый платеж отеля, принятого в гостиничную цепочку, — это вступительный членский взнос, который затем взимается ежемесячно. Ставка рассчитывается, исходя из количества номеров в каждой из гостиниц. Оплата членского взноса — действие вполне законное, однако налоговые риски очевидны.
Дело в том, что в целях исчисления налога на прибыль, согласно п.15 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений). Таким образом, налоговики могут не принять в состав расходов для целей налогообложения сумму оплаченных членских взносов.
По нашему мнению, данного риска можно избежать, если при заключении договора вместо слов «членские взносы» указать, что первоначальный платеж за принятие гостиницы в международную гостиничную цепочку составляет такую-то сумму. Учитывая, что ассоциация является иностранным лицом и ее правовой статус определить достаточно сложно, в контракте ее лучше указать как компанию.
Иногда в договоре предусмотрены такие условия, как обязательства по бартеру. Как правило, ассоциация может предоставить в качестве услуг размещение рекламы в каком-нибудь каталоге, а гостиница — определенное количество номеров за год членства.
Если гостиница и ассоциация намерены проводить расчет по данным услугам посредством взаимозачета, то, согласно п. 1 ст. 19 («Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ») закона № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г., при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги. Таким образом, взаимозачет согласно валютному законодательству РФ невозможен.
Если предполагается бартер, необходимо определить, в обмен на какие именно услуги SLH предоставляются номера и стоимость бартерных услуг. В бухгалтерском учете выручка от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении бартерных операций определяется в соответствии с п. 6.3. ПБУ 9/99, согласно которому величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров (ценностей) устанавливается, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Если установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, невозможно, то величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров). Таким образом, порядок определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям очень сложный.
В налоговом учете выручка определяется, исходя не из стоимости товаров (работ, услуг), полученных или подлежащих получению организацией (как в бухгалтерском учете), а из стоимости товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделки. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ, налоговые органы могут контролировать цены сделок и доначислять налоги по бартерным операциям. В связи с вышеизложенным бартерные операции применять не рекомендуем. Указанные условия контракта лучше по возможности исключать, определив обязательства гостиницы предоставить ассоциации определенное количество номеров, которые та оплатит по указанным ценам.
В любом договоре обязательно будет условие о проведении ассоциацией инспекции, т.е. внутреннего сервис-аудита. Для этого несколько ее представителей иногда инкогнито живут в отеле, создают ситуации для проявления сервиса и умения общаться с гостем и затем составляют отчет для собственника, где указывают, что, на их взгляд, необходимо изменить. Причем гостиница обязана возместить любые расходы, понесенные проверяющими в период инспекции.
По нашему мнению, недостаточно в контракте только указать «любые расходы», нужно обрисовать приблизительный круг возможных или типичных расходов, которые, как правило, несут проверяющие. Это необходимо для защиты интересов гостиницы перед ассоциацией.
Указанные расходы будут являться производственными и направленными на получение дохода только при наличии отчета о проведенной проверке. Этот документ и станет основанием для отражения расхода, кроме того, так же выставляют и счет.
Отражаться данные расходы должны на счете 26, поскольку наверняка будут связаны не только с гостиницей, но и с вспомогательными службами.
Предоставление услуг гостиницей.
Зачастую некоторые формулировки, встречающиеся в договоре, могут быть расценены как безвозмездное оказание услуг гостиницей. Например, в одном из контрактов на вступление в гостиничную цепочку было сказано, что ассоциация предлагает отелю логотип и рекламные материалы в виде брошюр и он обязуется демонстрировать их гостям. Причем нигде не было оговорено, что эти материалы передаются за оплату или в счет стоимости, уплаченной за участие в гостиничной цепи. Во избежание признания налоговиками услуги гостиницы по демонстрации рекламных материалов безвозмездно переданной и доначисления НДС на основании ст. 146 НК РФ рекомендуем данное или похожее условие формулировать следующим образом: «Гостиница в счет стоимости, уплаченной ею за участие в гостиничной цепочке, получает право пользования логотипом ассоциации (Приложение №... к настоящему договору). При этом гостиница обязуется демонстрировать логотип и рекламные материалы в своих помещениях на видных местах среди гостей».
Скидки и бесплатные услуги сотрудникам и членам ассоциации.
Любой договор на участие в международной гостиничной цепочке обязательно содержит такое условие, как предоставление гостиницей номеров для проживания членов ассоциации (т.е. фактически таких же гостиниц, как и ваша). Если к вам приезжает директор или руководящий сотрудник ассоциации, то отель обязан предоставлять бесплатное проживание, а напитки и доп. Услуги – с 50-процентной скидкой.
В этом случае вряд ли можно что-либо посоветовать, поскольку, как показала наша практика, данное условие ставится ассоциациями перед гостиницами очень жестко. Хотим только напомнить, что реализация услуг на безвозмездной основе признается объектом исчисления налога на добавленную стоимость. Наличие условия в договоре не означает, что нужно насчитывать НДС, однако риск найти такого представителя в базе данных гостиницы вполне реален. Что касается скидок, то их следует занести в общую маркетинговую политику гостиницы. Естественно, это риска не снимает, однако позволяет некоторым образом его снизить.
Расторжение договора и возврат платежа (членского взноса).
Как правило, в договоре очень подробно расписываются основания, по которым ассоциация в одностороннем порядке может расторгнуть договор, например, из-за несоблюдения гостиницей стандартов или неуплаты взносов и т.д. Однако ничего не говорится про порядок возврата части суммы уплаченного членского взноса.
Здесь необходимо иметь в виду следующее: при таком расторжении гостиница не сможет принять в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, сумму несписанных членских взносов. В бухгалтерском учете оставшаяся сумма будет признана внереализационным расходом в момент расторжения договора.
Соблюдение стандартов.
Программа «Постоянный гость». Практически в каждом отеле, не говоря уж о гостиничной сети, существует программа поощрения постоянных гостей. Наиболее часто используемая система скидок на номера — это так называемая «накопительная система», когда клиент, набрав определенное количество очков или баллов за проведенные в гостинице ночи, получает значительные льготы и привилегии за пользование гостиничными и дополнительными услугами.
Очень важным моментом в этой связи является тот факт, что данная программа работает везде, где представлена гостиница — член данной цепочки. Гость может и не жить ни одной ночи в вашей гостинице, но из-за того, что он набрал это количество баллов в отелях других стран или получил там дисконтную карту, вы обязаны предоставить ему скидку или иную привилегию, на которую он имеет право. В этом случае отель должен расписать эту систему в маркетинговой политике, чтобы снизить риски, которые могут быть по ст. 40 НК РФ.
Другая форма работы с клиентами, набравшими определенное количество баллов или получившими карту VIP-гостя, — это предоставление не только скидок, но и бесплатных услуг или иных поощрений. Например, по программе «Постоянный гость» ему могут предоставить проживание в номере повышенной категории, хотя он оплатил только стоимость стандартного номера; подарить махровый халат с логотипом гостиничной сети; разрешить бесплатно пользоваться процедурами фитнес-центра.
Кроме того, клиент может накопленными баллами расплатиться за проживание или в ресторане за ужин, или за любую другую услугу отеля.
Обращаю ваше внимание еще раз на то, что накапливает гость эти баллы в основном за границей, а тратит у вас в гостинице. В результате налицо безвозмездное оказание услуг. Однако, как показывает практика, они не всегда могут трактоваться как безвозмездно оказанные, например, если в договоре с ассоциацией будет прописано условие, что все предъявленные гостем баллы в оплату тех или иных услуг могут быть возмещены (компенсированы) ассоциацией, допустим по их себестоимости (лучше конечно, если по рыночной стоимости).
При наличии такого условия стоимость реализованных, но неоплаченных услуг (товаров) отражается отелем в составе выручки, начисляется НДС, а счет 62 закрывается на счет 76 или 60 «расчеты с ассоциацией». И до момента оплаты (возмещения) в балансе гостиницы числится дебиторская задолженность. Себестоимость оказанных, но неоплаченных услуг списывается в расходы. Если такого условия о возмещении в договоре нет, то стоимость данных расходов можно включить в калькуляцию номерного фонда. В противном случае стоимость всех безвозмездно оказанных услуг и переданных товаров должна быть включена в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а их себестоимость не участвует в расходах, уменьшающих налоговую базу по прибыли.
Программа предоставления гостю доп. услуг, входящих в стоимость номера, без доп. оплаты. Согласно стандартам, принятым в цепочке, клиенту предоставляются некоторые дополнительные услуги бесплатно, например, бритвенные принадлежности, зубные щетки, гигиенические принадлежности и т.п. Данная услуга позиционируется гостиницей как входящая в стоимость номера.
Для того чтобы не возникало претензий налоговых органов в части доначисления НДС со стоимости безвозмездно переданных товарно-материальных ценностей по ст. 146, а стоимость безвозмездно переданных ТМЦ не учитывалась в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, гостинице необходимо оформить калькуляцию номерного фонда, включив в нее не только данную позицию, но и все дополнительные расходы, которые могут быть произведены гостиницей во исполнение стандарта ассоциации.
Участие в благотворительных акциях
Например, одна из наших гостиниц участвовала в благотворительной акции помощи пострадавшим от цунами на островах в Индонезии. Эти расходы в налоговом учете, конечно, относятся на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. А в бухгалтерском учете они признаются внереализационными расходами в момент выплаты.
Налог на доходы и НДС.
Подробнее хотелось бы остановиться на вопросе исчисления гостиницей налога на прибыль с дохода у источника выплаты и налога на добавленную стоимость как налогового агента. Поскольку контрагентом по договору является иностранная организация, которой выплачивается доход за оказанные услуги, необходимо рассмотреть налогообложение этих доходов.
Согласно ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 148 НК РФ установлен порядок определения места реализации работ (услуг) в случаях, когда продавец услуг имеет постоянное место деятельности в одном государстве, а их покупатель — в другом.
Согласно пп. 4 данной статьи, местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, там на основе государственной регистрации организации.
В связи с тем, что услуги по бронированию мест в гостинице, предоставляемые иностранным юридическим лицом, не подпадают под перечень работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является место осуществления экономической деятельности предприятия, оказывающего данные услуги. Так как Российская Федерация не является местом экономической деятельности иностранной организации (провайдера и агентств, осуществляющих бронирование), обороты от оказания услуг по бронированию не облагаются НДС на нашей территории.
В отношении доходов, полученных провайдером по рассматриваемому договору, гостиница является источником их выплаты.
В соответствии со ст. 246 НК РФ, иностранные организации, получающие доходы от источников в России, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ. Объектом налогообложения на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определены в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Согласно п. 2.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом № БГ-3-23/150 МНС РФ от 28.03.2003 г., в том случае, если иностранная организация оказывает услуги российской организации за пределами нашей страны, такие доходы не могут рассматриваться как доходы от источников в РФ и подлежать обложению налогом на прибыль в ней же. В связи с тем, что услуги по электронному бронированию гостиничных номеров непосредственно оказываются на территории иностранного государства, источник дохода является «иностранным», следовательно, оплата данных услуг не будет доходом иностранной компании от источников в РФ и не подлежит обложению налогом на доходы.