Судебно-баллистическая экспертиза
Вопросы, решаемые судебно-баллистической экспертизой, обычно принято разграничивать на идентификационные (в том числе и установление групповой принадлежности) и диагностические (неидентификационные). Такое разделение в известной мере условно, поскольку для ответа на некоторые вопросы требуется применение как идентификационных методов исследования, так и диагностических. Так, например, для установления дистанции выстрела с высокой точностью требуется прежде установить элементный состав копоти в следах близкого выстрела, что по сути является разновидностью идентификации (установления групповой принадлежности).
Идентификационные вопросы могут быть заданы как в отношении самого оружия (идентификация оружия по стреляным пулям, гильзам, дроби и т.д.), так и в отношении боеприпасов (патронов, гильз, пороха, снарядов и др.). Задача идентификационной экспертизы огнестрельного оружия состоит в установлении индивидуального тождества либо групповой принадлежности огнестрельного оружия (вида, системы, модели), а экспертизы боеприпасов в установлении единого источника их происхождения (относимость к одной и той же партия патронов, патронов, пороха, дроби и т.д.), либо в определении их групповых характеристик (вид, устройство патронов, марка пороха и т.д.).
Вопросы диагностического характера отличаются значительным разнообразием и вряд ли могут быть исчерпывающе перечислены. Среди них могут быть выделены вопросы, касающиеся самого оружия, и вопросы, относящиеся к обстоятельствам либо условиям его применения.
Непосредственным объектом исследования при решении вопросов первой группы является само оружие, его части, особенности взаимодействия частей оружия. Разрешение вопросов второй группы связано с исследованием закономерностей возникновения следов в результате выстрела из огнестрельного оружия.
В числе наиболее распространенных вопросов об огнестрельном оружии можно назвать вопросы об относимости конкретного предмета к огнестрельному оружию (обычно в отношении самодельного оружия), пригодности представленного экземпляра оружия к стрельбе, возможности выстрела без нажатия на спускной крючок, а также вопросы о том, производилась ли стрельба из данного оружия после последней чистки, имелись ли на оружии маркировочные знаки и если они были уничтожены, то каким способом, и ряд других вопросов.
Среди вопросов, касающихся обстоятельств применения огнестрельного оружия, на разрешение судебно-баллистической экспертизы чаще других ставятся вопросы о дистанции, с которой производился выстрел, местонахождении стрелявшего, количестве и последовательности выстрелов, направлении выстрела, давности производства выстрелов и др.
Установление групповой принадлежности огнестрельного оружия по следам на пулях и гильзах. Уже на месте обнаружения стреляных пуль и гильз начинается работа по установлению вида, системы, модели огнестрельного оружия, из которого они отстреляны. Эти сведения особенно важны на первоначальном этапе расследования, поскольку позволяют сузить круг объектов, среди которых следует искать орудие преступления.
Установление вида (системы, модели) огнестрельного оружия по следам на гильзе начинается с ее осмотра и определения формы, устройства, размеров стреляной гильзы, типа патрона, к которому принадлежит исследуемая гильза. По справочным данным затем выясняется, в каком оружии такие патроны обычно используются. Дальнейшее исследование связано с тщательным изучением имеющихся на гильзе следов. Для более точного определения системы (модели) огнестрельного оружия исследуются форма, размеры, взаимное расположение главным образом следов от бойка-ударника, выбрасывателя, отражателя. При совпадении указанных особенностей для оружия нескольких систем, анализируются другие, имеющиеся на гильзе следы.
В экспертных учреждениях разработаны компьютерные программы, с помощью которых удалось решить задачу автоматизации такого рода криминалистических исследований. В частности, используется программа для ЭВМ, предназначенная для установления модели малокалиберного оружия по следам на гильзах.
При определении системы (модели) огнестрельного оружия по следам на пулях прежде всего учитываются характерные особенности самого снаряда: размеры (длина, диаметр), вес, вид пули (оболочечная, полуоболочечная, безоболочечная, специального назначения и т.д.), форма кончика пули, которые позволяют установить тип патрона, для которого пуля предназначена. Затем исследуются следы на пуле, среди которых основными являются следы от полей нарезов канала ствола. Визуально определяется количество и направление следов нарезов. Угол наклона и ширина следов от полей нарезов устанавливается с помощью инструментальных методов исследования. Сравнивая полученные данные с имеющимися в справочных таблицах, устанавливают модель оружия, из которого выстреляна исследуемая пуля.
Идентификация огнестрельного оружия по стреляной пуле и гильзе. Индивидуальное отожествление огнестрельного оружия может быть проведено, если в распоряжении следователя оказываются стреляные пули, гильзы и само проверяемое оружие. Перед экспертом ставится вопрос, не из этого ли оружия была выстреляна пуля (гильза), изъятая с места происшествия (извлеченная из трупа и т.д.). Необходимость в проведении идентификации может возникнуть и в случаях, когда само оружие еще не обнаружено, а имеется подозрение, что ряд преступлений совершен с применением одного и того же пистолета, револьвера и т.д. Эксперт должен в таких случаях решить, не из одного ли и того же пистолета были выстреляны пули (гильзы) изъятые с разных мест происшествия.
Идентификация огнестрельного оружия по стреляной пуле основана на сравнительном исследовании особенностей микрорельефа поверхности канала ствола, в том числе полей нарезов, отображающегося в следах на исследуемой пуле и экспериментальных образцах пуль. Экспериментальные отстрелы проводятся в лабораторных условиях с соблюдением соответствующих мер предосторожности и в специальные пулеприемники (ватные, масляные и др. конструкций), обеспечивающие сохранность следов. Как правило, требуется провести серию отстрелов, чтобы проследить закономерности образования следов на экспериментальных образцах и оценить степень их устойчивости.
Сравнительное исследование пуль может проводиться либо путем сопоставления следов непосредственно на самих пулях (исследуемой и экспериментальной), либо путем сравнения копий следов. Второй способ применяется, когда важно изучить взаимное расположение следов на всей цилиндрической поверхности исследуемых пуль. С этой целью изготавливается так называемая "развертка" пули, представляющая собой плоское изображение ее боковой поверхности. В экспертной практике применяется в основном фотографическая развертка, получаемая с помощью специального устройства (типа "РФ" и др.), в котором осуществляется последовательное фотографирование пули при ее поступательно-вращательном движении. Полученные таким образом фотоснимки отображают в одной плоскости цилиндрическую поверхность пули с имеющимися на ней следами. Современные компьютерные идентификационные системы, специально разработанные для судебно-баллистических исследований, позволяют получить электронное изображение боковой поверхности пули путем ее сканирования.
Исследование следов на сравниваемых пулях проводится обычно методом совмещения. Для этого могут использоваться одномасштабные увеличенные фотоизображения следов на исследуемой и экспериментальной пулях (в том числе фотографические развертки) либо сравнительный микроскоп, позволяющий в одном поле зрения наблюдать два объекта с последующей фотосъемкой результатов их оптического совмещения. Значительно большими возможностями для исследования следов на стреляных пулях располагают современные компьютерные системы, например, баллистическая идентификационная система «ТАИС», в которой сравнительное исследование изображений боковой поверхности пуль осуществляется в режиме визуального контроля за процессом совмещения на мониторе компьютера.
Непосредственно совмещению предшествует работа по выявлению на изображениях боковой поверхности сравниваемых пуль одноименных, т.е. предположительно оставленных одним и тем же участком канала ствола, следов. Это бывает довольно сложно сделать, т.к. исследуемая пуля нередко оказывается сильно деформированной и отделить следы от механических повреждений непросто. Суть совмещения изображений (фотографического, оптического или компьютерного) состоит в том, чтобы посредством взаимного их перемещения добиться такого положения, при котором начало каждого одноименного следа на исследуемой пуле получило бы свое продолжение на экспериментальном образце. (рис.6). Совпадение следов на сравниваемых пулях и объяснение причин имеющихся различий является основой для положительного вывода о тождестве оружия, из которого они выстреляны.
Идентификация огнестрельного оружия по стреляной гильзе в сравнении с другими видами идентификационных баллистических исследований считается одной из наиболее надежных благодаря высокой устойчивости рельефа поверхности следообразующих частей оружия и возникающих следов. При подготовке к экспертизе важно правильно организовать и провести экспериментальные отстрелы. Особые требования предъявляются к патронам для экспериментальной стрельбы. Они должны быть такими же по своим характеристикам (вид, размеры, калибр, устройство, материал, из которого изготовлены гильза, пуля; вид пороха и др.), что и патрон, частью которого являлась исследуемая стреляная гильза. В случаях, когда объектом отождествления оказывается револьвер, экспериментальная стрельба для получения сравнительных образцов должна производиться из всех камор барабана револьвера, поскольку для каждой из них следообразование может иметь свои особенности, обусловленные микрорельефом их поверхности, а также известными отклонениями расположения камор относительно продольной оси канала ствола, микрорельефом их поверхности и др.
Сравнительному исследованию при идентификации подвергаются как одноименные следы на гильзах (исследуемой и экспериментальной) в отдельности, так и их взаимное пространственное расположение. Чаще других сравниваются следы от бойка-ударника на капсюле, чашки затвора на шляпке гильзы и на капсюле, зуба выбрасывателя на закраине и отражателя на шляпке гильзы. Особое внимание уделяется следам на гильзе, образованным деталями оружия, имеющими какие-либо дефекты. Исследование проводится, как и в случае отождествления оружия по пулям, с использованием фотоизображений следов на гильзах либо под микроскопом МС-51, МСК, а также с помощью разработанных компьютерных программ.
Баллистические компьютерные системы (например, системы «ТАИС», «Арсенал» и др.) существенно повышают производительность судебно-баллистических идентификационных исследований, позволяя отказаться от трудоемкой работы по изготовлению, например, «развертки» пули традиционными способами, от использования сравнительных микроскопов. Имеющийся в системе графический интерфейс обеспечивает возможность визуального сравнения на мониторе компьютера изображений разверток, отдельных следов на пулях и гильзах методами сопоставления, совмещения или наложения. Полученные в результате сравнительного исследования изображения распечатываются, иллюстрируя выводы, которые эксперт сформулирует в своем заключении.
Автоматизированные системы дают возможность не только получить с помощью специальных сканеров полное изображение всей боковой поверхности пули, корпуса гильзы или ее шляпки с высоким разрешением, но и сохранить эти изображения в базе данных для последующего использования. Например, передать их по электронным каналам связи в любую экспертную лабораторию, информационный центр для сопоставления с данными о пулях и гильзах, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и помещенных в «пулегильзотеке».
Особенности идентификации гладкоствольных охотничьих ружей по следам на дроби. Решение данного вопроса представляет собой значительную сложность в силу особенностей следообразования, характерных для стрельбы дробью из гладкоствольного оружия. Основная трудность идентификации гладкоствольных ружей связана с получением экспериментальных образцов и выявлением на них одноименных следов, оставленных той же частью канала ствола, что и следы, имеющиеся на исследуемой дроби (изъятой с места происшествия, извлеченной из тела трупа).
Для того, чтобы максимально приблизить условия следообразования при экспериментальной стрельбе к условиям возникновения следов на дроби, было предложено проводить экспериментальные отстрелы согласованной картечью. Для этого картечь подбирается по диаметру таким образом, чтобы в каждом слое картечины, соприкасающиеся со стенками гильзы, плотно прилегали друг к другу, не образуя промежутков. Перед каждым выстрелом фиксируется местоположение этих картечин в патроне. Учитывая, что за один выстрел в следах на картечи отображается только та часть поверхности канала ствола, с которой соприкасаются картечины при движении по нему, методикой получения сравнительных образцов предусмотрено производить серию отстрелов, чтобы обеспечить полное отображение в следах всей его поверхности. Для этого с каждым следующим выстрелом патрон поворачивается на определенный угол вокруг своей оси, обеспечивая тем самым перекрытие отображаемого на согласованной картечи рельефа поверхности канала ствола.
После тщательного исследования каждой из экспериментальных картечин отбираются те из них, на которых отобразились участки канала ствола, которыми предположительно оставлены следы на исследуемых дробинах. Далее устанавливается начало и окончание этих следов. Вывод о тождестве оружия делается по результатам совмещения следов на сравниваемых объектах, оценки установленных совпадений и различий.
Установление дистанции близкого выстрела. Экспертиза для решения данного вопроса назначается в тех случаях, когда требуется определить дистанцию выстрела с высокой точностью. Для нарезного огнестрельного оружия эта точность при выстреле с близкой дистанции составляет 1 см. Когда добиться такой точности трудно (например, из-за отсутствия достоверных сведений об использованном преступником оружии), вывод о дистанции выстрела формулируется в относительных величинах, например, "не ближе 30 см", или "не дальше 50 см" и т.д.
Необходимость в проведении такого рода исследований возникает часто по делам о самоубийстве, "самострелах", убийстве с инсценировкой самоубийства или несчастного случая, при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, и некоторых других случаев преступного использования огнестрельного оружия.
В основе экспертного установления дистанции близкого выстрела лежит сравнение топографии и интенсивности зон окопчения на поражаемой поверхности и аналогичных следов выстрела на мишенях, полученных при экспериментальной стрельбе с известного расстояния.
Экспериментальная стрельба должна производиться таким же оружием и патронами, которыми пользовался преступник, и в мишени, изготовленные из того же материала, что и исследуемый пораженный объект со следами близкого выстрела. Лучше, если эксперту для решения поставленного вопроса будет предоставлено само орудие преступления. На каждой мишени со следами близкого выстрела указывается, с какого расстояния она поражена.
Дальнейшее исследование связано с выявлением и оценкой количества, интенсивности, особенностей распределения (топографии) микроэлементов, содержащихся в продуктах выстрела и откладывающихся вокруг входного отверстия: сурьмы, бария, меди, несгоревшего пороха, смазки и т.д. Для этого используются различные аналитические методы исследования качественного и количественного состава данных веществ: диффузно-контактный, эмиссионный и атомно-абсорбционный спектральный анализ и др. методы. Одним из простых и достаточно надежных методов является диффузно-контактный метод. Он состоит в изготовлении для последующего сравнения контактограмм с поверхности пораженных выстрелом объектов, на которых отображается распределение вокруг входного отверстия какого-либо заранее известного химического элемента (например сурьмы). Для этого отфиксированная фотобумага, обработанная 10% раствором аммиака, плотно прижимается к пораженной поверхности и выдерживается некоторое время. В результате на фотобумагу, проникая в желатиновый слой, переносятся микроэлементы продуктов выстрела, распределяясь соответственно их расположению и интенсивности на пораженной выстрелом поверхности вокруг входного отверстия. Проявление полученных контактограмм специальным раствором, реагирующим на присутствие тех или иных химических элементов (чаще это реактивы на медь, сурьму) обеспечивает необходимую их контрастность. Контактограммы с пораженного объекта и экспериментальных мишеней подвергаются сравнительному исследованию. По совпадению топографических признаков отложения исследуемых элементов, интенсивности их распределения на контактограммах и другим признакам делается вывод о дистанции выстрела.
При дальних выстрелах (с расстояния за пределами 2 м) для определения дистанции учитываются данные внешней баллистики (масса, начальная скорость и кинетическая энергия пули, предельная дальность полета пули и др.), особенности оружия, метеорологические условия, в которых производился выстрел и другие факторы.
Установление давности выстрела.В основе метода установления давности выстрела лежит исследование нитросоединений в газовой фазе продуктов выстрела, сохраняющихся в канале ствола или стреляных гильзах. Суть метода состоит в следующем.
В результате выстрела происходит сгорание пороха. Нитросоединения, являющиеся продуктом термического разложения бездымных порохов сохраняются некоторое время в канале ствола и гильзах в количествах, достаточных для определения современными аналитическими методами. Изменение количественного содержания нитритов с течением времени и является тем признаком, по которому устанавливается давность выстрела, произведенного из представленного на исследование оружия или стреляной гильзы.
Основным методом определения содержания нитросоединений в газовой фазе продуктов выстрела является спектрофотометрический, основанный на изменении интенсивности окрашивания индикаторной пластинки в присутствии нитритов в зависимости от их количества. Этот же метод используется и для установления фактов производства выстрела из данного экземпляра оружия после последней чистки. Современные инструментальные методы позволяют устанавливать давность выстрела в пределах до 5-7 дней с момента его производства. При большей давности ответ экспертизы будет констатировать лишь факт производства выстрела за пределами этого срока. Поэтому, изымая оружие или стреляные гильзы по делам, когда давность выстрела может иметь решающее значение для расследования, очень важно обеспечить оперативную их доставку в экспертное учреждение для скорейшего исследования. Если невозможно обеспечить оперативность проведения экспертизы, оружие и стрелянные гильзы подлежат консервации для сохранения в них продуктов термического разложения пороха. Правда это может затруднить дальнейшее исследование и сказаться на точности определения давности выстрела.